УДК 504.75

Экологические аспекты здоровья человека в городской среде: оценка влияния загрязнения воздуха и шума на общественное здоровье

Алиева Анастасия Эльдаровна – студент Российского университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

Аннотация: Общеизвестно, что в любом обществе независимо от его социальной структуры, основными факторами угрозы для окружающей среды являются транспортный шум и загрязнение воздуха. Целью настоящего обзора стал анализ данных эпидемиологических исследований по влиянию загрязнения воздуха и транспортного шума на общественное здоровье.

В обзоре анализируются доступные литературные источники, подтверждающие влияние этих факторов на метаболические нарушения, ведущие к развитию таких заболеваний органов и систем, как астма, диабет, деменция, сердечно-сосудистая патология и др. Рассмотрено воздействие транспортного шума и загрязнения воздуха на здоровье человека и указаны возможные способы снижения их воздействия.

Информированность общества о негативных эффектах транспортного шума и загрязнения воздуха на здоровье, признание их стандартными факторами риска может быть использовано при дальнейшей разработке и внедрение регулирующих проблему нормативных актов.

Ключевые слова: загрязнение воздуха, шум, здоровье человека, гигиена, системные заболевания.

Своей деятельностью человечество значительно изменяет окружающую среду и этот процесс носит в большинстве случаев регрессивный характер. Следствием этого стало возникновение феномена антропоэкологических заболеваний, развивающихся у жителей каких-либо регионов под влиянием неблагоприятных химических или физических воздействий внешней среды. Эти заболевания проявляются характерным для подобных воздействий образом, отличаясь определенными симптомами и специфическими отклонениями [2]. Однако установить прямую взаимосвязь нездоровья с состоянием экологии гораздо сложнее, нежели определить причины и этиологию, например, пищевых интоксикаций, инфекционных заражений и т.д. Поэтому важно постоянно отслеживать параметры загрязнения воздуха или степень шумового фона, учитывая их объективную опасность для здоровья людей. В предписаниях Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [2] указывается, что для человека безопасен уровень шума в границах 55 децибел (средний показатель в течение суток). Но, как показывают многочисленные исследования, большая часть городских жителей, особенно в крупных мегаполисах (с населением от 250 тысяч человек) подвергается шумовому давлению более 55 децибел, а около 75% антропоэкологических заболеваний вызваны чрезмерным шумом и загрязнением воздушных масс выбросами от автотранспорта [2,3].

Целью настоящей статьи является анализ данных эпидемиологических исследований, посвященных воздействию загрязненных воздушных масс и автотранспортного городского шума на общественное нездоровье.

В сообщении ВОЗ (2012 г.), среди главных факторов опасности для экологии и причин повышения уровней инвалидизации и смертности названы: шумовое загрязнение (девятое место) и загрязненная атмосфера (третье место) [3]. Появилась даже аббревиатура ТШЗ, означающая транспортное шумовое загрязнение, которое вызывает специфические синдромы – плохой сон, растущее раздражение, постоянное стрессовое состояние. Надо сказать, что если еще несколько лет назад официально неопасным уровнем ТШЗ считали 55 децибел в дневное время и 45 децибел – в ночное, то сейчас исследователи доказали факт завышения этих параметров. Тем более, что в европейских странах не менее сорока процентов городских жителей испытывают шумовое действие автотранспорта более 55 децибел, а двадцать процентов - более 65 децибел в дневное время и свыше тридцати процентов жителей получают шумовую нагрузку более 55 децибел ночью [5].

Под загрязнением атмосферного воздуха принято понимать повышение концентрации некоторых его компонентов: подавляющее большинство (до 98 процентов) субстанций, которые загрязняют атмосферу, являются газами (NO2, СО, O3, NO, SO2), либо относятся к органическим летучим углеводородам. Во многих государствах выпущены нормативные акты, которые регламентируют ПДК (предельные допустимые концентрации) опасных веществ в воздухе. Но в основном они связаны с функционированием производств, где ПДК обычно выше, поскольку разработаны для защиты работников на протяжении ограниченного рабочего времени либо в аварийных ситуациях. Нет смысла пытаться переносить такие параметры ПДК в официальную документацию, фиксирующую их безопасный уровень для всего населения страны. Просчитать реальное влияние разнообразных загрязняющих элементов на здоровье граждан и сделать адекватную оценку их безопасных концентраций могут только серьезные эпидемиологические исследования [9]. Согласно данным Росприроднадзора за 2020 год, большинство (75,5%) вредных веществ попадают в воздух от стационарных источников загрязнения: промышленных производств, обрабатывающих и добывающих компаний, ТЭЦ и за счёт сельского хозяйства. При этом четверть (24,5%) от всего объема загрязняющих веществ производит автотранспорт [1]. Шумовое загрязнение (ШЗ) – это звук такой силы, который вызывает субъективно неприятные ощущения и болезненные психологические и физиологические синдромы (понижение слуха, гиннитус, артериальная гипертония, агрессия и другие). Основные варианты ШЗ подразделяются на уличные (транспорт, нарушения в городской планировке с последующими нарушениями звукораспространения, промышленные шумовые эффекты) и внутридомовые/офисные (электромагнитные поля, шум от офисной, производственной, бытовой техники). Оценивая влияние ШЗ, всегда учитывают его сочетание с параллельным химическим загрязнением атмосферы, идущим от автотранспорта или промышленных предприятий. Как правило, в зависимости от времени суток и территориальной привязки уровни шумового и атмосферного загрязнения заметно варьируют. Например, химическая и шумовая транспортная загрязненность приближается к максимуму в часы-пик, когда повышается трафик транспортного потока, особенно на отдельно взятых участках дорожной сети. На территориальную распространенность шумовых и воздушных загрязнений влияют также метеорологические и погодные условия: движения воздушных масс, их изменения в течение суток, колебания температур, скорость ветра и другие [6]. Специфика источников загрязнений воздействует на их конкретный состав: за городом, например, загрязнять атмосферу могут продукты горения. Анализируя влияние шумовой и транспортной загрязненности на изменения в состоянии здоровья населения, учитывают их пространственные уровни:

- региональный или фоновый – равномерное распространение загрязняющих факторов по относительно большому пространству;

- локальный – пространственно неравномерный, что зависит от интенсивности либо приближенности загрязняющих атмосферу источников.

Современная эпидемиология утверждает, что перманентное действие ШЗ (от автомобилей, поездов, самолетов) напрямую влияет на повышение уровня заболеваемости, вызывая такие нарушения, как: артериальная гипертония, сердечная и сосудистая недостаточность, заболевания дыхательной системы (бронхиальная астма), инфаркты и инсульты. Зарубежные исследования показывают, что возникновение прединсультных и инсультных состояний нередко связано с постоянным сильным шумовым загрязнением от транспорта [4]. Помимо того, растут угрозы для работы нервной системы, сбои которой вызывают депрессии, стрессовые состояния, нарушения сна [8]. Выявлено, что авиационный шумовой поток повышает опасность формирования метаболических нарушений, сахарного диабета второго типа, неконтролируемого роста массы тела. Ежедневный шум от авиатранспорта выступает стимулятором выброса кортизола, что ведет к развитию ожирения [7].

Для того, чтобы объективно оценивать степень атмосферного загрязнения территорий страны и его влияния на уровень заболеваемости, в России под контролем Роспотребнадзора создана государственная система СГМ - социально-гигиенического мониторинга. Ее сотрудники наблюдают, анализируют, оценивают и прогнозируют состояние окружающей среды; определяют причинно-следственные взаимосвязи между изменениями в среде обитания людей и ростом их нездоровья; координируют взаимодействия ведомств, которые несут ответственность за решение вышеперечисленных вопросов. 

Опираясь на данные эпидемиологических исследований, ВОЗ разрабатывает действенный концепт, направленный на уменьшение выработки загрязняющих атмосферу веществ. Он должен учитывать специфику источников их выброса, которые различаются в разных государствах и регионах, и во многом зависят от их социальной и экономической политики. Среди мер, способствующих снижению загрязняющих факторов: ввод нормативов топливной эффективности, применение технологий, ограничивающих выход парниковых газов, использование низкоуглеродистого топлива. Рекомендации ВОЗ учитывают степень урбанизированности страны, скорость прироста населения, общий уровень развития экономики.

Таким образом, анализ данных эпидемиологических исследований выявил, что шумовая и транспортно-химическая загрязненность атмосферы – основные причины значимого ухудшения городской экологии, влияющие на рост количества антропоэкологических заболеваний. Рассматриваемая проблема относится к междисциплинарным, требуя смены ведущей парадигмы на мировом уровне. В первую очередь, необходимо создавать и законодательно закреплять новые эпидемиологические нормативы, касающиеся шумового и химического атмосферных загрязнений, которые не должны выходить за пороговые значения, влекущие за собой развитие антропоэкологических заболеваний.

Список литературы

  1. Пыко А. В., Мукалова О. А., Пыко А. А., Митьковская Н. П. Влияние транспортного шума и загрязнения воздуха на метаболическую и сердечно-сосудистую заболеваемость и смертность. Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски 2018;2 (1): с. 270–279.
  2. Berglung B., Lindvall T., Schwela D.H., eds. Guidelines for Community Nois Geneva, WHO, 1999. 159 p.
  3. Global, regional, and national comparative risk assessment of 84 behavioural, environmental and occupational, and metabolic risks or clusters of risks for 195 countries and territories, 1990-2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017 Lancet 2018 Nov 10;392(10159):1923-1994. doi: 10.1016/S0140-6736(18)32225-6. Epub 2018 Nov 8
  4. Fu X, Wang L, Yuan L, Hu H, Li T, Zhang J, Ke Y, Wang M, Gao Y, Huo W, Chen Y, Zhang W, Liu J, HuangJ, ZhaoY, Hu F, Zhang M Long-Term Exposure to Traffic Noise and Risk of Incident Cardiovascular Diseases: a Systematic Review and Dose-Response Meta-Analysis J Urban Health . 2023 Aug;100(4):788-801. doi: 10.1007/s11524-023-00769-0. Epub 2023 Aug 14
  5. Hennig F, Moebus S, Reinsch N, Budde T, Erbel R, Jöckel KH, Lehmann N, Hoffmann B, Kälsch H Investigation of air pollution and noise on progression of thoracic aortic calcification: results of the Heinz Nixdorf Recall Study Eur J Prev Cardiol. 2020 Jun;27(9):965-974. doi: 10.1177/2047487319854818. Epub 2019 Jun 12.
  6. Lorelei de Jesus A, Rahman MdM, Mazaheri M, Thompson H, Knibbs LD, Jeong C, Evans G, Morawska L Ultrafine particles and PM2.5 in the air of cities around the world: Are they representative of each other? Environ Int 2019 Aug: 129:118-135. doi: 10.1016/j.envint.2019.05.021. Epub 2019 May 21.
  7. Sivakumaran К, Ritonja JA, Waseem H, AlShenaiber L, Morgan E, Ahmadi SA, Denning A,Michaud D, Morgan RL Impact of Noise Exposure on Risk of Developing Stress-Related Metabolic Effects: A Systematic Review and Meta-Analysis Noise Health 2022 Oct-Dec;24(115):215-230. doi: 10.4103/nah.nah_21_22.
  8. Van Kempen E, Casas M, Pershagen G, Foraster M WHO Environmental Noise Guidelines for the European Region: A Systematic Review on Environmental Noise and Cardiovascular and Metabolic Effects: A SummaryInt J Environ Res Public Health 2018 Feb 22;15(2):379. doi: 0.3390/ijerph15020379.
  9. WHO Air quality guidelines for particulate matter, ozone, nitrogen dioxide and sulfur dioxide. Global update 2005. Summary of risk assessment. Geneva, WHO, 2006. 19 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: