УДК 338

Социальные аспекты цифровой экономики

Рахмонов Хумоюн Рустамжон угли – магистр Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Мирюсупов Бахтиёр Мирадилович – магистр Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан (г. Ташкент, Республика Узбекистан)

Аннотация: В данной статье, были рассмотрены влияния цифравизации на социальную сферу, проанализированы страны Балтии в частности Латвия, Эстония и другие Европейские страны как Польша и Финляндия. Изучены проблемы цифровой трансформации и пути их решения законодательными и правовыми механизмами. В цифровой экономике существует множество неиспользуемых возможностей, которые помогут снизить бюрократию, ускорить обмена информации и бизнес процессов, что позволит, улучшить инвестиционный фон и привлечения новых инвестиции.  

Ключевые слова: цифровая экономика, искусственный интеллект, цифровое общество, виртуальный мир, массовая культура, технологии, массовое культура, общество потребления.

Введение

Термин Цифровизация была введена в оборот 1995 году Американским информатиком Николасом Негропонте основателем MIT Media Lab в Массачусетском технологическом университете. Н.Негропонте в своих работах с 1993 года по 1998 года в журнале «Wired» смог сформировать концепцию цифровой экономики что является основой сегодняшних экономических и социальных изменений. За 28 лет произошли достаточно большие изменение, и четвертая промышленная революция идет полным ходом, бурная развития цифровых технологий бросают новые вызовы. Идет глубокая трансформация моделей потребления, производства, бизнес моделей, предпочтения социума и эти факторы влияют на социокультуру. Таким образом идет воздействия на всю экономику в целом, что делает его важным вопросом с точки зрения социальной среды. Некоторые из ключевых эффектов цифровизавции, имеющих отношение к денежной политике, связаны с производительностью, рынками труда, заработной платой и ценами.

Стоит отметить, влияния цифровизации на экономику зависит в частности, от национальной экономической структуры и экономической политики, институтов и управления. Однако неясно, усугубит ли цифровизация различия между странами или снизит их. Тем не менее анализ положительного или отрицательного влияния уровня цифровизации в социальной структуре остается важным вопросом для ученых. [1].

Постановка задачи

Целью исследования провести сравнительный анализ этапов цифровизации в странах с развитыми и развивающимся экономиками с влиянием на социальную сферу. Найти закономерность в руководящих принципах развития цифровых и информационных технологий, изучить этапы внедрения в социальную среду и разработка практических рекомендации по ее формированию.

Результаты исследование

Цифровая экономика рассматривается как движущая сила экономического роста, способная привести к значительным экономическим сдвигам и оказать влияние на целые области бизнеса, рынка труда и образ жизни людей [16].

С помощью цифровых технологии стали возможны решения очень многих проблем возникавших в результате издержек при обмене информации. То есть во всех сферах стали возможны моментально обмениваться информацией и это привело нас к новому этапу развития социума и экономики. Цифровизация дала возможность к появлению нового сектора экономики начиная с цифрового кода каждого товара заканчивая человеческим капиталом и это повлияло на всю социальную среду. Пандемия начавшийся 2020 году показала важность цифровой трансформации общество, и вся мировая сообщество стали смотреть на здравоохранения, дистанционное обучения, оплата различных услуг, работы дистанционном формате и тд под другим углом.

Исследователи НИУ ВШЭ отмечают: «Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности человека. технологии становятся далеко не только двигателем развития новых отраслей, но и обретают важные социальные роли, внося значимый вклад в решение новых проблем общество, таких как старения населения, социальное расслоение, экологические проблемы и изменение климата. С помощью передовой науки и технологии возникает «умное» общество, базирующееся на новых ценностях ориентации на потребности человека, гибкости, креативности. Под влиянием цифровизации кардинально меняются рынок труда, здравоохранение, пространственное развития [17, c. 17]

По данным Всемирного Банка «GovTech Maturity Index 2022» на конец 2022 года опубликованы отчеты исследований, Узбекистан занял 43 место на этом рейтинге, +37 позиций по сравнению с 2020 годом из 198 стран мира. Узбекистан на этом этапе перешел в группу «А», стран-лидеров, в сфере цифровой трансформации правительства и государственного сектора услуг. Лидерами на этом рейтинге стали: Сингапур, Швейцария, Финляндия, Великобритания, США, Нидерланды и Япония.

В докладе о развитии цифровой экономики в Узбекистане «Digital Uzbekistan 2030» отмечается: До 2030 года поэтапная реализация комплексных мер по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственные управления, образование, здравоохранение и сельское хозяйство [4].

Проводя дискуссии на данную тему, ученым удалось прийти к общему мнению, что, цифровая экономика, не является единственным явлением в развитии потенциала стран, но является стимулом для его развития. По результатам исследований, становиться ясно, речь идет о новой созданной социокультурной и экономической реальности. Эта реальность является логическим следствием развития передовых технологий, начиная с первых компьютеров заканчивая самыми сложными разработками и ИИ «искусственным интеллектом».  Так называемая четвертая промышленная революция охватывает социальные и экономическое пространство всех стран мира.  

20 марта текущего года был вновь составлен рейтинг самых счастливых стран мира 2023 «World Happiness Report» уже 6 год подряд возглавляет Финская Республика, Эстонская Республика 31 место, Республика Польша занял 39 место, Латвийская Республика 41 место. В таблице №1 для сравнения приведены основные секторы экономики Республики Узбекистан, Финской Республики, Латвийской Республики и Республика Польша.

Таблица № 1. Основные секторы экономики.

Республика Узбекистан

Доля в экономике

Сфера услуг 47,3 %, сельского хозяйства 19.2 %, промышленность 33,5 %.

Статьи экспорта

Услуги, золото, энергоносители и нефтепродукты, текстильная продукция, чёрные и цветные металлы, продовольственные товары, химическая продукция.

Финская Республика

Доля в экономике

Сфера услуг: 70,1 %, сельское хозяйство: 1,3 % промышленность: 28,7 %

Статьи экспорта

Лесной, информационный и телекоммуникационный, металлургический, энергетический, бизнес-услуг, здравоохранения, машиностроительный, пищевой, строительный.

Латвийская Республика

Доля в экономике

Сфера услуг: 73,7 %, сельское хозяйство: 3,9 %, промышленность: 22,4.

Статьи экспорта

Древесина и изделия из дерева, древесный уголь, электрические приборы и электрооборудование, транспортные средства и их части, минеральные продукты

Эстонская Республика

Доля в экономике

Сфера услуг: 68%, промышленности: 29%, сельского хозяйства: 3%.

Статьи экспорта

Ископаемое топливо, электрическое оборудование, электроэнергию, телекоммуникационное оборудование и автомобили.

Республика Польша

Доля в экономике

Сфера услуг : 62,3 %, промышленность: 34,2 %, сельское хозяйство: 3,5 %.

Статьи экспорта

Машиностроение, судостроение, чёрная металлургия, угольная промышленность, химическая промышленность, пищевая промышленность, текстильная промышленность, производство стекла.

Наглядно мы можем видеть какие сектора экономики более развиты выше приведенных странах и анализируя их экономику становиться понято, что, цифровизация открыла новые пути их развития создавая новые сектора экономики и развивая сфера услуг.

На конец 2022 года ООН «Организация Объединённых Нации» опубликовала рейтинг стран по развитию цифрового правительства «E-Gjverment Development Index». На этом рейтинге оценивается готовность и возможности государственных структур в использование ИКТ «информационно-коммуникационных технологий» для предоставления своим гражданам государственные услуги. Эстония и Финляндия занимают лидирующие места на этом рейтинге, Латвия занял 19 место набрав 0.8599 балла, Польша занял 22 место набрав 0.8437 балла. Цифровизация не должна быть конечной целю, а мерой поддержки человеческого капитала и развития.

image002

Рисунок 1. Сделано с помощью программы: https://www.canva.com/.

 Выводы

В результате исследование было обнаружено, что, каждая государство за последние 20 лет проходит этапы по цифровизации своей экономики. В целях улучшения и качество жизни своих граждан. Проанализировав такие государство как Эстония, Латвия, Польша, Финляндия и их руководящие принципы развития цифровых и информационных технологий. Стратегия каждой страны по цифровой трансформации своей экономики представляют собой среднесрочные планы развития, разработанные Министерствами и ответственными ведомствами. На основе исследований было выявлено, что, есть несколько ключевых принципов которые способствуют и стимулируют развития цифровой трансформации, и они включены во все программы развития цифровой экономики и информационных технологии этих стран (рисунок №1):

  1. Анализ последних экономических и социальных тенденции и открытость рынка;
  2. Изучения цифровой трансформации, создания институтов;
  3. Бизнес-исследования и разработки в информационных отраслях и их правовые нормы;
  4. Использования цифровых инструментов для содействия инклюзивному росту и человеческому капиталу;
  5. Интегрированная политическая основа для перехода и внедрения цифровых технологий.

В процессе формирования руководящих программ высшее перечисленных стран стоит упомянуть, цифровизация в этих странах открывает новые возможности для инноваций и создания новых секторов экономики. Кроме того, предприняты государственные программы по развитию и стимулированию инноваций. В частности, в Латвии была принята программа еще 2014 году «Латвия в цифровой трансформации 2014-2020г». В руководстве по развитию информационного общества и их принципы представляют собой совокупность мер по улучшению качество предоставляемые электронным правительством и другими площадками. Политика, направленная на ускорения цифровой трансформации, призвана сыграть ключевую роль в решении этих проблем.

По итогам исследования выявлено, надежная коммуникационная инфраструктура и услуги лежат в основе использования всех цифровых технологий и облегчают взаимодействие между подключенными людьми, организациями и государством. Существует необходимость в принятии первоочередных мер и стратегий в состав регулирующих положений. Если рассматривать высшее перечисленных блоков как руководящий документ, то оно включает в себя пять важнейших функциональных столпов:

  1. Анализ последних экономических и социальных тенденции и открытость рынка – требуется подотчетность всех структур, также стоит упомянуть о публикации отчетов своей деятельности органов государства для более глубокого анализа рынка и социальных явлений.
  2. Изучения цифровой трансформации, создания институтов – одним из главных пунктов является изучения результатов деятельности органов власти и создания правил игры для всех участников путем создания институтов.
  3. Бизнес-исследования и разработки в информационных отраслях и их правовые нормы – путем исследования бизнес процессов должны быть устранены законодательные и правовые барьеры.
  4. Использования цифровых инструментов для содействия инклюзивному росту и человеческому капиталу – вовлеченность людей и населения данному явлению только улучшит результаты, люди должны понимать, что действительно могут участвовать в принятии решений.
  5. Интегрированная политическая основа для перехода и внедрения цифровых технологий – предусматривать в правительственных программах, гарантировавших государственное финансирование разделов по развитию цифровой экономики.

Список литературы

  1. Программа «Актуальные аспекты развития цифровой экономики на современном этапе». Багратуни К.Ю. кэн. Финансовый университет при Правительстве РФ. г. Москва.
  2. Экономика и управления национальным хозяйством. Герасимчук З.В., Голуб Н.Н., Строжук Р.П. стр 203. [Электронный ресурс] – Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. – 2020г - №1.
  3. Доклад ЦБ Республики Узбекистана «Узбекистан в цифровой экономике» от 19 августа 2021 год – [Электронный ресурс] – https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-economy-ru/11083-uzbekistan-v-tsifrovoj-ekonomike
  4. Указ Президента Республики Узбекистан, от 05.10.2020 г. № УП-6079 – [Электронный ресурс] – https://www.lex.uz/docs/5031048
  5. Отчет Всемирного банка «Возможности социально-экономического развития Узбекистана» от 18 мая 2022 год – [Электронный ресурс] – https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2022/05/18/uzbekistan-systematic-country-diagnostic . 21стр. стр 78. стр 98.
  6. Доклад ЦБ Республики Узбекистана «Объемы банковского оборота наличных денег» от 18 апреля 2023 год – [Электронный ресурс] – https://www.finance.uz/ru/fuz-menu-biznes-ru/13765-tsentrobank-ob-emy-bankovskogo-oborota-nalichnykh-deneg
  7. Цифровая экономика 2023: глобальный обзорный отчет https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report
  8. ПМР (Показатели мирового развития), Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия.https://datatopics.worldbank.org/world-development-indicators/
  9. «Узбекистан ускоряет экономические и социальные реформы при дополнительной поддержке Всемирного банка» - Вашингтон, 17 декабря 2021 г.– [Электронный ресурс] – https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2021/12/16/uzbekistan-to-boost-economic-and-social-reforms-with-additional-world-bank-support
  10. Бланшар, О., М. Гриффитс и Б. Грусс, «Бум, спад, восстановление: криминалистика латвийского кризиса»,Документы Брукингского института по экономической деятельности, Программа экономических исследований, том 44, стр. 325-388.
  11. Кабинет министров (2020), Informatīvais ziņojums "Par mākslīgā intelekta risinājumu attīstību", Рига,http://tap.mk.gov.lv/doc/2020_02/IZ_MI%5b1%5d.2.docx.
  12. Кабинет министров (2013г),Руководящие принципы развития информационного общества на 2014-2020 годы – Информационная часть, приказ No 486, Рига, 14 октября www.varam.gov.lv/in_site/tools/download.php?file=files/text/Darb_jomas/elietas//Information_Society_Development_Guidelinesdocx.
  13. Европейская комиссия (2018г),Центры цифровых инноваций – интеллектуальные платформы специализации, Брюссель, https://s3platform.jrc.ec.europa.eu/digital-innovation-hubs-tool/-/dih/13295/view г. (по состоянию на февраль 2020 г.).
  14. Евростат (2020 г.),Цифровая экономика и общество (база данных), http://ec.europa.eu/eurostat/web/digital-economy-and-society/data/database (по состоянию на 6 мая 2020 г.).
  15. ОЭСР (2019г),Переход на цифровые технологии: формирование политики, улучшение жизни, OECD Publishing, Париж, https://doi.org/10.1787/9789264312012-en.
  16. Brynjolfsson, Kahin, 2000; Bahl, 2016.
  17. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: