УДК 005

Специфика женского лидерства и руководства в китайском менеджменте

Юань Вэньхао – студент Цзилиньского университета иностранных языков (Китай, Чанчунь).

Аннотация: Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время в мировой экономике протекают различные процессы: глобализация, интернационализация субъективности национального бизнеса, сближение и объединение экономических систем, а также повышение роли человеческого фактора в системе управления. Данная тема выбрана не случайно. Экономика Китая растет быстрыми темпами, а руководство страны ставит не достижимые на первый взгляд цели, но при этом добивается плановых показателей и учитывает интересы своего населения.

Ключевые слова: менеджмент, Китай, предприятие, специфика, маркетинг.

Введение

Специфический менеджмент следует относить к национальным особенностям КНР, где наука управления еще не так развита, как в странах развитого капитализма. Китайский национальный менеджмент базируется на основе местной философии.

Интересно рассмотреть национальные особенности китайского управления и его преимущества, полученные как в ходе многовекового исторического развития, так и в условиях текущей социально-экономической трансформации.

Подходить к проблемам труда с точки зрения гендера сегодня очень популярно. Это связано с тем, что роль женщин в сфере трудовых отношений постоянно возрастает. Безусловно, недооценка представительниц слабого пола со стороны общества не спадает. Все еще существует мнение, что роль руководителя для женщин чужда, а и СМИ активно транслируют эту теорию.

Исходя из этого, целесообразно рассмотреть проблему женской роли в управлении и повышении конкурентоспособности предприятий. Этот вопрос пока мало изучен в теории и практике менеджмента.

Исследователи в разное время широко освещали вопросы систем, методов, механизмов, моделей кадрового управления в зарубежных компаниях. Среди российских ученых в этом особенно преуспели Баландин О.В., Арсеньев Ю.Н., Виханский О.С., Булатова Г.А., Михайлов Ф.Б., Киселева Н.В., Самраилов Е.К., Шапиро С.А., Вешкуров А.Б. и другие.

Объектом нашего исследования выступает женщина, как эффективный менеджер и руководитель.

Предметом исследования становится специфика женской роли в управлении на примере опыта компаний из КНР.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать модели управления.
  2. Изучить подход китайских компаний к менеджменту.
  3. Определить особенности использования опыта китайского управления на российских предприятиях.
  4. Найти особенности управления предприятием женщиной и мужчиной.
  5. Проанализировать специфику женского менеджмента на примере компаний из КНР.
  6. Выявить перспективы развития роли женщин в планировании и управлении.

Методы исследования: изучение литературных источников, в которых освещается проблема исследования, с дальнейшим синтезом и обобщением полученной информации.

Основная часть

Сегодня гендерные особенности оказываются перспективно областью исследований, нацеленных на решение правовых, культурных, семейных проблем. Ученым интересны социальные взаимоотношения между представителями разных полов. В государствах, где действует режим демократии необходимо уравнивать права женщин и мужчин. [24, c. 19]

Гендерный анализ общественных проблем открывает необходимость рассматривать гендерную асимметрию, то есть доминирование одного пола над другим. В этом случае также полезно обратить внимание на распределение власти. В силу принципа историзма политика управления анализируется в разрезе изменения отношений к женщинам в разные эпохи.

Сегодня мы находимся в так называемом «веке женщин», который характеризуется серьезным изменением женского положения в социуме и профессиональной деятельности. Необходимость в мировой «революции» для борьбы за права женщин в области наемного труда сейчас потеряла актуальность. [16, c. 97]

Женщины активно участвуют в процессах управления экономикой, что послужило причиной появления такой категории как «бизнесвумен». Поэтому стали актуальными исследования половых особенностей в области планирования и управления персоналом.

Каждый человек обладает уникальными особенностями характера, где выделяются общие черты и присущие тому или иному полу. Так, например, к мужским чертам относятся: склонность к доминированию, агрессивность, уверенность в себе, напористость и т.д. К типичным женским особенностям характера относятся: эмоциональность, хитрость, эмпатия, добродушность, отзывчивость и т.д. [27, c. 73-82]

Отметим, что женщины наиболее эффективны в процессе анализа и систематизации деталей, а также способны рассмотреть объект на основе выделения структурных компонентов. Мужчины в отличие от женщин, видят объект целостно, определить общее и логические связи.

Сейчас нет общепринятого мнения относительно влияния культурологических особенностей на управление предприятием. То есть, есть необходимость в том, чтобы использовать гендерный подход к рассмотрению особенностей управления организацией [3, c. 66].

Рыночная экономика РФ находится на стадии становления, что существенно увеличивает долю среднего и мелкого бизнеса. В нем руководителями часто становятся женщины, у которых есть стремление к всесторонней самореализации.

Особенное остро вопрос о роли и месте женщины в системе управления стоит в таких быстро растущих направлениях бизнеса, как туризм, гостиничное ресторанное и хозяйство, торговля (опт и розница), сфера обслуживания. В этих сегментах доля работающих женщин достигает 90%. [26, c. 129]

Но существует также и явление скрытой дискриминации женщин, которая наглядно видна в ходе анализа литературы по гендерному подходу в менеджменте. Многие труды и работы отечественных и зарубежных экономистов изначально подразумевают, что управленец должен обязательно принадлежать к мужскому полу. Именно поэтому многие вопросы решаются с точки зрения мужской позиции. Это анализ поведения личности, советы по деловому этикету, рассмотрение управленческих ситуаций, процедура выработки управленческого решения и т. д. [9, c. 53]

Половые аспекты в практике менеджмента охватывают специфику различных подходов к управлению предприятием (отдельными людьми и коллективом в целом), отношений между людьми с учетом мужской и женской психики и характерных интеллектуальных способностей. Как показывают различные исследования по сравнению психологических и бизнес-качеств представителей разных полов, по ряду исследованных параметров у мужчин и женщин есть ряд существенных отличий. [30, c. 88]

В то же время серьезные научные исследования не доказали наличия у мужчин и женщин серьезных различий в интеллекте, обучаемости, особенностях характера и темперамента. Поэтому можно прийти к выводу, что женщины располагают всеми качествами, которые позволяют им вести эффективную управленческую деятельность. В общем виде гендерные особенности, важные для работы в сфере менеджмента, показаны в таблице 1. [5, c. 163]

Таблица 1. Гендерные отличия в управленческой работе.

Характеристика

Мужчины

Женщины

Способ преодолевать препятствий

Сила и интеллект

Ловкость и хитрость

Ориентированность на решение проблем

Перспективная

Текущая

Потребность в эмоциональных стимулах

Пониженная

Повышенная

База для принятия решений

Рассудительность

Чувственность

Мышление

Словесный и логический тип

Наглядный и действенный тип

Ориентированность

Деловая

Личная

Объект внимания

Содержание

Форма

Реакция на критику

Агрессивная

Спокойная

Отношение к другим

Прямолинейное

Гибкое

Изучив данные из таблицы 1, можно прийти к выводу, что по некоторым параметрам женщины явно превосходят мужчины с точки зрения успешной реализации управленческих функций.

Проблема женского лидерства по-прежнему остается в центре внимания социологии, является предметом научных и общественных споров. Причем, какие бы дискуссии не велись вокруг этого понятия, значимость феномена лидерства женщин в современном мире не может игнорироваться. Сейчас актуально не то, может ли женщина быть лидером, а то, в рамках каких стратегий она наиболее эффективно сможет реализовать свои лидерские качества. [23, c. 79]

Женщины во главе предприятий, госструктур и корпораций давно доказали свою способность управлять и выстраивать эффективные. Как и мужчина, женщина может управлять организацией любого уровня в случае, когда она приобрела для этого необходимые умения и навыки, организаторский опыт и профессиональные компетенции.

Специфика женской модели менеджмента на примере китайских компаний

На следующем этапе был проведен анализа женской модели управления на примере компании Jinguang.

В этой модели выделяются следующие основные подсистемы:

1) Подсистема найма, подбора и отбора персонала.

Отбор персонала осуществляется посредством входного тестирования, в частности, поиск персонала является Службой персонала рассматриваемой компанией. Потенциальные сотрудники определяются на основе анализа рынка труда, установления взаимосвязи с высшими учебными заведениями, сотрудничеством с центрами занятости, информированием вакантных мест, использования средств массовой информации. Служба персонала оценивает личностные и профессиональные качества потенциального работника. Соискателю необходимо пройти многоуровневое собеседование. Первый уровень характеризуется собеседованием со службой персонала. Если кандидат отвечает поставленным требованиям организуется второй уровень собеседования, что является предметным, так как проходит с руководителем организации.

2) Адаптация персонала.

Новый сотрудник проходит адаптационный период, в котором за ним закрепляется собственный наставник. Необходимо пройти стажировку на новом рабочем мест. Ответственное лицо получает доплату от оклада за стаажируемого. Период стажировки составляет около двух недель. Однако, для молодых специалистов стажировка по указанию руководителя может составлять более месяца. Во время стажировки работник знакомится с правилами по охране труда, обеспечения безопасности, нормативно-правовыми актами, функциональными обязанности и т.д. После стажировки проводится внутренний экзамен, где оцениваются полученные знания и при успешном его прохождении оформляется приказ. Наставником в адаптационный период является руководитель подразделения, что связано с исключением формального подхода. В этот период совершенствуются знания, полученные на стажировки, наставник даёт обратную связь. Кроме того, наставник должен на собственном примере показывать соблюдение стандартов и качественно выполнять работу. Роль наставничество велико, что подтверждается специально-разработанной документацией с целью эффективного прохождения адаптационного периода.

3) Повышение квалификации и обучение персонала.

Обеспечиваются условия, которые направлены на повышение уровня профессионализма, необходимого для обеспечения качества выполнения профессиональной деятельности, что влияет на репутацию компании. В частности, определяется необходимость соответствовать инновационным требованиям производства. Разрабатываются эффективные мероприятия, направленные на развитие мотивации сотрудников, которые развиваются под влиянием экономических и политических факторов. В женской модели управления данной компании осуществляется поиск новых и эффективных способов поощрения и мотивации сотрудников. Поскольку заработная плата должна в полной мере обеспечивать достойный уровень жизни семьи сотрудника. Все имеющиеся способы поощрения и мотивации закреплены документально и требуют исполнения. Трудовые и иные отношения в данной компании регулируются «Коллективным договором», где представлен раздел о материальной и нематериальной мотивации сотрудника. Другим разделом договора является оплата труда, в котором представлены условия начисления вознаграждения труда. Разряд, который получает сотрудник в процессе выполнения профессиональной деятельности, отражается в другом виде документации. Стремление к достижению высоких показателей, а также внесение личного вклада в развитие компании поощряются повышением до руководящей должности. В этой компании встречается и нематериальное поощрение сотрудника, например, публичное награждение памятным подарком, индивидуальная и публичная похвала и др.

Таким образом, анализ показал, что в женской модели управления следует акцентировать внимание на оптимизации существующей системы оплаты труда (подсистемы премирования сотрудников), повышению эффективности нематериального стимулирования, в том числе путем организации различных корпоративных программ, а также уделить более пристальное внимание вопросам развития персонала и формированию кадрового резерва.

Перспективы развития роли женщин в планировании и управлении

У развития роли женщин в планировании и управлении 2 приоритетных направления:

  • найм женщин на управленческие должности;
  • привлечение женщин в малый бизнес, стимулирование из на открытие собственного дела.

Результаты психологических исследований выявили, что эффективность женщин в деловом общении выше, чем у мужчин. Они более внимательны к деталям. Это позволяет им устанавливать с клиентами доверительные отношения. [21, c. 137]

Помимо этого женщины лучше умеют урегулировать негативные эмоциональные реакции клиентов, успешно разрешать конфликтные ситуации. Поэтому в сфере управления им отводится существенная роль.

Но в странах запада женщины менее востребованы в планировании и управлении по сравнению с востоком. К примеру, в США на управленческую должность могут претендовать только соискатели с учеными степенями, получение которых для женщин проблематично. [28, c. 45]

В то же время, у американских женщин появилась возможность занять руководящую должность, когда крупные компании США начали открывать филиалы в других государствах. Также они могут открывать собственный бизнес. По результатам исследований, сегодня многие мужчины не имеют ничего против того, чтобы стать подчиненными женщин-руководителей. [12, c. 102]

Сегодня появляются все новые сферы, где женщина может быть руководителем. Так, у представительниц слабого пола есть возможность занимать престижные посты в администрации государства. Появились женщины судьи, министры, послы, сенаторы .

Но есть и другие примеры. Например, женщины в Японии не могут управлять

коллективом мужчин в соответствии с национальными традициями. Это связано с тем, что в Японии традиционной главой семьи является мужчина – муж или старший сын. Эта особенность нашла отражение и в японской модели управления. [14, c. 285]

В современном мире ощутимо расширилось участие женщин в планировании и управлении. Это способствует позитивным изменениям в менеджменте в целом.

В России женщины также все больше участвуют в политической и экономической жизни. Сейчас проводится большое количество исследований, которые показывают тенденцию роста женского влияния в сфере менеджмента. [25, c. 94]. По данным РАБИП, Россия находится на лидирующем месте по числу женщин на руководящих должностях. Помимо этого примечательно, что женский бизнес в 1,7 раз преобладает над мужским. Эксперты заметили, что уровень заплаты у женщин-руководителей на четверть выше, чем у мужчин. Прогнозируется, что уже в самом ближайшем будущем увеличится процент женщин, которые занимаются частным бизнесом. [29, c. 89]

Но такие показатели роста политической и экономической активности женщин, увы, не приводят к изменению взглядов социума на их роль и цели в жизни. Исследование РАБИП показывает, что в России по-прежнему распространено патриархальное представление о женской доле.

Список литературы

  1. Балашов, А.П. Менеджмент: Учебное пособие. / А.П. Балашов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 272 с.
  2. Баринов, В.А. Теория менеджмента: Учебник. / В.А. Баринов. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2019. -201 с.
  3. Бердыклычева, Н.М. Женщины в управлении и бизнесе // Энергия: экономика, техника, экология. – 2020. – №5 .‑ С.66-70.
  4. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: МГУ, 2022. – 457 с.
  5. Гвоздеева, Е. Женский менеджмент в российском бизнесе //ЭКО. – 2018. – №11. – С.163-175.
  6. Голиков, В.Д. Особенности китайского менеджмента. – М.: Просвещение, 2018. – 478 с.
  7. Гончаров, В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: – М.: «МНИИПУ», 2020. – 816 с.
  8. Грибов, В.Д. Теория менеджмента: Учебник. / В.Д. Грибов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 357
  9. Комаров, Е.И. Гендерный менеджмент // Управление персоналом. – 2019. – №11-12. – С.49-53.
  10. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2022. – 612 с.
  11. Особенности управления персоналом в Китае. Ван Лицзюнь. // Молодой учёный. – 2022. – №28 (132). Рубрика «Экономика и управление». – С.378-380.
  12. Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2019. – 199 с.
  13. Попович, Н. А. Китайский менеджмент как способ управления компаниями / Н. А. Попович // Вестник Омского университета: Серия Экономика. – 2018. – №3. – С. 68-69.
  14. Свергун О. Управление персоналом: гендерный подход. Журнал: Справочник кадровика. – 2019. – №6. – С. 281 – 285 с.
  15. Селищев А.С., Селищев Н.С. Китайская экономика в 21 веке. – Спб.: Питер, 2020. – 70 с.
  16. Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления : учебное пособие для вузов / К. О. Староверова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 269 с.
  17. Степашкина А.Я. Китайская модель управления персоналом / А.Я. Степашкина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2022. – № 6. – С. 138- 143.
  18. Теория и практика принятия управленческих решений: учебное пособие / авт. сост. Н. А. Ершова, О. Б. Зильберштейн. – Москва: РГУП, 2019. – 140 с.
  19. Титов, В.Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 487 с.
  20. Трофимова, Л.А. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 335 с.
  21. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления //Социологические исследования. – 2022. – № 11. – С.137
  22. Хейг, П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг ; пер. с англ. – Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 370 с.
  23. Хохлова Т. П. Гендерные проблемы в современном управлении //Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – №2. – С.79-86.
  24. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 2. – С.19
  25. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) / А.Е.Чирикова // Вопросы экономики. – 2018. – №3. – С. 94-102.
  26. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. – М.: Изд. Института социологии РАН, 2017. – 358 с.
  27. Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний / А.Е.Чирикова // Социологические исследования. – 2018. – №1. – С.73-82.
  28. Шарабура Е.А., Поповсккая С.А. Современные системы управления персоналом/ Е.А. Шарабура, С.А. Поповсккая // Экономика и предпринимательство. – 2019. – №1. – С. 45-47.
  29. Шарапова, Т. В. Основы теории управления : учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.
  30. Шевцова О.В. Гендерные аспекты менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 3. – С.88

Интересная статья? Поделись ей с другими: