УДК 339.972

Проблемы и возможности международного транспортного коридора «Север-Юг» в геополитической ситуации

Сулханишвили Виссарион – магистрант Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

Осипова Елена Эдуардовн – кандидат экономических наук, заведующая кафедрой Менеджмента Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова

Аннотация: В статье рассматривается международный транспортные коридор «Север-Юг», проект, реализация которой, даст возможность сократить доставку различных грузов из Индии в Россию, тем самым позволив обойти поставленные ограничения на эти страны. Этот проект сэкономит время доставки и уменьшит затраты. Через Суэцкий канал из Индии в Россию, груз доставляется за максимум 45 дней, реализовав новый проект, груз будет доставляться до России максимум за 25 дней. Масштабный проект, требует масштабных финансов – около 40 мрлд. долларов. Стандартный коридор пропускает 1,4 млрд. тонн в год, когда как коридор «Север-Юг» сможет пропускать 25 миллионов тонн в год к 35 году. В статье рассмотрены все проблемы и предложены варианты улучшения проекта.

Ключевые слова: международный транспортный коридор, внешняя торговля, развитие международной экономики, геополитическая ситуация.

Проект международного транспортного коридора «Север-Юг» был разработан еще в 1999 году Россией, Ираном и Индией. Было подписано генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору Россия-Каспий-Иран-Индия-Шри-Ланка. Цель данной программы – сокращение времени транспортировки грузов между Россией и Индией, из Мумбаи в Санкт-Петербург. На сегодняшний день маршрут проходит через Суэцкий канал, далее из Европы в Россию. Грузы доставляются за 30-45 дней, а новый проект даст возможность сократить доставку   до 15-24 дней.

Главными преимуществами МТК «Север-Юг» перед другими маршрутами, в основном перед морским маршрутом через Суэцкий канал –уменьшение расстояния перевозок вдвое, а во-вторых, сокращение стоимости перевозки контейнеров.

Проанализируем историю, данный проект был рассмотрен еще в начале 20 века. Даже тогда, он подавал большие надежды на мировую экономику. Но история заставила затянуться глобальному проекту и заморозить его практически на сто лет. Когда политическая ситуация улеглась в каждом государстве, инициатива снова была возобновлена в 2000-х годах и продолжается до сих пор.

 Со временем к договору присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман, Сирия, Турция и Украина, всего 11 стран.

Активная работа над проектом началась в апреле 2021 года, когда случилась авария на Суэцком канале, которая дорого обошлась мировой экономике.

Актуальность настолько крупного проекта, как никогда, важна. В мире происходит множество изменений и происходят они очень быстро. В связи с геополитическими изменениями, Российская Федерация значительна ограничена в перевозке грузов в Европу, поэтому она ищет обходные пути, именно МТК является таким обходным путем.

Основными недостатками коридора «Север-Юг» являются (рис. 1):

image001

Рисунок 1. Выявленные проблемы (Составлено автором).

Россия очень заинтересована в данной работе и вкладывает не мало финансовых сил. Такого рода масштабный проект позволит развивать портовую и железнодорожную логистику России. МТК «Север-Юг» позволяет России выходить к морским портам Ирана и связываться с рынками Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Экономика этих стран развивается достаточно быстро. Благодаря таким взаимодействиям Россия сможет найти опору для дальнейшего экономического роста в ситуации блокировки со стороны Европы.

Формирование МТКСЮ осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. Транскаспийский маршрут, которое предусматривает транспортировку товаров через Каспийское море с использованием там российских Астрахань, Оля и Махачкала и иранских Бендер-Энзели, Ноушехр и Амирабад морских портов.
  2. Западный маршрут в обход Каспия с запада выходит по железнодорожным путям через пограничные переходы на станциях Самур и Ялама (Азербайджан) и между странами Центральной Азии и Закавказья, с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через ЖДПП Астара(Азербайджан) – Астара (Иран). На этом направлении в 2018 г. было завершено строительство железнодорожного моста на ирано-азербайджанской границе и сданы в эксплуатацию участки железной дороги Тегеран–Казвин и Казвин–Решт.
  3. Восточный маршрут, обходящий Каспий, проходя по территориям Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, связывает эти республики прямым железнодорожным сообщением с Ираном. С 2014 г. действует также новый восточный железнодорожный маршрут: Актау (Казахстан) – Берекет (Туркменистан) – Этрек (Туркменистан) – Инче Бурун (Иран). Электрификацию железнодорожной магистрали Ирана с 2018 г. осуществляет компания ОАО «РЖД», что позволяет улучшить транспортную связь железнодорожной сети Ирана с портами на Каспийском море и погранпереходом с Туркменистаном.

Основная цель развития МТК «Север – Юг» – обслуживание внешней торговли Российской Федерации со странами Закавказья, Каспийского региона, Ирана, государствами Южной Азии и Персидского залива.

Проект обусловлен следующими задачами:

  • получение экономической выгоды и создание специальных индустриальных зон МТК «Север-Юг»;
  • укрепление двухсторонних взаимоотношений между странами, как экономических, так и политических сфер;
  • модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание экономической и политической оси между Европой и Азией;
  • сопряжение сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского проекта «Один пояс – Один путь» (ОПОП).

Каждая страна преследует свои цели и выгоды, для России это:

  • заработок на потоке продукции из Индии и Китая за счет перевода части трансконтинентального маршрута в евразийскую платформу с активным участием Ирана и стран Каспия;
  • модернизация Поволжья, Прикаспийского региона, Северного региона;
  • развитие каналов на международных рынках;
  • улучшение использования «параллельного импорта».

Инвестиционный проекты в развитие МТК «Север-Юг» включают в себя немалое развитие, что означает большие финансовые траты, не только в странах партнерах, но и в самой России. Реализуется 102 проекта развития инфраструктуры или же запланированы реализации в общем на сумму 38,2 млрд. доллара. 69% всех средств предусмотрено на Западный маршрут, Восточный – 11,1%, Транскаспийского – 19,2%. Больше всего затрат требуется на автомобильные дороги вдоль коридора – это 59 проектов из 102, приблизительно 57%. Портфель реализуемых и запланированных проектов инфраструктуры России составляет 13,2 млрд., в Иране – 12,87 млрд., в Казахстане – 6,32 млрд. и в остальных странах 6,7 млрд. доллара.

В части железо-дорожной инфраструктуры планируются затраты в 1,572 млрд, в первую очередь в части железной дороги – 127,6 млн, также в Иране – 5,375 млрд., а в части железной дороги 2,200 млрд. доллара.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что геополитический, экономический и логистические замысла коридора сильно внушительно и масштабны. К проекту прилагается инвестиционный портфель в 38,2 млрд доллара. Однако, результаты реализации транспортного коридора довольно скромный – 25 миллионов тонн за десятилетний срок, тогда, когда Суэцкий канал обеспечивает 1,4 млрд тонн грузов в год. Такое большое несоответствие возможностям тормозят проект. Следует учитывать, что реальный объемы торговли между странами-участниками МТК «Север-Юг» и Россией составляют миллиарды тонн – это нефть, газ, удобрения, зерно, уголь, металлы и др.

Основатель канала N.TransLab Мария Никитина, в своем докладе привела предложение по улучшению проекта, увеличению перевозок грузов от 25 млн. до 300 млн. тонн в год. Потребуются еще больше вложений в инфраструктуру, в первую очередь железнодорожную. Необходимо будет проложить 2,354 тыс. км. двухпутную колею 1520 между Ялама-Астара 318 км (Азербайджан) и Астарой и Бандар-Аббас 2036 км. (Иран), либо рассмотреть Восточный маршрут. Приблизительная стоимость доходит до 7 млрд. инвестиции увеличиваются на 18%, но с точки зрения окупаемости в 300 млн. тонн показывает принципиальную разницу.

Таким образом, МТК «Север-Юг» является уникальным, перспективным и необходимым магистралем для России, проходящая от Нава-Шева (Индия) до Санкт-Петербурга, где используются речные, морские, автодорожные и железнодорожные транспорта.

Предстоит провести очень большую работу, улучшить то, что уже есть и построить новое для перспективного будущего и развития проекта. Проект уже начат и с каждым годом, он набирает все большие обороты. В скором будущем проблемы будут решены и все планы реализуются.

Список литературы

1. miit.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.miit.ru/news/178056.

2. cargo.rzd.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://cargo.rzd.ru/ru/9789.

3. rg.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа -https://rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html.

4. cyberleninka.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-mtk-sever-yug-problemy-i-perspektivy-v-usloviyah-sanktsiy/viewer.

5. cyberleninka.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа -  https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-mtk-sever-yug-problemy-i-perspektivy-v-usloviyah-sanktsiy.

6. russiancouncil.ru – [Электронный ресурс] – Режим доступа -https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-i-ego-znachenie-dlya-irana/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: