УДК 005

Понятие и сущность коммуникационной деятельности в муниципальном управлении

Миронова Ульяна Сергеевна – студент факультета Рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В научной статье представлены результаты исследования теоретико-методологических аспектов формирования коммуникационной деятельности в органах муниципального управления России. Рассмотрены теоретические аспекты понятия и сущности коммуникационной деятельности. Проанализирована роль и значение организации коммуникационной деятельности в муниципальном управлении. Определены практические рекомендации и правила коммуникационной деятельности, обеспечивающей эффективные связи с общественностью в органах муниципального управления России.

Ключевые слова: коммуникационная деятельность, муниципальное управление, органы местной власти, институты местного самоуправления, коммуникации, связь с общественностью.

Решение актуальных задач в системе муниципального управления в современной России требует значительного внимания органов местной власти к устранению проблем в обществе. Для того, чтобы знать то, что выступает «болевой точкой» для людей, необходимо осуществление с ними коммуникаций, являющихся фундаментом организации коммуникационной деятельности в муниципальном управлении.

Актуальность научного исследования на рассматриваемую нами тематику обусловлена высокою ролью организации и выбора модели муниципального управления в обеспечении социальной, экономической и политической эффективности развития муниципальных территорий. Современный этап развития системы муниципального управления предполагает трансформационные процессы, поскольку в нынешнее время существуют разнообразные модели муниципального управления, использующих совершенные подходы, концепции, инновационные идеи и технологии. Среди них гражданский подход открытого государства, где ключевым инструментом реализации целей муниципального управления является коммуникационная деятельность.

Объектом научного исследования является коммуникационная деятельность, а предметом – организация коммуникационной деятельности в органах местного самоуправления.

Практическая важность изучения понятия и сущности коммуникационной деятельности в муниципальном управлении заключается, во-первых, в том, что благодаря данному вектору действий обеспечиваются эффективные и надежные коммуникации между органами местного управления и общественностью, позволяя установить обратную связь и контакт взаимодействия в достижении общих целей и реализации совместных интересов. Во-вторых, коммуникационная деятельность в муниципальном управлении позволяет учитывать трансформационные процессы в обществе, определяя области и вопросы, по которым необходимо активное участие органов местной власти, что повышает качество жизни населения и его удовлетворенность местной политикой.

На сегодняшний день коммуникационная деятельности в муниципальном управления выступает важнейшим направлением управления репутацией институтов местного самоуправления и связей с общественностью. Потребность в реализации эффективной коммуникационной стратегии, привлекает тщательное внимание управляющих местных администраций к вопросам, которые относится к концепции и механизмам связи с общественностью. При ее реализации муниципальное управление способно совершенствоваться через обратную связь со стороны граждан, общества и бизнеса, благодаря чему формируются устойчивые основы и фундамент для повышения эффективности дальнейшей деятельности.

Коммуникационная деятельность в муниципальном управлении – это организация и реализация коммуникационного взаимодействия между органами муниципального управления, ведомствами, государственными учреждениями и различными группами общественности, обеспечивающее информирование и адекватную оценку населением проводимой аппаратом местной власти политики [1].

Коммуникационная деятельность в муниципальном управлении является важным механизмом формирования коммуникационной сети, как сети передачи и обмена информации. Речь идет не только о документации, отчетности и т.д., но и о передаче опыта, мнения, знаний, идей по решению отдельных вопросов, стоящих перед системой муниципального управления в России [3].

Именно получение гражданами своевременной и полной информации о работе органов муниципальной власти может рассматриваться как реализация принципа гласности и выступать неотъемлемой характеристикой осуществления демократических преобразований [2].

Благодаря эффективному управлению коммуникационной деятельностью в муниципальном управлении России обеспечивается решение следующих важных задач, как [4]:

  • формирование вокруг системы муниципального управления территорий благоприятной обстановки, которая привлекает новых сотрудников к работе в органах местной власти;
  • распространение важной информации и информационных предложений органов муниципального управления;
  • периодическое распространение информации об эффективности и особенности деятельности органов муниципального управления через средства массовой информации и социальные сети;
  • налаживание обратной связи с обществом для получения фидбека и оценки качества муниципальных услуг и эффективности своей деятельности;
  • лоббирование собственных интересов перед органами региональной и государственной власти;
  • совершенствование коммуникационного процесса и связей внутри органа муниципального управления.

Чтобы обеспечить высокую эффективность коммуникационной деятельности в муниципальном управлении, необходимо следование определенным правилам. К ним относятся [5]:

  1. информация, которая используется в коммуникациях и связях с общественностью должна быть полной, достоверной и не содержать в себе какие-либо манипуляции, поскольку граждане сегодня имеют информационно-технологические средства, позволяющие им проверить достоверность информации;
  2. коммуникационные сообщения и методы связи с общественностью должны содержать в себе простую и понятную информацию;
  3. информация и коммуникационные сообщения должны обладать эмоциональным фоном и откликом при диалоге с гражданами, потому что они любят живое общение;
  4. не стоит использовать жесткие регламенты и шаблоны при общении и диалоге с гражданами, которые обращаются к органам муниципального управления в Интернет-пространстве;
  5. важнейшим составляющим эффективных коммуникаций является проведение ежедневного анализа общественного мнения о деятельности органа местного самоуправления, которое исследуется в рамках коммуникационной деятельности с использованием социологических исследований.

Кроме того, с целью решения актуальных проблем взаимодействия и коммуникаций институтов местного самоуправления и общества, основными направлениями совершенствования современных механизмов их коммуникационного взаимодействия в условиях новой реальности должны выступать:

  • переход от слабо управляемого взаимодействия к организованным формам диалога на принципах социального партнерства;
  • создание онлайн-площадки для открытого обсуждения вопросов развития территорий, выдвижения гражданских инициатив, отражения результатов обсуждения и принятых управленческих решений;
  • формирование в лице научного сообщества института экспертизы и консультации в решении сложных социальных проблем территории;
  • создание онлайн-площадки для открытого обсуждения вопросов повышения качества предоставляемых муниципальных услуг.

В последние годы набрал обороты еще один коммуникативный инструмент, масштабность и значимость которого уже доказаны практикой, социальные сети. Примерно за 10 лет они из развлекательного ресурса стали неотъемлемой частью развития бизнеса, работы органов муниципального управления. Многие местные администрации имеют официальные аккаунты в социальных сетях и используют их в качестве канала коммуникации [6].

Социальные сети используют миллиарды людей по всему миру и быстро стали одной из определяющих технологий нашего времени. Они изменили многие параметры, нашего функционирования как общество, в том числе то, как мы взаимодействуем друг с другом. По мере развития платформ и мессенджеров, органы местного управления стали все больше обращать на это внимание с целью применения социальных сетей в организации коммуникационной деятельности.

Необходимо отметить, что применение рекомендуемых правил при формировании коммуникационной в органах муниципального управления позволит повысить уровень доверия граждан России к работе системы местного самоуправления. Для самих муниципальных учреждений и местных администраций, в свою очередь, это значит снижение внешних барьеров препятствия профессиональной деятельности в сфере управления общественными вопросами и государственным сектором.

Таким образом, коммуникационная деятельность в органах муниципального управления направлена на формирование и поддержание доброжелательных отношений с общественностью, которая выступает субъектом оценки эффективности деятельности местных властей. К данной общественности относятся население, общественные организации и предприятия.

Список литературы

  1. Петракова А.С. Значение связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: социально-философский аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5-5 (80). С. 21-25.
  2. Матвеева Н.С. Информационно-коммуникационное обеспечение деятельности органов государственной и муниципальной власти // Муниципальная академия. 2020. № 4. С. 29-35.
  3. Пфаненштиль Н.В. Принципы социальной коммуникации в системе муниципального управления // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т. 5. № 1. С. 86-93.
  4. Власова Е.Е. Коммуникации в системе управления качеством государственного и муниципального управления // Научный альманах. 2020. № 6-2 (68). С. 109-112.
  5. Сморгунов Л.В., Игнатьева О.А., Быков И.А., Кондратенко К.С., Барышкин А.Г. Публичная коммуникация граждан и органов государственной власти: формирование суждений на цифровых платформах // Вестник Пермского университета. Политология. 2021. Т. 15. № 2. С. 156-172.
  6. Черницына Е.Н. Основные тенденции развития каналов коммуникации в органах государственной власти // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 22. С. 41-49.

Интересная статья? Поделись ей с другими: