УДК 656.2

Состояние и анализ развития железнодорожных рефрижераторных контейнеров

Ван Хэлинь – аспирант кафедры Логистики и коммерческой работы факультета Управления процессами перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Коровяковский Евгений Константинович – кандидат технически наук, доцент кафедры Логистики и коммерческой работы Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Аннотация: Профессиональные рефрижераторные перевозки играют важную роль в обеспечении качества товаров и снижении их потерь, при этом рефрижераторный контейнер, как развивающееся средство рефрижераторного транспорта, обладает такими характеристиками, как гибкость, стабильность, пригодность для мультимодальных перевозок и т.д., что привлекает все большее внимание со стороны индустрии рефрижераторной логистики. На основе изучения текущей ситуации и тенденций развития отечественных и зарубежных рефрижераторных контейнерных перевозок мы анализируем основные факторы, влияющие на развитие железнодорожных рефрижераторных контейнеров, начиная с основного оборудования и оснащения, способа организации перевозок, уровня развития информационных технологий и т.д., и предлагаем меры по развитию железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок, такие как усиление планирования дворовых сооружений и оборудования, повышение эффективности организации железнодорожного транспорта, улучшение режима энергоснабжения на пути следования, а также усиление развития информационных технологий.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, развитие, рефрижераторный контейнер.

Введение

По мере того, как качество жизни людей все более улучшается, повышаются и требования к безопасности и качеству продуктов питания, все более популярными становятся замороженные, охлажденные, свежие продукты, все большее внимание уделяется и профессиональным рефрижераторным перевозкам. По статистике, если не перевозить продукты рефрижераторным транспортом, то потери фруктов и бахчевых, мяса, молока, яиц и других продуктов питания достигают 15-30% [5]. В настоящее время годовой объем производства фруктов и овощей, мяса, птицы и яиц, морепродуктов, молочных продуктов и т.д. в Китае превысил 1 млрд. т., необходимо транспортировать по холодильной цепи более 200 млн. т. продукции, но социальное завершение объема составляет менее 1/4 от потребности. Причина заключается в том, что в настоящее время в Китае холодная транспортная цепь имеет слабую основу, все звено циркуляции находится в застое, эта проблема также привела к тому, что большое количество иностранных высококачественных замороженных, консервированных продуктов в ограниченном количестве в Китае существенно увеличилось, так как транспортная промышленность Китая также увеличивает стоимость холодного транспорта, так как транспортная промышленность Китая также становится все более важной [4] .

1. Международная ситуация с развитием железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок.

В некоторых развитых странах железнодорожные рефрижераторные контейнеры развиваются быстрыми темпами, объем перевозок увеличивается на 15% в год, с 80-х годов XX века рефрижераторные контейнеры постепенно вытесняются железнодорожными, а технические стандарты железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок становятся все более стандартизированными и зрелыми.

В США рефрижераторные контейнеры перевозились в основном автомобильным транспортом, доля железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок была относительно невелика, но в связи с ростом цен на нефть в последние годы, увеличением транспортной нагрузки и повышением требований к охране окружающей среды, часть дальних перевозок перешла на железную дорогу. Поскольку железнодорожные рефрижераторные контейнерные перевозки обладают такими преимуществами, как низкая цена, стабильность, достаточная пропускная способность, большая вместимость и т.д., они очень подходят для США и других стран с большой территорией. Правительства США на всех уровнях увеличивают инвестиции в железнодорожные рефрижераторные контейнеры и вспомогательные сооружения, в настоящее время между портом Сиэтл и Чикаго открыт двухэтажный рефрижераторный контейнерный поезд, каждый поезд оборудован несколькими генераторными установками, каждая генераторная установка отвечает за работу 9-16 контейнеров одновременно, один поезд может быть загружен более чем 220 рефрижераторными контейнерами, по сравнению с другими рефрижераторными контейнерами, технологическое содержание, транспортные расходы и условия безопасности являются более передовыми. и условия безопасности более совершенны.

Северная Европа, Западная Европа и другие развитые прибрежные страны, в связи с тем, что они чрезвычайно богаты морепродуктами, в 1970-х годах начали уделять особое внимание исследованиям и разработкам железнодорожных рефрижераторных контейнеров, чтобы решить проблемы, связанные с недостатками первоначальных железнодорожных рефрижераторных вагонов, которые не могут реально обеспечить транспортный сервис «от двери до двери», и гарантировать, что качество рефрижераторных грузов не пострадает.

Потребление населением скоропортящейся продукции продолжает оставаться на высоком уровне, о чем свидетельствуют данные Росстата [2]. Данные по объему скоропортящихся грузов [3], отправленных по отечественным транспортным магистралям с 2018 по 2020 г., наглядно показывает, что объем перевозок растет, и к 2020 году суммарный объем перевозок достигнет 3,7 млн т. Следует отметить высокий объем перевозок рыбной продукции. Это связано с тем, что около 70% отечественной рыбной продукции производится в Дальневосточных рыбохозяйственных бассейнах, а основными регионами РФ, где потребляется рыбная продукция, являются Центральная Россия.

2. Основные факторы, влияющие на развитие железнодорожных рефрижераторных контейнеров

Аппаратные условия контейнерной станции влияют на развитие рефрижераторных контейнеров, Китайская железная дорога осуществляет контейнерные перевозки по количеству станций, но контейнерный бизнес менее эффективен, инфраструктурные объекты станции относительно отсталые, погрузочно-разгрузочная техника, грузоподъемность, степень автоматизации общего уровня низкие, отсутствие поддержки специальных зон хранения рефрижераторных контейнеров, не может соответствовать стандартизации контейнеров, требованиям развития профессионализма. Станция контейнерного центра, построенная в последние годы, использует передовую систему автоматизации управления станцией, поддерживает передовые технологии и оборудование и складские помещения, в то же время с логистической поддержкой ремонта, мойки ящиков, таможенного оформления импорта и экспорта, инспекции и других портовых функций, вся дорога была построена в этом типе современной станции контейнерного центра 9, но в распределении всей дорожной сети на долю малого, далекого от удовлетворения фактического спроса.

При организации железнодорожных перевозок рефрижераторных контейнеров главное – повысить скорость перевозок в целом и обеспечить своевременность перевозок. Скорость движения поездов имеет очевидные преимущества, но звено приемки железнодорожного транспорта все еще более громоздкое, чем другие виды транспорта, железнодорожные контейнерные перевозки, хотя по сравнению с железнодорожным вагоном, организация транспорта была большим прорывом в приемке и перевозке, эффективность контейнерных перевозок остается низкой. Например, после того, как клиент выдвинул требование, ему необходимо забронировать ящики, звено бронирования будет зависеть от организации железнодорожного транспорта, загруженности или недостаточной пропускной способности участка, в результате чего трудно найти ящики и вагоны; в пути следования из-за необходимости много раз распаковывать груз, в результате чего трудно контролировать время перевозки. При транспортировке не требуется дополнительных перегрузочных операций. Возможна доставка перевозимых скоропортящихся грузов непосредственно на склад. При отсутствии скоропортящихся грузов возрастает вероятность загрузки автомобильного транспорта непортящимися товарами, что обеспечивает долгосрочную рентабельность всего производственного транспортного процесса

Следует также отметить, что наиболее конкурентоспособными предприятиями на рынке железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов в условиях жесткой конкуренции могут оказаться те, которые активно внедряют принцип непрерывной холодильной цепи в форму перевозки рефрижераторных контейнеров [6, 7] .

Самым большим преимуществом рефрижераторных контейнеров при транспортировке холода является соответствие требованиям мультимодальных перевозок, однако исследования и разработки китайских железнодорожных рефрижераторных контейнеров относительно отстают, а универсальность типа контейнера невелика. Отличие железнодорожного рефрижераторного контейнера от контейнера общего типа заключается в том, что он должен иметь оборудование для электропитания, независимо от способа транспортировки или пребывания на станции, он должен эффективно решать проблему электропитания.

3. Контрмеры по развитию железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок

В последние годы в Китае постепенно формируется система морских, железнодорожных и других мультимодальных перевозок, рефрижераторные контейнеры как мультимодальный транспорт холодовой цепи в наиболее удобном транспортном средстве должны играть свою важную роль. В настоящее время китайские железнодорожные рефрижераторные установки, оборудование и другие конфигурации не могут адаптироваться к потребностям развития рынка рефрижераторных перевозок, объем железнодорожных рефрижераторных перевозок снижается из года в год, большое количество внутренних торговых рефрижераторных грузов перевозится автомобильным транспортом на большие расстояния, большое количество импортных рефрижераторных грузов может быть распаковано только в порту, что не только влияет на качество рефрижераторных продуктов, но и увеличивает общую стоимость логистики.

К основным контрмерам по развитию железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок относятся:

  1. Усиление планирование и строительство станционных сооружений и оборудования;
  2. Совершенствование режима электроснабжения на пути следования железнодорожного транспорта;
  3. Развитие информационных технологий.

Для того, чтобы удовлетворить требования современного развития логистики и предоставить владельцу рефрижераторного контейнера высококачественную услугу доставки «от двери до двери», необходимо обеспечить бесперебойную связь между всеми звеньями интермодальных перевозок рефрижераторных контейнеров, для чего в качестве основной гарантии необходимо создать полный набор информационных систем. Обмен и автоматическая обработка информации позволят сократить время нетранспортных перевозок и, наконец, сформировать интегрированное управление железнодорожными рефрижераторными контейнерными перевозками и морскими рефрижераторными контейнерами [1].

Заключение

Развитие железнодорожных рефрижераторных контейнерных перевозок в Китае все еще находится на начальной стадии, необходимо совершенствовать базовое оборудование и оснащение, система перевозки рефрижераторных грузов еще не сформирована, но спрос на железнодорожную логистику холодовой цепи очень велик. В настоящее время железнодорожное ведомство должно использовать важную возможность развития логистики холодовой цепи, активно содействовать развитию бизнеса железнодорожных рефрижераторных контейнеров, ускорить строительство инфраструктуры железнодорожных рефрижераторных перевозок, активно изучать вопросы оптимизации режима организации железнодорожных рефрижераторных перевозок, полностью использовать ценный опыт развитых стран мира в развитии и эксплуатации железнодорожных рефрижераторных контейнеров, улучшить условия железнодорожных рефрижераторных перевозок в Китае и способствовать развитию логистики холодовой цепи.

Список литературы

  1. Ван Хайпинь. Использование возможностей для развития логистики холодных цепей портовых контейнеров. Портовая экономика, 2011. №10. С. 10-11.
  2. Consumption of basic foodstuffs in the Russian Federation (updated 24.09.21)] // Rosstat. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Potr-RF.xls (date of application: 12.03.23).
  3. Voron O.A., Mamaev E.A. Economic and technological bases for the development of rolling stock and transport infrastructure for the transportation of perishable goods. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2021. № 2. Р. 30–40.
  4. Оптимизационное проектирование организации и процесса перевозки холодных цепей железнодорожных рефрижераторных контейнеров. Railway Freight, 2012. № 30(11).С. 23-28.
  5. Комитет по логистике «холодной цепи» Китайской федерации логистики и закупок. Отчет о развитии логистики холодной цепи в Китае. Пекин, Издательство "Китайские материалы", 2014.
  6. Давыдов Д.О., Винокурова Т.А. Подходы к обеспечению железнодорожной части непрерывной холодильной цепи // Труды АО «НИИАС»: сборник статей. Москва, 2021. С. 150-163.
  7. Изотов О.А. Пути развития контейнерных перевозок в России // Системный анализ и логистика. 2022. № 1(31). С. 80–87.

Интересная статья? Поделись ей с другими: