УДК 005.4

Инжиниринг как метод совершенствования логистических бизнес-процессов в транспортно-экспедиционных предприятий

Фрышкина Екатерина Евгеньевна – магистрант Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Марковская Элла Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики предприятий и отраслей Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева.

Аннотация: В данной статье рассмотрен основной метод совершенствования логистических процессов транспортно-экспедиционных компаний – инжиниринг. Также, изучены основные этапы процесса совершенствования в реалиях нашей страны В статье представлена сущность данного метода, а также необходимость его использования в экспедиционных компаниях. Рассмотренный метод должен помочь компаниям подобного типа помочь с решением таких проблем как планирование маршрутов, отслеживание продуктов, соблюдение законодательства, координация и контроль Особенностью метода является интеграция процессов с этапами текущего цикла транспортно-логистических систем и цепей поставок в условиях перебоев при перевозках.

Ключевые слова: логистика, транспортная логистика, перевозка, инжиниринг, метод, бизнес-процесс, совершенствование.

Организация и управление транспортным процессом в сфере грузоперевозок – это сложная проблема, требующая совместного решения многих задач, таких как сбор и обработка заказов, поиск подрядчиков, определение маршрутов, подготовка планов перевозок, оперативное управление, контроль состояния транспортных средств и грузов, управление погрузкой и разгрузкой, хранение и ведение различной документации [1, с. 510].

Инжиниринг обычно гарантирует улучшение экономических показателей не более чем на десять-пятьдесят процентов.

В современной и более широкой системной трактовке инженерные объекты – это сложные организационно-технические объекты, искусственно созданные человеком. В частности, логистический инжиниринг – это деятельность, основанная на системных принципах обеспечения функциональности искусственно созданных объектов и промышленных, транспортных, коммерческих и информационных систем, включая все этапы жизненного цикла логистических систем.

Все программы инжиниринга реализуются на основе:

  • системного анализа, целью которого является повышение уровня интеграции некоторых или всех аспектов логистической деятельности;
  • осуществление сравнительного анализа, цель которого критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и внедрение передового опыта;
  • определения процедур, технологии и последовательности реализации намеченных целей при создании логистических систем;
  • постоянный контроль и анализ полученных результатов с целью внесения оперативных и тактических изменений инноваций [2, с. 304].

Принципы системного анализа являются основой инжиниринга любых логистических систем. При этом обязательно должны быть учтены:

  • количество, типы и месторасположения складов;
  • методы, способы и формы закупок и продаж;
  • способы транспортировки и виды транспорта;
  • политика по привлечению логистических посредников;
  • методы и способы грузопереработки и места перевалки;
  • основные методы обработки заказов;
  • основные принципы и политика в управлении запасами;
  • определены структуры, на которые возлагаются организация, обеспечение и координация работ по логистическому инжинирингу.

Для реализации инженерных проектов можно использовать процедуру, состоящую из 6 основных шагов (табл.1).

Таблица 1. Этапы реализации.

Этапы

Задачи

1

Определение целей

2

Определение операций, подлежащих инжинирингу

3

Анализ внутренней среды

4

Внешний сравнительный анализ

5

Оценка

6

Внедрение

К основным направлениям интегрированной деятельности на транспорте, как правило, относят:

  • технико-технологические факторы, охватывающие, в том числе непосредственную организацию процесса;
  • проблему информационного обеспечения перевозочного процесса;
  • организационно – правовые факторы, формы координации и взаимодействия разных видов транспорта;
  • экономические факторы, выражающиеся в планировании грузопотоков.

По мере расширения судоходной и железнодорожной отраслей автотранспортные компании теряют долю рынка. Хотя автомобильный транспорт более удобен с точки зрения логистики и сроков доставки, экономические факторы и административные барьеры все больше смещают грузовые перевозки на железнодорожный транспорт [3, с. 510].

В настоящий момент автомобильный транспорт развивается, и движущей силой его роста остается тенденция увеличения грузоперевозок.

Одним из способов повышения эффективности организации и управления транспортно-логистической системой является логистический инжиниринг, расширенный вариант, охватывающий все этапы жизненного цикла [4, с. 263].

Сейчас трудно представить, что современные, географически рассредоточенные производственные и сервисные системы, входящие в состав международных компаний и холдингов, не интегрированы в систему транспортной логистики, подкрепленную инновационными технологиями.

Увеличение уровня сложности требует существенного увеличения количества управляющих параметров, определяющих рабочий процесс. Исследования и практика доказывают, что задержки и ошибки в управлении и контроле процессов приводят к серьезным негативным последствиям. Все это во многом зависит от уровня стабильности логистического процесса, обеспечивающего эффективность основных элементов системы на протяжении всего жизненного цикла продукции, услуг и инфраструктуры. Высокая производительность должна быть спроектирована и реализована.

Системное проектирование и инженерная логистика сосредоточены на комплексном рассмотрении логистических систем на всех этапах: от выявления потребностей клиентов до определения требуемой функциональности системы, от документации требований до проектирования и внедрения, а также тестирования на соответствие, включая:

  • обеспечение заданных функциональных возможностей и характеристик,
  • соблюдение смет и графиков,
  • контроль соответствия,
  • производство и сопровождение,
  • обучение персонала,
  • вывод из эксплуатации и утилизацию.

Современная логистическая инженерия использует широкий спектр методов, средств и инструментов [5, с. 416].

При таком подходе организовать эффективные материальные потоки можно только на основе глубокого знания используемых технологий и оборудования, т. е. процессов производства, транспортировки и складирования, их технологических узлов и совместимости методов проектирования.

Эксперты рассматривают логистический инжиниринг как организационно-техническую деятельность по планированию, использованию и поддержке высокоэффективных процессов и технических ресурсов в логистической системе с учетом особенностей отрасли и стратегии развития предприятий. Логистический инжиниринг – это подход «структура-ресурсы-процесс», который обеспечивает адаптивное управление на всех этапах жизненного цикла логистической системы в условиях неопределенности и непредвиденных обстоятельств.

Список литературы

  1. Абдикеев, Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов / Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, и др. – М.: Эксмо; Издание 2-е, испр., 2019. – 590 c.
  2. Герасимов, Б. И. Основы логистики. Учебное пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: Форум, Инфра-М, 2022. – 304 c.
  3. Герами, В. Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. Учебник и практикум / В.Д. Герами, А.В. Колик. – М.: Юрайт, 2022. – 510 c.
  4. Майкл, Хаммер Быстрее, лучше, дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов / Хаммер Майкл. – М.: Альпина Паблишер, 2021. – 263 c.
  5. Роберт, С. Кэмп Легальный промышленный шпионаж. Бенчмаркинг бизнес-процессов: технологии поиска и внедрение лучших методов работы ваших конкурентов / Роберт С. Кэмп. – М.: Баланс-Клуб, 2023. – 416 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: