УДК 336.71

Совершенствование развития банковских дебетовых пластиковых карт

Сычёв Иван Александрович – студент Уральского государственного экономического университета.

Дудина Ольга Игоревна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного экономического университета.

Аннотация: Банковскую отрасль можно рассматривать с точки зрения, как макро, так и микроэкономики. В исследованиях различных ученых по данной проблематике сказано, что предложение платежных карт коммерческих банков является эффективным способом привлечения новых клиентов и повышения их лояльности к банку.

Ключевые слова: микроэкономика, поведение потребителей, коммерческие банки, платёжные карты, рынки, фирмы.

Актуальность темы исследования обоснована тем, что банковскую отрасль мы можем рассматривать с точки зрения, как макро, так и микроэкономики. В макроэкономике банк занимает позицию посредника в движении финансовых ресурсов. С точки зрения микроэкономики коммерческие банки рассматриваются как предприятия, чья деятельность базируется на извлечении выгоды за услуги финансовых операций, на которые они имеют исключительное право. В исследованиях различных ученых по данной проблематике показано, что предложение платежных карт коммерческих банков является эффективным способом привлечения новых клиентов и повышения их лояльности к коммерческим банкам. Популяризация и развитие системы безналичных расчетов в РФ является главным условием развития экосистем [2]. Использование которых, в свою очередь позволит расширить клиентскую базу коммерческих банков.

Цель исследования является изучение особенностей платежных карт топ-10 банков России и предложения направлений по их совершенствованию.

Задачи исследования состоят в проведении анализа рынка пластиковых карт в России и в УрФО; определении характеристик платежных карт топ-10 банков России; предложении направления совершенствования характеристик платежной карты, которая будет обладать популярностью у потребителя.

Объект исследования: платежные карты топ-10 банков России.

Ключевыми методами исследования выступают методы корреляционного и кластерного анализа. Информационной базой являются первичные показатели АО «НСПК» за 2015-2022 годы [3].

Изучение характеристик и анализ развития банковских дебетовых и пластиковых карт рассмотрим на примере топ 10 банков России. Почти все карты банков России подключены к платежной системе «МИР», доля карт ПС «Мир» в общей эмиссии платежных карт в УрФО за 2022 год составила 32,7%, на 2022 год в УрФО выдано 9,3 млн карт ПС «Мир» (таблица 1).

Таблица 1. Динамика выпуска национальных платежных инструментов в УрФО и динамика операций с платежными картами, на территории УрФО (cоставлено авторами по [4]).

Динамика выпуска нац. платежных инструментов в УрФО

Признак

01.01.2020

01.01.2021

01.01.2022

Доля карт ПС «Мир» в общей эмиссии платежных карт, %

23,90

30,01

32,71

Выдано карт РС «Мир», млн.шт.

95,2

145,3

9,3

Совершено операций с их использованием, млрд опер.

3,54

3,21

1,72

Сумма операций, трлн. руб.

106,74

4,95

2,97

Доля карт ПС «Мир» в общем объеме внутрироссийских операций с платежными картами, %

20,31

24,42

27,14

Динамика операций с платежными картами, на территории УрФО

Показатель

2020

2021

2022

Количество, млн ед.

2489,9

2966,5

3565,9

Объем, млрд руб.

4105,3

4322,4

4841,3

Доля операций по оплате товаров и услуг в общем количестве операций, %

89

93

95

В соответствии с Таблицей 1, наблюдается положительная динамика развития рынка выпуска национальных платежных карт и использования их в расчетах между контрагентами. На территории УрФО за 2022 год было совершено 3565,9 млн ед. операций платёжными картами «МИР», объем платежных операций составил 4841,3 млрд руб. (таблица 1).

С каждым годом потребность к карточным продуктам банков увеличивается из-за чего банки начинают совершенствовать их для повышения клиентской базы и ее удержания. На 1 января 2022 года общее число банковских карт составило 383 975, данный показатель увеличился на 58 895 по сравнению с 1 январем 2021 года. А по сравнению с 2015 годом он увеличился на 143 815. Отсюда следует, что показатели востребованности банковских карт растёт каждый год (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Динамика общего количества банковских карт (cоставлено авторами по [3]).

На территории УрФО в 2021–22 гг. наблюдаются следующие результаты доступности платежных (банковских) услуг:

  1. Подключены торговые точки в 27 населенных пунктах МО Свердловской, Тюменской и Курганской областей;
  2. Расширен функционал предоставляемых АО «Почта Банк» платежных (банковских) услуг в отделениях АО «Почта России»;
  3. Проведены финансовые консультации, с возможностью оформления банковских услуг, проведения дней финансовой грамотности в 31 населенных пунктах МО Свердловской, Тюменской и Курганской областей;
  4. Открыты отделения АО «Почта Банк» в 1 н.п. 1 МО Челябинской области
    ПАО Сбербанк запущены 2 автомобиля ППКО для обслуживания 21 н.п. в 5 МО Тюменской области;
  5. Открыт центр предоставления финансовых услуг «Окно в мир финансов» в 1 н.п. Тюменской области;
  6. Введено в эксплуатацию 2 мобильных переносных кассовых терминала для приема платежей на удаленных территориях Челябинской области.

Выявлены характеристики дебетовых карт разных банков (таблица 2).

Банки представляют разные виды дебетовых карт. Наиболее распространенным типом дебетовой карты является стандартная дебетовая карта, которая привязана к вашему расчетному счету. Этот тип карты позволяет вам совершать покупки, используя средства с вашего расчетного счета, а любые вознаграждения или возврат наличных, которые вы заработаете, будут перечисляться непосредственно на ваш счет. Другой тип дебетовой карты — это предоплаченная дебетовая карта. С помощью такой карты вы можете предварительно пополнить карту перед совершением покупок. Это может быть хорошим вариантом для тех, у кого нет банковского счета или кто хочет больше контролировать свои расходы. Некоторые банки также предлагают специальные дебетовые карты, основанные на вознаграждениях, которые позволяют клиентам зарабатывать баллы или возвращать наличные деньги как кэшбек.

Одним из способов анализа по развитию рынка банковских пластиковых карт является использование коэффициента корреляции Пирсона [5]. Коэффициент корреляции Пирсона — это статистический инструмент, который измеряет силу линейной связи между двумя переменными.

2

Таблица 2. Характеристика банковских карт топ 10 банков России и Корреляционная матрица (cоставлено авторами по [3; 4]).

Характеристика банковских карт топ 10 банков России 

Карта

Сумма трат для бесплатного обслуживания, руб.

Лимит на снятие наличных, руб.

Стоимость обслуживание, руб.

Максимальный кэшбек, %

Лимит по переводам в месяц, руб.

 

Тинькофф

50000

500000

99

15%

Сбербанк

5000

150 000

150

10%

50000 

Совком банк

0

150 000

0

10%

300 000 

Зенит

10 000

3 500 000

99

5 %

200 000 

ВТБ

0

0

0

50%

100 000 

МТС Банк

10 000

300 000

99

25%

1 500 000 

Альфа-Банк

0

50000

0

33%

100 000 

Райффайзен Банк

0

0

0

1%

Открытие

10 000

300 000

500

2%

100 000 

Ак Барс Банк

10 000

50 000

99

10%

150 000 

Почта Банк

10 000

1 000 000

399

10%

3 000 

УБРиР

0

0

0

100%

Корреляционная матрица 

Variable

Матрица корреляций

Бесплатное обслуживание

Снятие без комиссии

Обслуживание

Кэшбек

Переводы

Бесплатное обслуживание

1,000000

0,164634

0,200594

-0,020279

-0,033419

Снятие без комиссии

0,164634

1,000000

0,156678

0,918238

-0,000773

Обслуживание

0,200594

0,156678

1,000000

-0,123609

-0,079026

Кэшбек

-0,020279

0,918238

-0,123609

1,000000

-0,013606

Переводы

-0,033419

-0,000773

-0,079026

-0,013606

1,000000

Коэффициент корреляции Пирсона можно использовать для определения того, как изменения в одной переменной влияют на изменения в другой, или насколько сильно две переменные связаны друг с другом. Например, если вы хотите узнать, связано ли увеличение потребительских расходов с увеличением использования кредитных карт, вы можете использовать коэффициент корреляции Пирсона для измерения силы этой связи. Помимо анализа взаимосвязей между переменными, коэффициент корреляции Пирсона можно использовать для выявления тенденций изменения одной переменной во времени (таблица 2).

Воспользуемся шкалой Чеддока для того, чтобы оценить силы связи в теории корреляции. Он считает, что слабая связь присутствует, если коэффициент корреляции составляет от 0,2 до 0,5, а умеренная связь существует, если он выше 0,5, но ниже 0,8, от 0,8 и более 0,9 означает что связь весьма сильная. Жирным цветом выделены значимые коэффициенты корреляции при уровне значимости 0,05. Между кэшбеком и лимитом на снятие без комиссии установлена прямая корреляционная связь сила связи весьма высокая.

Далее используем Древовидный Кластерный анализ методом Варда/Дендрограмма (рисунок 2). Дендрограмма – древовидная диаграмма, содержащая n количество уровней, представляющих собой каждый шаг процесса последовательного укрупнения кластеров.

В соответствии с рисунком 4 прослеживается 2 кластера: 1 кластер (Тинькофф, Открытие, Почта Банк, МТС Банк, Зенит) и 2 кластер (Сбербанк, Ак Барс Банк, ВТБ, Совком банк, ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзен Банк, УБРиР).

2

Рисунок 2. Дендрограмма развития пластиковых карт топ-10 банков России.

Используем Кластерный анализ методом k-средних с развитием на 2 кластера, чтобы провести анализ отличий дебетовых карт (рисунок 3).

После выявления плюсов и минусов 1 и 2 кластера можно сделать следующие выводы. Сумма трат для бесплатного обслуживания выгодней во 2 кластере, так как оно меньше чем в 1. Снятие без комиссии выгодней в 1 кластере, так как лимит на снятие выше, чем во 2 кластере. Стоимость обслуживания карт выгоднее во 2 кластере, так как в 1 кластере обслуживание дороже. Максимальный Кэшбек выше у 1 кластера, так как % кэшбека выше, чем у 2. Лимит по Переводам выше у 1 кластера, так как у 2 кластера сумма переводов меньше чем у 1 кластера.

3

Рисунок 3. Кластерный анализ методом k-средних.

Из этого следует, что выгоднее карты находящиеся в 1 кластере, так как преимуществ для клиентов больше там. С помощью плюсов и минусов, выявленных с помощью статистики, можно выявить подходящие условия для совершенствования продуктов банка:

  1. Уменьшить сумму трат для бесплатного обслуживания;
  2. Уменьшение стоимости обслуживания.

После выявления 2 кластеров, мы можем определить какие характеристики могут усовершенствовать продукт банка.

Исходя из перечисленных выше данных можно выявить идеальную дебетовую карту, которая будет включать в себя следующие признаки:

  1. Полностью бесплатное обслуживание карты;
  2. Высокий лимит на переводы с одной карты на другую;
  3. Высокий кэшбек;
  4. Высокий лимит на снятие наличных денег с карты.

Данная карта будет выгодна только потребителям, так как банк будет получать меньше денег с клиентов, но также возможен большой прирост клиентской базы, и как следствие повышение и сбалансированность доходов банка.

В ходе исследования было установлено, что под безналичными расчетами подразумевают форму платежа без использования наличных денежных средств. Такие расчеты приходятся более преимущественной формой платежа, они все больше внедряются в жизнь современного человека.

К основным элементам безналичных расчетов относят: способы платежа; принципы организации расчетов; субъекты (участники) и объекты (назначение) расчетов; формы расчетов. Из платежных систем в России наиболее востребованными являются Visa, MasterCard и национальная система МИР.

Безналичные расчеты с использованием пластиковых карт являются одним из популярных инструментов электронных расчетов. В современной жизни практически каждый человек является держателем банковской пластиковой карты. Сегодня коммерческие банки предлагают широкий выбор карточных продуктов. Пластиковые карты позволяют обслуживать наши ежедневные оплаты: покупки в интернете, налоги, штрафы, коммунальные счета, благодаря чему сокращается часть наличных денежных платежей.

Пластиковые банковские карты отличаются друг от друга по лимиту, процентным ставкам, наличию и размеру кэшбека и т. п. Проведенный кластерный анализ позволил выделить два кластера, которые формируют топ-10 банков России. Сделан вывод о преимуществах для клиентов пластиковых карт банков первого кластера (Тинькофф, Открытие, Почта Банк, МТС Банк, Зенит). Предложены направления совершенствования характеристик платежной карты.

Список литературы

  1. Цифровая реальность: субъекты, практики: монография / Л. А. Мясникова, Е. В. Шлегель, А. В. Дроздова [и др.]; под общей редакцией д-ра культурологии, доц. А. В. Дроздовой. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2021. – 315 с.
  2. Кремлева В.В., Дудина О.И. Перспективы развития продуктов банковских экосистем в РФ // Актуальные вопросы развития финансовой сферы. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Махачкала, 2021. С. 164-168.
  3. АО «НСПК» URL: https://www.nspk.
  4. Куклинова П. С. Влияние цифровой экономической активности на региональный экономический рост: проблемы и перспективы / П. С. Куклинова, Л. К. Чеснюкова // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики: сборник научных статей 4-й Международной научно-практической конференции. Курск, 22 марта 2022 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 149-155. – EDN ONAKLA. Платежная система «МИР» URL: https://mironline.ru.
  5. Казимагомедов А. А. Организация безналичных расчетов: учебник / А.А. Казимагомедов. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 212 с. – ISBN: 978-5-16-107623-1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: