УДК 005.21

Разработка инновационной стратегии развития организации

Николаенкова Екатерина Сергеевна – студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Аннотация: В статье уделено внимание подходам по реализации инновационной деятельности, созданию инновационной стратегии развития организации, проблемам и их решению. Сделан вывод о роли стратегического и инновационного маркетинга, важности прохождения всех этапов формирования инновационной стратегии и подчеркивается важность инноваций. Основным выводом является то, что при построении стратегии нужно ориентироваться на равновесие и заинтересованность всех участников процесса. Формирование стратегии через инновации является трудоемким процессом, который влечет за собой не только сбор научно-технических данных, но и изучения сфер менеджмента, маркетинга, права. 

Ключевые слова: инновационная стратегия организации, инновационная деятельность, инновационный потенциал организации, стратегический маркетинг, стратегия.

В наше время инновации становятся основным фактором роста конкурентоспособности российских предприятий. Чтобы адаптироваться к текущим экономическим условиям, организации формируют стратегические управления, отделы управления инновациями, отделы по продвижению продукции. Все это приводит к формированию покупательской связи с потенциальными потребителями продукции и внедрению в рабочие процессы новейших инструментов в системы учета. [4, c. 6]

Для соответствия уровня российской экономики инновационной модели развития, государством вводятся разные стимулирующие инструменты с целью формирования благоприятной экономической среды для организаций, которые ведут инновационную деятельность. [8, с. 34] В связи с этим существует необходимость формировать четкую стратегию управления, которая будет основана на инновационном подходе и определять ключевое в инновационном процессе. В источниках обычно выделяют 3 характеристики инновационной деятельности: [10, с. 4]

  • Непредсказуемый процесс (нет сроков, нет точного прогноза);
  • Отклонение от стандартов и норм (инновации необходимы для повышения показателей, цели достигаются в результате позитивных отклонений от текущей ситуации); [3, с. 54]
  • Внедрение инноваций по вертикали (если обычно в компаниях идет выравнивание и стандартизация задачи, то в случае с инновациями идет вывод аспекта из проекта).

Логическим развитием большинства организаций считается стремление выровнять и типизировать свои рабочие процессы. Говоря об инновационных процессах, все происходит иным способом, достижение целей происходит по-новому для самой организации. Необходимо, чтобы инновационная стратегия имела главную роль в структуре организации, благодаря тому что она нацелена на изменения продукции и в производственном процессе, маркетинге. [12, с. 79] Инновационные процессы не происходят без факторов риска, это связано с тем, что ресурсы, которые вложили в новшества, могут не дать ожидаемый результат. [9, с. 71]

Дадим определение понятию инновационная стратегия развития. Это совокупность методов внедрения инновационной деятельности в организации, что, в свою очередь, гарантирует конкурентные преимущества благодаря исследованию и созданию инноваций [2, c. 3495]. Инновационная стратегия организация подвержена влиянию факторов - сдерживающих и способствующих ее реализации. Примерами сдерживающих факторов являются: недостаток инвестиций, резервных мощностей или их отсутствие, неготовность сотрудников к новшествам, недостаток ресурсов на реализацию. Примеры факторы, которые способствуют реализации: производственные, технические возможности, финансы, государственные субсидии. В результате, факторы, которые влияют на инновационную стратегию развития, определяют риски и возможности для организации.

Этапами разработки данной стратегии являются: [1, с. 71]

  • Исследование нынешней стратегии развития организации (проведение SWOT-анализа);
  • Обзор характеристик развития инновационной деятельности организации;
  • Выбор целей и вектор развития, на которые будет сделан упор при проведении исследований и разработок (оптимизация, новшества, переход на новые рынки);
  • Выбор направлений, где можно будет проводить инновационные изменения (тренды рынка, конкурентный анализ);
  • Приоритезация выбранных направлений, чтобы направить ресурсы в перспективное русло;
  • Формирование и внедрение новой стратегии развития (составление план-графика);
  • Корректировка новой стратегии в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, получением обратной связи.

Для оценки развития инновационной деятельности в организации используется показатель инновационной активности, определяющий увеличение степени функционирования и конкурентных преимуществ, которые нужны для достижения целей и реализации стратегии. В процессе определения инновационной стратегии следует принимать во внимание то, что все продукты проходят через стадии жизненного цикла [5, c. 65]. По инновационной активности можно понять интенсивность создания, реализации новшеств в оборот организации. На инновационную активность влияют разные ресурсы (финансовые, научные, материальные, информационные, человеческие, технологические), необходимые организации для внедрения инновационной стратегии. Перечисленные этапы должны быть синхронизированы между друг другом. [11, с. 31]

Для выбора наиболее подходящей инновационной стратегии можно использовать один из методов: метод структурно-морфологического анализа, метод определения основных характеристик публикационной активности, метод патентов-аналогов, метод терминологического и лексического анализа, метод показателей. [10, c. 6].

Разработка инновационной стратегии может быть затруднена из-за следующих проблем:

  • Трудность с прогнозированием доходов от реализации; ограниченность ресурсов;
  • Отсутствие механизма количественной оценки эффективности данной стратегии;
  • Недостаточная степень подготовки руководителей и сотрудников организации в части проработки и внедрения, недостаток опыта, специфических знаний и навыков [7, c. 277];
  • Изменения во внешней среде, конкуренция, требованиях рынка и законодательстве;
  • Недостаток коммуникации между разными уровнями управления.

Для решения проблемы разработки инновационной стратегии развития организации необходимо выполнять следующие шаги: [6, с. 43]

  1. Исследование текущей ситуации, определение проблем, слабых, сильных сторон, вызовов инновационного развития;
  2. Определение целей, задач инновационного развития;
  3. Определение направлений, которые направлены на достижение поставленных целей с учетом рыночных сегментов, востребованных продуктов и услуг;
  4. Разработка пошаговой инновационной стратегии, определяющей задачи и содержащей ресурсы, бюджет и сроки, а также механизмы контроля и оценки результатов;
  5. Внедрение инновационной стратегии и мониторинг для оценки эффективности;
  6. Вовлечение сотрудников организации в процесс.

Формирование инновационного потенциала организации влечет за собой: появление резерва финансовых и материальных ресурсов и новых технологий, применение социальных, психологических и культурных условий, способствующих инновационной деятельности на организации, преобладание демократического стиля управления и создание целевых рабочих групп, в которых данные передаются горизонтально. [9, с. 88] Формирование стратегии через инновации является трудоемким процессом, который влечет за собой не только сбор научно-технических данных, но и изучения сфер менеджмента, маркетинга, права. Данная стратегия влечет существенную долю риска для руководителей организации, необходимость нанимать квалифицированный штат, финансовые риски в связи с возможными проблемами вывода на рынок новейшей продукции.

Список литературы

  1. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития М.: Дело, 2007. 580 с.
  2. Ачкасова Н.С. Особенности разработки и реализации инновационной стратегии на промышленном предприятии в современных условиях // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2015. С.3494-3497.
  3. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004. 256 с.
  4. Дорошенко Ю.А., Кривцова Д.В. Методы разработки инвестиционной стратегии предприятия // Белгородский экономический вестник. 2017. №2. С.3-7.
  5. Инновации и предпринимательство в современной России / Л. В. Дмитриева, Ю. Н. Никулина, А. Н. Лисина и др.; под общ. ред. Н. В. Клочковой. Иваново: Научная мысль, 2012. 196 с.
  6. Коленскии И.Л., Харин A.A. Управление инновациями. М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. 294 с.
  7. Лысенко А.Н. Пути активизации инновационной деятельности региона // Современный стиль управления: сборник научных статей. Чебоксары, 2016. С.276-280.
  8. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005. 87 с.
  9. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. 260 с.
  10. Соколова А.А. Разработка стратегии инновационного развития гостиничного предприятия // Nauka-Rastudent.ru. 2016. №10. С.6.
  11. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.Пузыня. - М.: Экономика, 1989. 271 с.
  12. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

Интересная статья? Поделись ей с другими: