УДК 34

Усиление экономики Российской Федерации в рамках сотрудничества Евразийского экономического союза с Китайской Народной Республикой

Ахмадиева Альбина Юрисовна –– студент Института права Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В статье рассматривается положительные аспекты сотрудничества стран-членов Евразийского экономического союза. Приводятся статистические данные и макроэкономические показатели, доказывающие пользу существования Евразийского экономического союза и подчеркивающие эффективное взаимодействие стран как внутри союза, так и с внешними партнерами. Показано стабильное развитие и устойчивость торговли РФ с другими странами несмотря на санкционное давление и попытки некоторых стран изолировать Россию на международной арене.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, партнерство России и Китая, устойчивый экономический рост.

Введение

Развитие экономики любой страны сопряжено с множеством рисков и вызовов, при этом взаимоотношения с другими странами являются одним из главных элементов как для осуществления прогнозирования, так и в процессе непосредственного функционирования всего государства как единого целого. В настоящее время фундаментальных изменений основ взаимоотношений в мировой торговле среди ведущих мировых держав, наблюдается стремительное развитие относительно молодых содружеств и партнерств, влияние и политических вес которых будет только усиливаться и нарастать. И Евразийский экономический союз [1] является одним из ярких примеров эффективного партнерства стран, которое помогает не только увеличить товарооборот среди стран-членов союза, но и позволяет выстраивать отношения с другими странами более продуктивно. В качестве успешного примера можно привести рост товарооборота Российской Федерации с Китайской народной республикой (КНР), который уже приблизился к отметке 200 млрд. долларов. При этом Российская Федерация, как наиболее крупный в экономическом плане член союза, успешно развивает экономические связи с остальными странами, углубляя и расширяя кооперацию на разных уровнях. Одними из основных вопросов при интеграции является правоприменительная практика и создание нормативной базы, т. е. создание таких нормативно-правовых документов, которые бы устраивали в наибольшей степени всех членов союза. Именно поэтому задача исследования экономики Российской Федерации в рамках сотрудничества евразийского экономического союза с Китайской народной республикой является актуальной, а результаты исследовательской работы также могу быть использованы для разработки новых нормативно-правовых актов союза и для создания единой правоприменительной практики.

Евразийский экономический союз

В октябре 2007 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали соглашение о создании общей таможенной территории и формировании Таможенного союза (ТС). 19 декабря 2009 года главы этих трех государств подписали Совместную декларацию о формировании Таможенного союза, и 1 января 2010 года вступил в силу Общий таможенный тариф. Уже в 2011 году ТС Беларуси, России и Казахстана начал свою нормальную работу, а 1 января 2012 года вступили в силу 17 соглашений, являющихся основой Единого экономического пространства (ЕЭП). Эти соглашения регулировали ряд ключевых вопросов в экономической сходимости "евразийской тройки" - от координации макроэкономической политики до трудовой миграции [2].

Можно считать, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал функционировать как таможенный союз в 2011 году. Члены-учредители ЕАЭС создали ее на основе определенного понимания своих долгосрочных политических и экономических целей. В этом контексте ее главная цель - помочь членам-государствам реализовать потенциал региональных экономических связей, модернизировать национальные экономики и создать условия, необходимые для входа на глобальные рынки. Создание единого рынка товаров, услуг, капитала и труда - главная цель евразийской интеграции. Дополнительная инфраструктура, поддерживающая евразийскую интеграцию - Суд ЕАЭС, Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития - уже функционирует в рамках ЕАЭС.

По состоянию на 2019 год, ЕАЭС занимал 8% мировых запасов нефти и 15% ее производства и экспорта, 18% мировых запасов природного газа и 25% его экспорта, 18% мировых запасов угля и 6% его производства, а также 5% мирового производства электроэнергии [3]. В настоящее время в соответствии с данными открытого портала макроэкономических показателей ЕАЭС [4], во всех странах ЕАЭС, кроме России, в 2022 году значительно увеличились темпы роста взаимной торговли. Объем внутри региональной торговли (экспорта) составил 83,3 млрд долларов США, что на 14% больше, чем в 2021 году. Наибольший прирост был характерен для поставок товаров из Армении на рынок ЕАЭС - в 2,8 раза (до 2,5 млрд долларов США). Беларусь увеличила экспорт в страны Союза на 38,0% (до 24,1 млрд долларов США), Казахстан - на 20,5% (до 9,7 млрд долларов США), Киргизия - на 81,7% (до 1,4 млрд долларов США). Макроэкономические показатели по странам ЕАЭС и странам-наблюдателям за январь 2023 г. приведены в таблице 1.

Согласно опубликованным данным национальных статистических служб, в январе 2023 года реальный ВВП Армении вырос на 10,5%, Казахстана - на 5,0%, Киргизии - на 4,8%, а белорусский ВВП сократился на 5,0%. Объемы промышленного производства в России и Беларуси также сократились в январе 2023 года. Киргизия лидирует по темпам отраслевого роста среди стран-членов Союза - 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В Армении и Киргизии был зафиксирован наиболее высокий уровень потребительской инфляции в ЕАЭС в январе 2023 года - 1,4-1,5% к декабрю 2022 года. Темпы роста взаимной торговли значительно возросли для всех стран ЕАЭС, кроме России, что объясняется переориентацией торговых потоков в результате действия внешних ограничений. Наибольший рост зафиксирован в Армении и Кыргызстане.

Таблица 1 – Макроэкономические показатели по странам ЕАЭС и странам-наблюдателям за январь 2023 г.

Показатель

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Рост реального ВВП (предварительные данные)

10.5%

-5.0%

5.0%

4.8%

-2.1%

Промышленное производство

1.4%

-4.1%

1.4%

7.5%

-2.4%

Индекс потребительских цен

1.4%

0.8%

1.1%

1.5%

0.8%

Темпы прироста взаимной торговли с ЕАЭС

184.4%

38.0%

20.5%

81.7%

-1.2%

 

Таким образом, несмотря на беспрецедентное давление и санкции в отношении Российской Федерации, ЕАЭС продолжает успешно функционировать, при этом главным торговым партером России выступает Китайская народная республика.

Сотрудничество РФ и КНР

Взаимовыгодное партнерство между Москвой и Пекином существует уже более двух десятилетий. Китайско-российское "стратегическое партнерство" было провозглашено в апреле 1996 года, т.е. середину 1990-х годов можно считать поворотным моментом во внешней политике России и Китая. С 2009 года Китай занимает первое место среди индивидуальных торговых партнеров России. В 2018 году торговля России и Китая впервые превысила 100 миллиардов долларов, достигнув 107 миллиардов долларов, что составляет 15 процентов экспорта и импорта России [5]. С начала кризиса на Украине в 2014 году экспорт и импорт России со всеми десятью её основными торговыми партнерами уменьшился, кроме Китая. С 2014 по 2019 год объем торговли между Россией и Китаем вырос на 17% [6].

Одной из причин сближения России и Китая считается сложившаяся конъектура экономик двух стран: Китай нуждается в огромных объемах природных ресурсов, а Россия является одним из основных поставщиков.

В декабре 2019 года трубопровод "Сила Сибири" начал поставки природного газа в Китай. Государственные компании Китая являются заинтересованными сторонами и крупными покупателями сжиженного природного газа из проектов России в Арктике. Россия также увеличивает поставки продовольствия в Китай.

Два недавно построенных моста через реку Амур - один для железнодорожного транспорта, другой для автомобильного - символизируют растущую близость России к Китаю. На протяжении веков Амур был главной границей между Россией и Китаем, но не было ни одного постоянного моста через граничную реку. Многие исследователи полагают, что отделение Китая от экономики США вероятно увеличит долгосрочный интерес Пекина к российским товарам [7,8]. Поставки России, большинство из которых идут через сушу, также более безопасны в свете возможного торгового эмбарго и морской блокады - варианты, которые могут быть использованы США и их союзниками в случае военного конфликта с Китаем.

Российский поворот к Китаю - и отход от США - происходит и в финансовой сфере. В 2018 году Центральный банк России резко сократил долю своих активов, хранящихся в США, с 29,9% до 9,7%. В то же время Центральный банк увеличил свои китайские активы с 2,6% до 14,1%. Доля долларовых резервов Центрального банка России также снизилась с 45,8% до 22,7%, в то время как его юань-деноминированные резервы выросли с 2,8% до 14,2% [9]). В июне 2019 года Москва и Пекин заключили соглашение о переходе на национальные валюты в двусторонней торговле, усиливая усилия по отходу от доллара США [10].

Таким образом, сотрудничество Российской Федерации и Китайской народной республики динамично развивается несмотря на санкционное давление и попытки определенных стран изолировать Россию на международной арене.

Выводы

Сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза имеет множество преимуществ, таких как свободный обмен товарами и услугами, общий рынок труда, совместные проекты, упрощенная процедура таможенного оформления, общие стандарты и нормы, укрепление политической стабильности и развитие инфраструктуры. В целом, это позволяет увеличить объемы торговли, повысить конкурентоспособность на мировом рынке, улучшить качество продукции и услуг, увеличить мобильность рабочей силы и снизить уровень безработицы, а также способствует укреплению политической стабильности в регионе. Члены ЕАЭС сотрудничают в развитии инфраструктуры, такой как транспортные магистрали, энергетические объекты, телекоммуникации и т.д. Это способствует увеличению инвестиций и созданию новых рабочих мест. И, конечно, сотрудничество в рамках ЕАЭС способствует укреплению политической стабильности в регионе. Общие интересы и цели членов союза способствуют повышению безопасности и стабильности в регионе в целом.

Укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может помочь остальным членам союза в нескольких аспектах.

Во-первых, Россия и Китай являются двумя крупнейшими экономиками в регионе, и их сотрудничество может создать новые возможности для торговли и инвестиций для остальных членов ЕАЭС. Укрепление экономических связей между Россией и Китаем может привести к увеличению объемов торговли и инвестиций, что может положительно повлиять на экономики других стран.

Во-вторых, Россия и Китай имеют значительный вес на международной арене, и их сотрудничество может помочь остальным членам ЕАЭС в укреплении их позиций на мировой арене. Совместные усилия России и Китая могут помочь укрепить позиции ЕАЭС в международных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация Объединенных Наций (ООН).

В-третьих, сотрудничество между Россией и Китаем может способствовать развитию инфраструктуры в регионе, что может помочь остальным членам ЕАЭС. Россия и Китай могут совместно инвестировать в различные проекты, такие как строительство транспортных магистралей, энергетических объектов и т.д., что может улучшить инфраструктуру в регионе и создать новые возможности для экономического роста.

В-четвертых, сотрудничество между Россией и Китаем может помочь остальным членам ЕАЭС в укреплении их безопасности. Россия и Китай могут совместно работать в различных областях, таких как борьба с терроризмом, контроль за передвижением наркотиков и т.д., что может помочь улучшить безопасность в регионе.

Таким образом, укрепление сотрудничества между Россией и Китаем в рамках ЕАЭС может помочь остальным членам союза в увеличении объемов торговли и инвестиций, укреплении позиций на международной арене, развитии инфраструктуры и улучшении безопасности в регионе.

Список литературы

  1. Евразийский экономический союз: официальный сайт.– – URL: http://www.eaeunion.org/?lang=ru (дата обращения: 11.12.2023). – Текст : электронный.
  2. Vinokurov E., Introduction to the Eurasian economic union. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, https://doi.org/10.1007/978-3-319-92825-8, - 211 p.
  3. Kolomeytseva, A. A., & Maksakova, M. A. Integration potential in energy sector: Eurasian economic union case.International Journal of Energy Economics and Policy, 9(2), 2019. - p. 174-181.
  4. Оценки влияния ЕАЭC на ВВП и торговлю государств — членов - Москва, 2023. Обновляется в течение суток. - URL:http://eaeu.economy.gov.ru (дата обращения: 11.12.2023). – Текст : электронный.
  5. Lukin, A. The Russia–China entente and its future. International Politics (Hague, Netherlands)58(3), 2021. - p 363–380.
  6. Издательский дом «Коммерсант»: kommersant.ru. - Москва, 2023. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4054828 (дата обращения: 11.12.2023). – Текст : электронный.
  7. Бризицкая А. В. Инвестиционное сотрудничество России и Китая: проблемы и направления развития // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – №. 1. – С. 108-119. Текст: печатный.
  8. Изотов Д. А. Россия и Китай: текущие проблемы торговых взаимодействий и долгосрочные перспективы сближения экономик //Власть. – 2023. – №. 3. – С. 104. Текст: печатный.
  9. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт. -2023. - URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/19699/arpdf. дата обращения: 11.12.2023). – Текст : электронный.
  10. Портал внешнеэкономической информации Российской Федерации: официальный сайт. -2023. - URL: https://ved.gov.ru/eng/general/news/19/25081.html. дата обращения: 12.2023). – Текст : электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: