УДК 336.717.061

Просроченная дебиторская задолженность и способы ее управления

Браткова Виктория Сергеевна – магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Аннотация: Успешное функционирование коммерческой организации во многом зависит от того, насколько контрагенты соблюдают условия хозяйственных договоров. Это в свою очередь оказывает влияние на уровень и структуру дебиторской задолженности организации. Мониторинг и управление дебиторской задолженностью требует стабильной системы учета, анализа и принятия оперативных мер по взысканию задолженности. Компании также могут обратиться к сторонним финансовым институтам или финансовым консультантам для помощи в разработке и внедрении эффективных стратегий управления дебиторской задолженностью. В данной статье проанализирован текущий уровень просроченной дебиторской задолженности российских организаций, и рассмотрены способы управления такой задолженностью.

Ключевые слова: просроченная дебиторская задолженность, факторинг, овердрафт, управление задолженностью.

Руководство дебиторской задолженности – один из важнейших аспектов финансового управления коммерческой организации. Нарушения в платежах со стороны контрагентов могут серьезно подорвать финансовое положение компании, создавая проблемы с оборотными средствами и кассовым потоком.

В 2022-2023 годах согласно данным Росстата наблюдается рост общей суммы просроченной дебиторской задолженности среди средних и крупных российских компаний (диаграмма 1).

1

Диаграмма 1. Динамика просроченной дебиторской задолженности организаций в 2022-2023 гг. [3]

По данным диаграммы видно, что количество компаний, имеющих просроченную дебиторскую задолженность в январе 2023 года меньше, чем в январе 2022 года. Однако, сумма просроченной дебиторской задолженности в апреле 2023 года почти на 1500 млрд. руб. больше.

Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к количеству компаний, имеющих такую задолженность (табл. 1) показывает, что за рассматриваемый период сумма просроченной задолженности в среднем увеличилась на 10% для каждой компании.

Таблица 1. Отношение суммы просроченной дебиторской задолженности к количеству компаний по месяцам. [3]

2022 год

2023 год

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

01

02

03

04

22%

22%

25%

24%

26%

27%

29%

28%

26%

27%

28%

28%

32%

30%

31%

32%

Такая тенденция связана с текущей экономической ситуацией в стране: рост инфляции, увеличение затрат на производство и реализацию, сложности с логистикой. Рост просроченной дебиторской задолженности снижает обеспеченность предприятия собственными средствами, а, следовательно, снижаются показатели ликвидности и оборачиваемости.

В связи с этим, эффективные методы управления дебиторской задолженностью играют большую роль в обеспечении стабильной и безопасной работы компании.

Один из таких методов – факторинг, который позволяет компаниям мгновенно получать средства, предназначенные для возврата дебиторской задолженности, обеспечивая более надежное финансирование и снижая уровень риска.

Факторинг – это комплекс финансовых услуг, которые банки или другие кредитные организации оказывают, например, предприятиям оптовой торговли, когда те поставляют товары покупателям с отсрочкой платежа. [1, c. 189]

Факторинг может быть представлен в нескольких формах:

  1. обычный факторинг: компания продает свои дебиторские требования фактору, который затем взыскивает долги напрямую с клиентов компании в обмен на комиссионный сбор.
  2. обратный факторинг: фактор выкупает дебиторские требования, но предоставляет компании возможность получить немедленные средства в обмен на скидку от общего объема долга.
  3. неполный факторинг: компания передает только часть своей дебиторской задолженности фактору.

Для организации преимущества факторинга заключаются прежде всего в том, что происходит быстрое пополнение оборотных средств, необходимых для закупок товаров, расширения их ассортимента и т. п. Данный инструмент освобождает компанию от необходимости заниматься внутренним учетом и взысканием долгов, что позволяет сосредоточить усилия на основных бизнес-операциях. Также факторинг может быть ресурсом для малых и средних предприятий, не имеющих широкого кредитного доступа или возможности самостоятельно собирать задолженность.

Ниже рассмотрим этапы осуществления услуг факторинга.

  1. Заключение договора финансирования под уступку денежного требования: организация заключает договор с факторинговой компанией, которая соглашается купить дебиторскую задолженность организации за определенное вознаграждение – обычно небольшой процент от суммы дебиторской задолженности.
  2. Передача дебиторских обязательств: организация передает свои дебиторские обязательства факторинговой компании.
  3. Получение финансирования: факторинговая компания выплачивает организации сумму, относящуюся к дебиторской задолженности (до 90%), обычно сразу после передачи обязательств или в течение короткого временного периода.
  4. Сбор задолженности: факторинговая компания берет на себя ответственность за взыскание задолженности у дебиторов, а затем перечисляет оставшуюся сумму компании после удержания комиссии.

При наличии большого количества покупателей упрощается работа по контролю исполнения ими обязательств по оплате поставленных товаров, поскольку такой контроль становится обязанностью банка. [1, c. 190-191]

Факторинг также используется для ликвидации кассового разрыва, одной из причин которого служит дебиторская задолженность. Кассовый разрыв – это временная нехватка денег на погашение обязательных расходов. Он возникает, когда не совпадают сроки поступления денег и платежей [4]. 

Еще одним методом управления просроченной дебиторской задолженностью является овердрафт. Овердрафт – это краткосрочный кредит (на 2-4 недели), предоставляемый банком, который позволяет компании расходовать больше средств, чем у нее есть на счете, до установленного лимита. Этот инструмент может быть полезен для компаний, имеющих краткосрочные нехватки средств или сталкивающихся с временными денежными трудностями.

Основные отличия овердрафта от кредита: списания происходят автоматически при пополнении расчетного счета компании, выдается без дополнительного согласования в рамках лимита кредитной линии [2].

При выборе между факторингом и овердрафтом, компании важно учитывать специфические потребности и конкретную ситуацию. Если у компании есть проблемы с долгими сроками платежей от клиентов, то факторинг может быть более подходящим вариантом. В случае временных краткосрочных финансовых трудностей лучше воспользоваться овердрафтом.

Каждая компания стремится к развитию и увеличению объема своих продаж, но финансовые и организационные ограничения многих поставщиков могут затруднять достижение поставленных целей. В таких случаях финансовые продукты и услуги предоставляют организациям возможность улучшить показатели ликвидности и кредитный рейтинг, сократить риски взыскания задолженности, обеспечить экспертное управление дебиторской задолженностью.

Список литературы

  1. Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. – 5-е изд., перераб. – Москва: Дашков и К°, 2021. – 266 с.
  2. Овердрафт // сайт: Сравни. – 2023. – URL: https://www.sravni.ru/ (дата обращения: 01.12.2023).
  3. Состояние платежей и расчетов в организациях // сайт: Федеральная служба государственной статистики. – 2023. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 02.12.2023).
  4. Что такое кассовый разрыв // сайт: Рамблер финансы. – 2023. – URL: https://finance.rambler.ru/ (дата обращения: 01.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: