УДК 347

Механизм государственных закупок в госучреждении

Хань Юйчэнь – бакалавр Экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В работе рассматриваются вопросы осуществления государственных закупок в госучреждениях Российской Федерации. Проанализированы основные этапы формирования государственного заказа в госучреждении. Подробно рассмотрена деятельность заказчиков в механизме государственных закупок. Проведен анализ функционирования единой информационной системы (ЕИС) в сфере государственных закупок. Результат исследования следующий: было показано, что внедрение современных информационных систем в вопросы государственных закупок является весьма актуальным направлением в настоящее время. Уже сейчас новые технологии оказывают существенное воздействие на развитие системы государственных закупок, в связи с чем дальнейшее исследование данной темы обладает высокой степенью актуальности.

Ключевые слова: государственная закупка, госучреждение, Российская Федерация, заказчик, ЕИС.

Актуальность избранной темы заключается в том, что функционирование системы госзакупок в единстве с бюджетными процессами в текущей жизненный период развития социально-экономических взаимоотношений относится к числу ключевых задач всей экономики Российской Федерации. Помимо этого, формирование эффективной системы проведения госзакупок, несомненно, относится к числу наиболее важных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность работы госучреждений и связанных с ними структур.

Поскольку государственные закупки осуществляются для удовлетворения общественных потребностей и нужд, то, они реализуются посредством реализации организационных и экономических функций государства.

Принципы экономики в управлении государственными закупками вводятся в систему государственных закупок по схеме, представленной на следующем рисунке.

1

Рисунок 1. Этапы формирования государственного заказа.

На первом этапе – этап формирования государственного заказа – осуществляется планирование закупок на основании имеющихся нужд и потребностей государственных заказчиков.

На втором этапе государственная политика выступает в качестве предложения – заказчики от имени государства определяют исполнителей по контрактам как посредством проведения конкурсных процедур, так и путем заключения прямых договоров и контрактов.

На последнем, третьем этапе механизм государственных закупок работает следующим образом – заказчики и субъекты рынка исполняют свои обязанности по контрактам, то есть, первые предоставляют все условия для успешного выполнения контрагентами их обязанностей, осуществляют приемку, экспертизу и оплату, а вторые – выполняют свои непосредственные обязанности по поставке продукции, выполнению работ и оказанию услуг [1].

Государственным закупкам в любой стране отведена особая, двойная роль. С одной стороны, реализация механизма государственных закупок обеспечивает нужды заказчиков, и, соответственно, обеспечивает выполнение ими своих функций и полномочий, с другой – данный механизм является регулятором экономики, позволяющим обеспечить прибылью множество рыночных агентов, обеспечить преференции для некоторых их категорий, например, малого бизнеса или предприятий, работниками которых являются преимущественно лица с ограниченными возможностями здоровья [2].

Следует отметить, что первым этапом в механизме государственных закупок является определение потребностей в натуральных и денежных единицах, затем федеральные заказчики получают соответствующее финансирование, впоследствии публикуют планы-графики, проводят закупочные процедуры и принимают участие в исполнении контракта: осуществляют приемку и экспертизу, производят оплату. В таком контексте, то есть, с позиций действия заказчика, механизм государственных закупок приведен на следующем рисунке.

2

Рисунок 2. Деятельность заказчиков в механизме государственных закупок.

Как видно из рисунка выше, механизм государственных закупок имеет тесную взаимосвязь с бюджетным планированием и бюджетным процессом вообще.

Выделение вышеуказанных принципов, закрепление их на нормативном правовом уровне является надежным фундаментом для построения эффективной основы системы государственных закупок.

Также в процессе анализа механизма государственных закупок нельзя не упомянуть об информационной основе данного механизма, без которого он попросту не мог бы работать в настоящее время.

Единая информационная система (далее ЕИС) является сайтом в сети Интернет, на котором размещена вся информация и соответствующая документация, касающаяся закупок товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей государственных учреждений [3].

Целью создания ЕИС является повышение прозрачности проведения государственных закупок для самой власти, общества и средств массовой информации, для того чтобы все процессы в рамках контрактной системы закупок стали более открытыми для вышеперечисленных субъектов.

В соответствии со статьей 4 Закона №44-ФЗ государственные организации вправе создавать собственные сайты, на которых публикуется информация о закупках [4]. Но следует отметить, что данные сведения на них должны быть интегрированы с ЕИС. При наличии каких-либо разночтений истинными считаются те данные, которые опубликованы в ЕИС [5].

Основным отличием ЕИС от ранее существовавшего общероссийского официального сайта является полная автоматизация процесса проведения закупки. Все публикуемые данные обрабатываются машинным способом. На основе данных сведений генерируется необходимая отчетность.

При помощи ЕИС реализуются следующие процедуры:

  1. Формируется и публикуется информация о проводимой закупке. При этом система взаимодействует с другими базами, интегрированными в нее, что существенно облегчает работу заказчика;
  2. Проводится контроль над правильностью и достоверностью всей опубликованной информации;
  3. Осуществлен плавный переход на использование ОКВЭД 2 и ОКПД 2;
  4. Облегчается реализация возможностей компаний, которые относятся к субъектам малого предпринимательства;
  5. Предоставляется беспрепятственный доступ контролирующим органам ко всем сведениям;
  6. Реализуется возможность подачи заявок на участие в процедурах в электронном виде [6].
  7. Вся документация, которая публикуется в ЕИС, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью. Для полноценной реализации всех вышеперечисленных функций ЕИС взаимодействует с другими системами, как это указано в правилах пользования, а также обеспечено взаимодействие единой информационной системы со следующими структурами, указанными на следующем рисунке.

3

Рисунок 3. Взаимодействие ЕИС в сфере государственных и муниципальных закупок и прочих информационных систем.

Муниципальной или региональной информационной системой в сфере закупок называется зарегистрированная в ЕИС база данных, формируемая специалистами муниципалитета или субъекта РФ соответственно. Сведения в данных системах в круглосуточном режиме обновляются согласно актуальным закупкам. Единый перечень требований к данного вида систем установлен Правительством России в Постановлении № 1091 от 28 ноября 2013 года «О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании части 8 статьи 4 Закона №44-ФЗ. Основными региональными системами являются ЕАИСТ, АЦК-Госзаказ, АИС ГЗ («Государственный заказ»).

В соответствии с частями 7 и 10 статьи 4 № 44-ФЗ субъекты РФ и муниципалитеты наделены правом создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, которые интегрированы в ЕИС.

Следовательно, применение информационных систем в процессе проведения государственных закупок представляет собой завершенную информационную систему и входящие в ее состав иные элементы (такие как интернет-магазины, площадки для торговли и т.п.). Подобного рода системы являются достаточно эффективными, даже несмотря на весь комплекс связанных с ними проблем, благодаря чему в высокой степени удается обеспечивать полное исполнение всех принципов работы в рамках контрактной системы.

Таким образом, в результате проведенного в рамках данной работы анализа становится возможным построить наиболее полное представление всего механизма осуществления государственных закупок в госучреждениях. На следующем рисунке приведены его основные элементы.

4

Рисунок 4. Механизм государственных закупок в госучреждениях.

При описании подобного механизма в целом, после проведения этапов планирования и заполнения исходных данных в разработанные заранее информационно-закупочные графики, заказчики с помощью необходимых и наиболее удобных для них современных информационных ресурсов, к числу которых относятся ЕИС, интернет-магазины и интернет-площадки для торговли, производят все необходимые для них действия по закупке. Именно эти действия и являются катализатором для заключения контрактов с поставщиками товаров, данные о которых будут расположены в ЕИС.

В том случае, если поставщик товаров не исполняет надлежащим образом поставленные перед ним обязательства, то он автоматически помещается в список недобросовестных заказчиков рабочим коллективом Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС).

В заключении работы хотелось бы отметить, что внедрение современных информационных систем в вопросы государственных закупок является весьма актуальным направлением в настоящее время. Уже сейчас новые технологии оказывают существенное воздействие на развитие системы государственных закупок, в связи с чем дальнейшее исследование данной темы обладает высокой степенью актуальности.

Список литературы

  1. Юзвович Л.И. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л.И. Юзвович, Н.Ю. Исакова, Ю.В. Истомина и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
  2. Пахомова Л.М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизм реализации: уч. пос. / Л. М. Пахомова. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2022. – 204 с.
  3. Бурлаков Н.А. Совершенствование регионального механизма информационного обеспечения процесса управления государственными закупками / Н.А. Бурлаков // Креативная экономика. – 2014. – № 8 (8). – С. 72-79.
  4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013 г., 14 ст. 1652.
  5. Кузнецова Н.В. Правовые основы информационного обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд / Н.В. Кузнецов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2015. – №1. – С. 78-87.
  6. Пинегина А. А. Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок / А.А. Пинегина // Молодой ученый. – 2019. – № 4. – С. 15-18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: