УДК 005.94

Какие факторы определяют обмен знаниями в кросс-функциональной команде (результаты эмпирического исследования)

Беляк Ольга Юрьевна – ассистент кафедры Бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета

Аннотация: Статья посвящена кросс-функциональным командам, которые используются в инновационных разработках и могут стать основой развития конкурентного преимущества компаний в условиях экономики знаний. Их применение имеет ряд достоинств и ограничений, и требует от руководства реализации управленческих практик, способствующих развитию общности и обмена знаниями в команде. В работе представлены результаты эмпирического исследования работы кросс-функциональных команд и установлен модерационный эффект внутренней мотивации как личной заинтересованности в обмене знаниями участников на их активность в этом процессе. Также установлено сильное влияние механизма координации «Взаимное согласование», характеризуемое приверженностью команде, готовностью к самостоятельной работе и неформальным общением между участниками.

Ключевые слова: кросс-функциональная команда, обмен знаниями, инновационная активность, внутренняя мотивация.

Современная цифровая эпоха характеризуется изменениями, происходящими с беспрецедентной скоростью и масштабом. А также ситуация, вызванная глобальной пандемией и изменения бизнес-климата в России, требует от организаций новых управленческих подходов и развития динамических способностей: проверка адаптивности коснулась каждую бизнес-компанию. С другой стороны, сложившаяся ситуация позволяет компаниям искать новые возможности для развития: развивать и внедрять цифровые технологии и экосистемы, стимулировать поиск альтернативных форм занятости и организации труда [1, с. 8]. В этих условиях кросс-функциональная команда может быть мощным агентом перемен в компании, ориентированной на инновационные разработки. Разработка инновационных продуктов и их запуск на реальном отраслевом рынке могут способствовать достижению стратегических целей компании, но для этого необходимо сделать этот процесс [2].

Актуальность исследования объясняется широким распространением кросс-функциональных команд − в качестве новой парадигмы разработки продуктов и оказания услуг они нашли применение в инновационных компаниях машиностроительного сектора, промышленного приборостроения, разработки программного обеспечения, ракетно-космического приборостроения, консалтинговых услуг и др. Эффективность данной формы организации труда регулярно обсуждается в научных кругах, однако согласно проведённому систематическому обзору менеджериальной литературы нами обнаружено, что недостаточно изучены вопросы обмена знаниями к кросс-функциональной команде. Обмен знаниями в этих командах рассматривается в качестве одного из ключевых элементов стимулирования инновационной активности и эффективной командной работы, а значит, требует детального рассмотрения, особенно с позиции установления степени влияния на активность в обмене знаниями участников команды организационных и управленческих факторов, которые могут применятся в компаниях [3, с. 520].

Исходя из этого цель исследования состояла в оценке влияния организационно-управленческих факторов на обмен знаниями в кросс-функциональных командах современных российских условиях.

Материалы и методы

Методологическая база исследования представлена теоретическим анализом существующей менеджераиальной научной литературы по объекту исследования, эмпирическими методами – анкетирование и интервьюирование (на этапе подготовки к исследованию), а также статистическими методами (корреляционный анализ; среднее и стандартное отклонение; парный t-критерий Стьюдента использовался для оценки влияния организационных и управленческих факторов на деятельность по обмену знаниями; метод ранговой корреляции Спирмена использовался для оценки корреляционных связей между организационными и управленческими факторами и активностью обмена знаниями, PLS-анализ). В ходе анализа полученных данных использованы стандартные программные средства IBM SPSS Statistics, SmartPLS 3. Эксперимент проведен в два этапа – пилотажное исследование (февраль 2020) и основное.

Информационной базой исследования послужили данные результатов анкетирования, проведенного в июне-июле 2020 года. По ходу опроса собрано 259 ответов от участников кросс-функциональных команд. Для проведения анкетирования разработана авторский опросник на основе 6-балльной шкалы Лайкерта, состоящий из двух частей: основной содержательной и социально-демографической.  Основная содержательная часть сформирована из вопросов, отражающих внешние факторы к обмену знаниями (механизмы координации, применяемые в команде, роль лидера (командная и функциональная), организационная среда и условия к обмену знаниями), внутренние факторы (мотивы обмена знаниями, индивидуальное отношение к обмену знаниями, которые напрямую влияют на индивидуальное поведение при передаче и принятии знаний от коллег). Социально-демографическая часть содержала вопросы о демографических характеристиках респондентов.

Результаты исследования

В ходе эмпирического исследования проверен ряд гипотез относительно степени влияния различных организационных и управленческих факторов на главную зависимую переменную − индивидуальную активность в обмене знаниями (ИАОЗ), в соответствии с многофакторной моделью обмена знаниями в кросс-функциональной команде (рисунок 1).

Дескриптивная статистика. Всего опрошено 259 человек, среди них 136 (53%) женщин, 123 (47%) мужчины. Респонденты преимущественно с высшим профессиональным образованием (94%). Распределение респондентов по решаемой задаче в кросс-функциональной команде: продуктовая – 31; процессная – 124; организационная – 38; маркетинговая – 29; социальная – 37.

image001

Рисунок 1. Многофакторная модель обмена знаниями в кросс-функциональной команде.

Анализ показал, что тип координации «Взаимное согласование» (ВС) имеет более выраженное положительное влияние на индивидуальную активность в обмене знаниями в сравнении с типом координации «Формализация» (Ф) и «Прямой контроль» (ПК).

Ниже представлен расчет коэффициентов корреляции индивидуальной активности в обмене знаниями (ИАОЗ) и организационно-управленческими факторами, где Ф – формализация, ПК – прямой контроль, ВС – Взаимное согласование, ПРОЗ – поведение руководителя, ориентированное на выполнение задачи (достижение цели), ПРОО – поведение руководителя, ориентированное на отношения, ОргО – организационная среда, ОргУ – организационные условия, СС – система стимулирования (таблица 1).

Таблица 1. Данные корреляционного анализа между переменными модели.

 

ИАОЗ

Ф

ПК

ВС

ПРОЗ

ПРОО

ОргС

ОргУ

СС

ИАОЗ

1

     

 

 

 

 

 

Ф

0,132*

1

   

 

 

 

 

 

ПК

0,161*

0,652*

1

 

 

 

 

 

 

ВС

0,641*

0,199*

0,182*

1

 

 

 

 

 

ПРОЗ

-0,556

0,147*

0,144*

0,076

1

 

 

 

 

ПРОО

0,077

0,300

0,018

0,252*

0,877*

1

 

 

 

ОргС

0,566*

0,347*

0,279*

0,678*

0,021

0,128*

1

 

 

ОргУ

0,452*

0,371*

0,327*

0,601*

0,267*

0,283*

0,701*

1

 

СС

0,439*

0,25*

0,174*

0,48*

-0,133*

0,000

0,495*

0,329*

1

ЛЗ

0,706*

0,117

0,810

0,651*

0,05

0,182*

0,485*

0,430*

0,224*

Рассчитано автором

** значение статистически значимо на уровне 0,01 (двусторонний критерий)

* значение статистически значимо на уровне 0,05

Далее, в соответствии с рекомендациями научных источников (см., например, [4]), проведена подгонка модели под данные, полученные эмпирическим путем.  Итоговый вариант модели приведен на рисунке 2, где также указаны результаты расчета на основе PLS-анализа взаимосвязей организационно-управленческих факторов с указанием сила их влияния на главную зависимую переменную (ИАОЗ).

Примечание:

*** значение статистически значимо на уровне 0,000 (двусторонний критерий)

** значение статистически значимо на уровне 0,01 (двусторонний критерий)

* значение статистически значимо на уровне 0,05

image002

Рисунок 2. Взаимосвязь организационно-управленческих факторов и сила их влияния на ИАОЗ: результаты PLS-анализа.

Выводы

В современных бизнес-реалиях кросс-функциональные команды выступают альтернативной формой труда, открывающей большие перспективы для перемен и трансформаций. Управление ими нацелено на повышение эффективности через увеличение интенсивности обмена знаниями среди участников и может быть рассмотрено с позиции общего менеджмента, командного управления и HR-менеджмента. Установлено, что наибольшие сложности в работе кросс-функциональных команд касаются налаживания коммуникаций и эффективного обмена знаниями между ее участниками.

Заключение. Для преодоления барьеров к обмену знаниями необходимо применение таких организационно-управленческих решений, которые будут способствовать внутренней заинтересованности участников команды к налаживанию межличностных связей, эффективных каналов коммуникации и, в конечном счете, инициировать повышение индивидуальной активности в обмене знаниями. Экспериментально установлено, что именно личная заинтересованность (внутренняя мотивация) в обмене знаниями способствует повышению индивидуальной активности в этом процессе, и, в свою очередь, зависит от выбранного типа координации.

Список литературы

  1. Кочетов Р. Л. Трансформация инновационных компаний в цифровую эпоху // Организатор производства. 2021. №2. С. 7-12.
  2. Tomashuk I. V., Tomashuk I. O. Enterprise development strategy: innovation and internal flexibility // Сolloquium-journal. 2021. № 3 (90), vol 4. Р. 51-66.
  3. Калабина Е. Г., Беляк О.Ю. Факторы обмена знаниями в процессе управления кросс-функциональными командами // Российский журнал менеджмента. 2021. №19 (4). С. 515-547.
  4. Anderson J. C., Gerbing D. W. Assumptions and comparative strengths of the two step approach. Comment on Fornell and Yi // Sociological Methods & Research. 1992. Vol. 20, No. 3. Р. 321–333.

Интересная статья? Поделись ей с другими: