УДК 338
Социальные аспекты цифровой экономики
Рахмонов Хумоюн Рустамжон угли – магистр Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан (г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Мирюсупов Бахтиёр Мирадилович – магистр Высшей школы бизнеса и предпринимательства при Кабинете Министров Республики Узбекистан (г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Аннотация: В данной статье, были рассмотрены влияния цифравизации на социальную сферу, проанализированы страны Балтии в частности Латвия, Эстония и другие Европейские страны как Польша и Финляндия. Изучены проблемы цифровой трансформации и пути их решения законодательными и правовыми механизмами. В цифровой экономике существует множество неиспользуемых возможностей, которые помогут снизить бюрократию, ускорить обмена информации и бизнес процессов, что позволит, улучшить инвестиционный фон и привлечения новых инвестиции.
Ключевые слова: цифровая экономика, искусственный интеллект, цифровое общество, виртуальный мир, массовая культура, технологии, массовое культура, общество потребления.
Введение
Термин Цифровизация была введена в оборот 1995 году Американским информатиком Николасом Негропонте основателем MIT Media Lab в Массачусетском технологическом университете. Н.Негропонте в своих работах с 1993 года по 1998 года в журнале «Wired» смог сформировать концепцию цифровой экономики что является основой сегодняшних экономических и социальных изменений. За 28 лет произошли достаточно большие изменение, и четвертая промышленная революция идет полным ходом, бурная развития цифровых технологий бросают новые вызовы. Идет глубокая трансформация моделей потребления, производства, бизнес моделей, предпочтения социума и эти факторы влияют на социокультуру. Таким образом идет воздействия на всю экономику в целом, что делает его важным вопросом с точки зрения социальной среды. Некоторые из ключевых эффектов цифровизавции, имеющих отношение к денежной политике, связаны с производительностью, рынками труда, заработной платой и ценами.
Стоит отметить, влияния цифровизации на экономику зависит в частности, от национальной экономической структуры и экономической политики, институтов и управления. Однако неясно, усугубит ли цифровизация различия между странами или снизит их. Тем не менее анализ положительного или отрицательного влияния уровня цифровизации в социальной структуре остается важным вопросом для ученых. [1].
Постановка задачи
Целью исследования провести сравнительный анализ этапов цифровизации в странах с развитыми и развивающимся экономиками с влиянием на социальную сферу. Найти закономерность в руководящих принципах развития цифровых и информационных технологий, изучить этапы внедрения в социальную среду и разработка практических рекомендации по ее формированию.
Результаты исследование
Цифровая экономика рассматривается как движущая сила экономического роста, способная привести к значительным экономическим сдвигам и оказать влияние на целые области бизнеса, рынка труда и образ жизни людей [16].
С помощью цифровых технологии стали возможны решения очень многих проблем возникавших в результате издержек при обмене информации. То есть во всех сферах стали возможны моментально обмениваться информацией и это привело нас к новому этапу развития социума и экономики. Цифровизация дала возможность к появлению нового сектора экономики начиная с цифрового кода каждого товара заканчивая человеческим капиталом и это повлияло на всю социальную среду. Пандемия начавшийся 2020 году показала важность цифровой трансформации общество, и вся мировая сообщество стали смотреть на здравоохранения, дистанционное обучения, оплата различных услуг, работы дистанционном формате и тд под другим углом.
Исследователи НИУ ВШЭ отмечают: «Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизнедеятельности человека. технологии становятся далеко не только двигателем развития новых отраслей, но и обретают важные социальные роли, внося значимый вклад в решение новых проблем общество, таких как старения населения, социальное расслоение, экологические проблемы и изменение климата. С помощью передовой науки и технологии возникает «умное» общество, базирующееся на новых ценностях ориентации на потребности человека, гибкости, креативности. Под влиянием цифровизации кардинально меняются рынок труда, здравоохранение, пространственное развития [17, c. 17]
По данным Всемирного Банка «GovTech Maturity Index 2022» на конец 2022 года опубликованы отчеты исследований, Узбекистан занял 43 место на этом рейтинге, +37 позиций по сравнению с 2020 годом из 198 стран мира. Узбекистан на этом этапе перешел в группу «А», стран-лидеров, в сфере цифровой трансформации правительства и государственного сектора услуг. Лидерами на этом рейтинге стали: Сингапур, Швейцария, Финляндия, Великобритания, США, Нидерланды и Япония.
В докладе о развитии цифровой экономики в Узбекистане «Digital Uzbekistan 2030» отмечается: До 2030 года поэтапная реализация комплексных мер по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственные управления, образование, здравоохранение и сельское хозяйство [4].
Проводя дискуссии на данную тему, ученым удалось прийти к общему мнению, что, цифровая экономика, не является единственным явлением в развитии потенциала стран, но является стимулом для его развития. По результатам исследований, становиться ясно, речь идет о новой созданной социокультурной и экономической реальности. Эта реальность является логическим следствием развития передовых технологий, начиная с первых компьютеров заканчивая самыми сложными разработками и ИИ «искусственным интеллектом». Так называемая четвертая промышленная революция охватывает социальные и экономическое пространство всех стран мира.
20 марта текущего года был вновь составлен рейтинг самых счастливых стран мира 2023 «World Happiness Report» уже 6 год подряд возглавляет Финская Республика, Эстонская Республика 31 место, Республика Польша занял 39 место, Латвийская Республика 41 место. В таблице №1 для сравнения приведены основные секторы экономики Республики Узбекистан, Финской Республики, Латвийской Республики и Республика Польша.
Таблица № 1. Основные секторы экономики.
Республика Узбекистан |
|
Доля в экономике |
Сфера услуг 47,3 %, сельского хозяйства 19.2 %, промышленность 33,5 %. |
Статьи экспорта |
Услуги, золото, энергоносители и нефтепродукты, текстильная продукция, чёрные и цветные металлы, продовольственные товары, химическая продукция. |
Финская Республика |
|
Доля в экономике |
Сфера услуг: 70,1 %, сельское хозяйство: 1,3 % промышленность: 28,7 % |
Статьи экспорта |
Лесной, информационный и телекоммуникационный, металлургический, энергетический, бизнес-услуг, здравоохранения, машиностроительный, пищевой, строительный. |
Латвийская Республика |
|
Доля в экономике |
Сфера услуг: 73,7 %, сельское хозяйство: 3,9 %, промышленность: 22,4. |
Статьи экспорта |
Древесина и изделия из дерева, древесный уголь, электрические приборы и электрооборудование, транспортные средства и их части, минеральные продукты |
Эстонская Республика |
|
Доля в экономике |
Сфера услуг: 68%, промышленности: 29%, сельского хозяйства: 3%. |
Статьи экспорта |
Ископаемое топливо, электрическое оборудование, электроэнергию, телекоммуникационное оборудование и автомобили. |
Республика Польша |
|
Доля в экономике |
Сфера услуг : 62,3 %, промышленность: 34,2 %, сельское хозяйство: 3,5 %. |
Статьи экспорта |
Машиностроение, судостроение, чёрная металлургия, угольная промышленность, химическая промышленность, пищевая промышленность, текстильная промышленность, производство стекла. |
Наглядно мы можем видеть какие сектора экономики более развиты выше приведенных странах и анализируя их экономику становиться понято, что, цифровизация открыла новые пути их развития создавая новые сектора экономики и развивая сфера услуг.
На конец 2022 года ООН «Организация Объединённых Нации» опубликовала рейтинг стран по развитию цифрового правительства «E-Gjverment Development Index». На этом рейтинге оценивается готовность и возможности государственных структур в использование ИКТ «информационно-коммуникационных технологий» для предоставления своим гражданам государственные услуги. Эстония и Финляндия занимают лидирующие места на этом рейтинге, Латвия занял 19 место набрав 0.8599 балла, Польша занял 22 место набрав 0.8437 балла. Цифровизация не должна быть конечной целю, а мерой поддержки человеческого капитала и развития.
Рисунок 1. Сделано с помощью программы: https://www.canva.com/. |
Выводы
В результате исследование было обнаружено, что, каждая государство за последние 20 лет проходит этапы по цифровизации своей экономики. В целях улучшения и качество жизни своих граждан. Проанализировав такие государство как Эстония, Латвия, Польша, Финляндия и их руководящие принципы развития цифровых и информационных технологий. Стратегия каждой страны по цифровой трансформации своей экономики представляют собой среднесрочные планы развития, разработанные Министерствами и ответственными ведомствами. На основе исследований было выявлено, что, есть несколько ключевых принципов которые способствуют и стимулируют развития цифровой трансформации, и они включены во все программы развития цифровой экономики и информационных технологии этих стран (рисунок №1):
- Анализ последних экономических и социальных тенденции и открытость рынка;
- Изучения цифровой трансформации, создания институтов;
- Бизнес-исследования и разработки в информационных отраслях и их правовые нормы;
- Использования цифровых инструментов для содействия инклюзивному росту и человеческому капиталу;
- Интегрированная политическая основа для перехода и внедрения цифровых технологий.
В процессе формирования руководящих программ высшее перечисленных стран стоит упомянуть, цифровизация в этих странах открывает новые возможности для инноваций и создания новых секторов экономики. Кроме того, предприняты государственные программы по развитию и стимулированию инноваций. В частности, в Латвии была принята программа еще 2014 году «Латвия в цифровой трансформации 2014-2020г». В руководстве по развитию информационного общества и их принципы представляют собой совокупность мер по улучшению качество предоставляемые электронным правительством и другими площадками. Политика, направленная на ускорения цифровой трансформации, призвана сыграть ключевую роль в решении этих проблем.
По итогам исследования выявлено, надежная коммуникационная инфраструктура и услуги лежат в основе использования всех цифровых технологий и облегчают взаимодействие между подключенными людьми, организациями и государством. Существует необходимость в принятии первоочередных мер и стратегий в состав регулирующих положений. Если рассматривать высшее перечисленных блоков как руководящий документ, то оно включает в себя пять важнейших функциональных столпов:
- Анализ последних экономических и социальных тенденции и открытость рынка – требуется подотчетность всех структур, также стоит упомянуть о публикации отчетов своей деятельности органов государства для более глубокого анализа рынка и социальных явлений.
- Изучения цифровой трансформации, создания институтов – одним из главных пунктов является изучения результатов деятельности органов власти и создания правил игры для всех участников путем создания институтов.
- Бизнес-исследования и разработки в информационных отраслях и их правовые нормы – путем исследования бизнес процессов должны быть устранены законодательные и правовые барьеры.
- Использования цифровых инструментов для содействия инклюзивному росту и человеческому капиталу – вовлеченность людей и населения данному явлению только улучшит результаты, люди должны понимать, что действительно могут участвовать в принятии решений.
- Интегрированная политическая основа для перехода и внедрения цифровых технологий – предусматривать в правительственных программах, гарантировавших государственное финансирование разделов по развитию цифровой экономики.
Список литературы
- Программа «Актуальные аспекты развития цифровой экономики на современном этапе». Багратуни К.Ю. кэн. Финансовый университет при Правительстве РФ. г. Москва.
- Экономика и управления национальным хозяйством. Герасимчук З.В., Голуб Н.Н., Строжук Р.П. стр 203. [Электронный ресурс] – Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. – 2020г - №1.
- Доклад ЦБ Республики Узбекистана «Узбекистан в цифровой экономике» от 19 августа 2021 год – [Электронный ресурс] – https://finance.uz/index.php/ru/fuz-menu-economy-ru/11083-uzbekistan-v-tsifrovoj-ekonomike
- Указ Президента Республики Узбекистан, от 05.10.2020 г. № УП-6079 – [Электронный ресурс] – https://www.lex.uz/docs/5031048
- Отчет Всемирного банка «Возможности социально-экономического развития Узбекистана» от 18 мая 2022 год – [Электронный ресурс] – https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2022/05/18/uzbekistan-systematic-country-diagnostic . 21стр. стр 78. стр 98.
- Доклад ЦБ Республики Узбекистана «Объемы банковского оборота наличных денег» от 18 апреля 2023 год – [Электронный ресурс] – https://www.finance.uz/ru/fuz-menu-biznes-ru/13765-tsentrobank-ob-emy-bankovskogo-oborota-nalichnykh-deneg
- Цифровая экономика 2023: глобальный обзорный отчет https://datareportal.com/reports/digital-2023-global-overview-report
- ПМР (Показатели мирового развития), Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия.https://datatopics.worldbank.org/world-development-indicators/
- «Узбекистан ускоряет экономические и социальные реформы при дополнительной поддержке Всемирного банка» - Вашингтон, 17 декабря 2021 г.– [Электронный ресурс] – https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2021/12/16/uzbekistan-to-boost-economic-and-social-reforms-with-additional-world-bank-support
- Бланшар, О., М. Гриффитс и Б. Грусс, «Бум, спад, восстановление: криминалистика латвийского кризиса»,Документы Брукингского института по экономической деятельности, Программа экономических исследований, том 44, стр. 325-388.
- Кабинет министров (2020), Informatīvais ziņojums "Par mākslīgā intelekta risinājumu attīstību", Рига,http://tap.mk.gov.lv/doc/2020_02/IZ_MI%5b1%5d.2.docx.
- Кабинет министров (2013г),Руководящие принципы развития информационного общества на 2014-2020 годы – Информационная часть, приказ No 486, Рига, 14 октября www.varam.gov.lv/in_site/tools/download.php?file=files/text/Darb_jomas/elietas//Information_Society_Development_Guidelinesdocx.
- Европейская комиссия (2018г),Центры цифровых инноваций – интеллектуальные платформы специализации, Брюссель, https://s3platform.jrc.ec.europa.eu/digital-innovation-hubs-tool/-/dih/13295/view г. (по состоянию на февраль 2020 г.).
- Евростат (2020 г.),Цифровая экономика и общество (база данных), http://ec.europa.eu/eurostat/web/digital-economy-and-society/data/database (по состоянию на 6 мая 2020 г.).
- ОЭСР (2019г),Переход на цифровые технологии: формирование политики, улучшение жизни, OECD Publishing, Париж, https://doi.org/10.1787/9789264312012-en.
- Brynjolfsson, Kahin, 2000; Bahl, 2016.
- Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80 [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.