УДК 005.96

Разработка адаптивных технологий доступности и инклюзивности при управлении человеческими ресурсами в организации

Калинина Ольга Владимировна – доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Васильев Андрей Сергеевич – ассистент Высшей школы производственного менеджмента Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Адаптивные технологии разработанные и внедренные в деятельность организации позволяют существенно упростить ее деятельность с одной стороны и защитить с другой. Упрощение ее деятельности заключается во внедрении таких инструментов, которые позволят руководству организации лучше понимать и реагировать на процессы протекающие внутри организации при управлении человеческими ресурсами. Функция защиты заключается в использовании технологий, которые позволяют быстро реагировать и адаптироваться к изменениям во внешней и внутренней среде организации. Адаптивные технологии применяемые для регулирования разнообразия и инклюзивности при управлении человеческими ресурсами в организации включают в себя различные необходимые аспекты и технологии. Технологии создания комфортных условий труда для сотрудников с физическими особенностями, относятся напрямую к адаптивным технологиям открытости и инклюзивности. При анализе адаптивных технологий применительно к управлению человеческими ресурсами в организации возникает необходимость использования методов интеграции различных адаптивных технологии в одну взаимозависимую систему, на роль данного метода хорошо подходят инструменты машинного обучения. Исследованные в данной статье аспекты и функции адаптивных технологий способны оптимальным образом настроить процессы инклюзивности и доступности в организации, что в свою очередь способствуют повышению общей производительности и эффективности деятельности организации.

Ключевые слова: гибкость, адаптивные технологии, инклюзивность, доступность, машинное обучение, человеческие ресурсы.

Введение

Разработка и внедрение адаптивных технологий, при управлении человеческими ресурсами, в современных условиях многообразия международных связей и глобальных рыночных отношений дает организации конкурентное преимущество. Также данные технологии способствуют росту и гармоничному развитию организации за счет создания и поддержания здоровой корпоративной культуры. Применение адаптивных технологий позволяет гибко и эффективно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде организации, что особенно является актуальным в современных условиях быстро меняющихся экономических условий. Проанализируем основные аспекты, которые представляют адаптивные технологии при управлении человеческими ресурсами организации

Одним из важных аспектов адаптивных технологий при принятии управленческих решения является повышение доступности и инклюзивности рабочей среды организации. Термин инклюзивность в данной работе обозначает включение сотрудника в среду рабочую среду организации, с учетом его особенностей для создания комфортных, плодотворных условий рабочей среды и деятельности. Адаптивные технологии в этом случаи обеспечивают создание продуктивной, комфортной рабочей среды (трудовой атмосферы) для сотрудников организации с различными физическими и психологическими особенностями. Доступность и инклюзивность рабочей среды в данном случае реализуется при помощи технических устройств и технологий. К техническим устройствам можно отнести устройства для чтения с экрана вместе с программным обеспечением, реализующим необходимые функции, устройства преобразования текста в речь и наоборот. Также к устройствам, обеспечивающим открытость и инклюзивность относятся специальным образом адаптированные системы ручного ввода текста (специализированные клавиатуры), трекболы для управления курсором, специализированные переключатели. Используются устройства с функцией записи и воспроизведения видеосигнала, в режиме реального времени, поддерживающие алгоритмы создания субтитров, а также системы жестового языка. Важным аспектом, обеспечивающим открытость и инклюзивность при управлении человеческими ресурсами в организации, является учет уровня стресса в ходе рабочей деятельности. Адаптивные технологии для учета и управления стрессом (психологическим комфортом) на работе основаны на использовании специальным программ, которые управляют организацией рабочего процесса сотрудника. Основная их цель — это отслеживание и минимизация перегрузки сотрудника на рабочем месте, они могут включать в себя перерывы в работе для медитации и отдыха сотрудника организации (см. рис.1, таб.1) [1; 2; 8].

1

Рисунок 1. Схема адаптивных технологий доступности и инклюзивности при управлении человеческими ресурсами в организации.

Следующим аспектом адаптивной технологии используемых при управлении человеческими ресурсами в организации являются гибкие рабочие условия. Гибкие рабочие условия основаны на использовании специальных программных платформ и соответствующих им устройств, позволяющих при необходимости организовать полноценную удаленную работу сотрудника, без потери уровня продуктивности его работы. Гибкость технологий, при которых организационная структура может эффективно функционировать при распределенном штате сотрудников чрезвычайно актуальна в современных условиях, особенно для сотрудников высокого уровня квалификации (количество которых очень ограниченно).

Следующим аспектом адаптивных технологий, используемых при управлении человеческими ресурсами является обучающие программы (системы обучения и платформы). Задача данных программ обучения адаптивно подстраиваться под индивидуальные особенности обучения сотрудника (стиль обучения), учитывать потребности в определенных знаниях и навыках [3]. Использование данной технологии позволяет более эффективно вести сам процесс обучения сотрудника, постоянно поддерживать его уровень профессионализма, а также успешно осваивать новые знания и навыки. Таким образом, использование данной адаптивной технологии создает условия создания и развития в организации культуры непрерывного обучения и самосовершенствования сотрудников, что чрезвычайно актуально для успешного развития и роста организации [5].

Улучшение коммуникации и взаимопонимания между сотрудниками является важной задачей и еще одним аспектом применения адаптивных технологий при управлении человеческими ресурсами в организации. Задача адаптивных технологий в данном случаи — это упрощение коммуникаций между сотрудниками различных культурных и языковых групп. Это может включать в себя культурно-адаптивные коммуникационные программы, позволяющие учитывать культурные (а также психологические) различия на различных уровнях (уровень приветствия сотрудников, формы общения в зависимости от культурного контекста взаимодействия). Данные адаптивные технологии основаны на создании пользовательских интерфейсов, которые можно легко перенастроить и тем самым адаптировать под различные языковые и культурные предпочтения. Наряду с культурными и языковыми различиями данная адаптивная технология учитывает психофизические особенности сотрудников и подстраивает организацию рабочей среды так, чтобы максимизировать уровень коммуникации сотрудников и их взаимопонимания.

Рассмотрим общую таблицу, описывающую основные типы адаптивных технологий, применяемых для регулирования доступности и инклюзивности при управлении человеческими ресурсами в организации. В ней представлены различные типы адаптивных технологий, описаны преимущества каждой технологии и используемые современные инструменты и методы, при помощи которых данные технологии разрабатываются и внедряются в деятельность организации.

Таблица 1. Общая таблица, описывающая типы адаптивных технологий, применяемых для регулирования доступности и инклюзивности при управлении человеческими ресурсами в организации.

Тип адаптивной технологии

Описание преимуществ

Современные инструменты и методы

1

Помогающие технологии

Улучшение доступности рабочего места для людей с физическими ограничениями

Адаптивные клавиатуры, специальные мыши, экранные «читалки»

2

Технологии для слабовидящих

Поддержка слабовидящих сотрудников для более эффективной работы

Программное обеспечение для увеличения текста, аудио описания

3

Психологическая поддержка

Содействие психологическому комфорту сотрудников

Приложения для медитации, программы управления стрессом

4

Гибкие рабочие условия

Предоставление гибкости в рабочем графике и условиях

Платформы для удаленной работы, мобильные приложения

5

Персонализированное обучение

Индивидуализация обучения для улучшения понимания и усвоения материала

E-learning платформы, интерактивные обучающие программы

6

Коммуникационные платформы

Улучшение взаимопонимания и эффективности коммуникации

Видеоконференции с субтитрами, платформы мгновенного перевода

7

Аналитика и машинное обучение

Обеспечение прозрачности и объективности в процессах управления персоналом

Системы аналитики HR, программное обеспечение для анализа данных

8

Интеграция с HRMS

Автоматизация и оптимизация процессов управления персоналом

Интегрированные HR-системы, программы для управления персоналом

9

Адаптивное рабочее пространство

Создание комфортной и функциональной рабочей среды

Умное офисное оборудование, автоматизированное управление климатом

10

Улучшение вовлеченности

Повышение мотивации и удержания сотрудников

Платформы для внутренних опросов, системы управления результативностью

11

Поддержка непрерывного обучения

Поддержка постоянного профессионального развития сотрудников

Онлайн-курсы, виртуальные тренажеры, обучающие вебинары

12

Улучшение коммуникационных навыков

Развитие навыков общения и презентации

Виртуальные тренажеры коммуникации, обучающие приложения

Современные адаптивные технологии позволят изменить, подстроить рабочее пространство в соответствии с индивидуальными потребностями сотрудника, создавая более комфортные и плодотворные условия работы. При использовании адаптивных технологий в деятельности организации важным аспектом является так называемый «эффект вовлеченности» сотрудников, который заключается в предоставлении сотрудникам персонально настроенных инструментов, которые создают специально настроенное удобство, поддержку, ресурсы и комфорт в работе, что улучшает вовлеченность сотрудников в деятельность организации и удержание сотрудников.

Аспект использования аналитики и машинного обучения при управлении человеческими ресурсами в организации охватывает использование современных математических инструментов и методов для улучшения прозрачности и объективности процессов управления. Рассматриваемые адаптивные технологии включают в себя системы аналитики трудовых ресурсов, программное обеспечения для обработки и анализа данных. При работе алгоритмов машинного обучения анализируются такие аспекты как процесс найма сотрудников (анализ резюме, профиля кандидатов, анализ объективных критериев), оценка работы сотрудников (анализ производительности, прогресса достижения поставленных задач), минимизация предвзятости при найме, оценке и продвижении сотрудников (человеческой предвзятости при принятии решений). При этом аналитические системы машинного обучения предоставляют следующие возможности, такие как сбор и анализ поступающих данных о сотрудниках, включая их навыки, опыт работы, результат оценки и обратную связь. Также анализ поступающих данных помогает в идентификации «ключевых талантов» и далее в разработке стратегий по их мотивации, развитию и удержанию. Следующим аспектом машинного обучения при управлении человеческими ресурсами в организации является прогнозирование основных трендов и потребностей в рабочей силе. Данная технология позволяет предсказать будущие тенденции и будущие потребности в рабочем персонале организации, что позволяет организации заранее адаптироваться и подготовить условия для данных изменений [4; 6; 9; 10].

Важным аспектом адаптивных систем при использовании машинного обучения является наличие инструментов визуализации данных, которые обрабатывают, анализируют сложную информацию (данные) и в итоге представляют ее в визуальной, легкой для понимания форме, что дает возможность руководству организации быстро и эффективно принимать решения на ее основе. При внедрении адаптивных технологий на основе машинного обучения незаменимым аспектом является использование методики автоматической генерации отчетов, что очень сильно упрощает процессы сбора данных, анализа данных и предоставления данных в визуальном или любом другом необходимым для этого формате. Завершающими аспектом адаптивной технологии машинного обучения при управлении человеческими ресурсами является интеграция при помощи программного обеспечения с другими инструментами и функциями регулирования разнообразия и инклюзивности в организации [7].

Таким образом, все перечисленные выше факторы и инструменты адаптивных технологий способствуют в совокупности повышению общей производительности организации, а сами сотрудники чувствуют сильную поддержку и ценность для организации, что мотивирует их работать более эффективно и продуктивно.

Выводы

Внедрение и использование адаптивных технологий, применяемых для регулирования разнообразием и инклюзивностью при управлении человеческими ресурсами в организации, дает организации конкурентное преимущество в области ее хозяйственной деятельности, независимо от ее типа и функции. При этом важным аспектом адаптивных технологий является ее гибкость, возможность точной и персонализированной подстроки к потребностям организации и ее сотрудников, адаптация к динамически меняющимся рыночным условиям. В ходе использования адаптивных технологий применительно к управлению человеческими ресурсами в организации возникает необходимость использования методов интеграции различных адаптивных технологии в одну взаимозависимую систему, на роль данного метода хорошо подходят инструменты машинного обучения. Все описанные в статье адаптивные технологии позволяют повысить экономическую эффективность деятельности организации за счет учета персональных потребностей и мотивации ее сотрудников, увеличения ценности и заботы об каждом сотруднике, создания комфортного рабочего пространства.

Список литературы

  1. Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш., Жуков В.М. Возможности адаптивной модели AGILE для менеджмента // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2017. № 1. С. 7-15.
  2. Балыхин М.Г., Благовещенский И.Г., Назойкин Е.А., Благовещенский В.Г. Адаптивная система управления с идентификатором нестационарными технологическими процессами в отраслях пищевой промышленности // В сборнике: Интеллектуальные системы и технологии в отраслях пищевой промышленности. Сборник материалов конференции. 2019. С. 32-39.
  3. Бурняшов Б.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 90.
  4. Валько Д.В. Циркулярная экономика: теоретическая модель и эффекты реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. № 8 (365). С. 1415-1429.
  5. Зуев Ю.А., Калинина О.В., Мотивация и стимулирование персонала к повышению эффективности функционирования предприятия, С. 287-289 2018 г.
  6. Киреев В. Э. Влияние цифровой экономики на ключевые направления управления персоналом 2018.C. 85–93.
  7. Козырева О.А. Теоретизация как технология и продукт системы непрерывного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2019. № 3. С. 101-110.
  8. Коломийцев Е. А., Петров С. В. Инновационные технологии в управлении персоналом // Компетентность. 2020. № 5. C. 37–41.
  9. Косарева И.Н., Самарина В.П. Особенности управления предприятием в условиях цифровизации // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 20.
  10. Нагибина Н.И., Щукина А.А. HR-digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами //Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. С. 24.
  11. Яковлева Е.А., Толочко И.А. Инструменты и методы цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 2. С. 415-430.

Интересная статья? Поделись ей с другими: