УДК 656.6

Предложения по совершенствованию конструктивно-архитектурного типа судов типа Ро-Ро и способов погрузки колесной техники с применением стационарных и передвижных пандусов

Бибиков Михаил Юрьевич – старший преподаватель Российского университета транспорта.

Лапшев Прохор Михайлович – студент Российского университета транспорта.

Яковлев Владислав Александрович – студент Российского университета транспорта.

Аннотация: В этой статье мы опишем существующий способ и представим вашему вниманию новое решение погрузки колесной техники и ЖД вагонов для судов типа RO -RO, затронем все плюсы и минусы погрузки и перевозки данным типом. 

Ключевые слова: суда типа RO-RO, погрузка колесной техники, аппарель, ролкер, передвижной пандус.

Введение

В настоящее время в Балтийском море работает паромная переправа Санкт-Петербург – Калининград. Данная перевозка осуществляется в двух целях . Первая- перевозка пассажиров, грузов , колесной техники для дальнейшего следования их в западную Европу и вторая – таже перевозка , но с целью обеспечения перевозок для нужд Калининградской области .

Грузопотоки на данном направлении в последние два года выросли в связи с изменением, а в некоторые периоды и полным запретом перевозок железной дорогой через территорию Литвы определенных грузов для нужд анклава.

Интенсификация перевозок морем привела к тому , что были построены введены в эксплуатацию новые железнодорожные паромы. В Китае приобретены суда для перевозки накатных грузов. Существующие портовые мощности позволяют полностью удовлетворить потребность в перегрузке любых грузов через порт Санкт-Петербург , практически в любых объемах, но эксплуатация флота требует более интенсивное использование его с точки зрения минимизации затрат времени на ПРР и стоянки в порту.

В настоящее время существуют проекты всепогодных крытых терминалов для организации перегрузочных работ при любых метеорологических условиях. Данные причалы служат для перегрузки грузов боящихся атмосферных осадков (Рис.1).

1

Рисунок 1. Всепогодный терминал [5].

Конструкция терминала представляет ангар, стационарно установленный на причале и акватории.

Типы флота

Существующий на сегодняшний день флот, работающий на линии Санкт-Петербург-Калининград, представляет из себя, в основном, суда типа Ро-ро.

Данный тип флота традиционно используется для перевозки накатных, колесных и других грузов, которые могут самостоятельно или с участием тягачей перемещаться на борт судна и обратно, что значительно ускоряет погрузо-разгрузочные операции. Имеются также железнодорожные паромы, которые могут перевозить железнодорожные вагоны на главной палубе и автомобильный транспорт на других палубах . Исходя из этого можно условно классифицировать эти суда на ролкеры, железнодорожные паромы и грузопассажирские суда-паромы. Погрузка таких судов на главную палубу осуществляется по аппарелям, имеющим гидравлический или электромеханический привод, и кранами на верхнюю палубу. Внутри судна колесная техника может передвигаться самостоятельно по специальным пандусам аппарельного типа, которые дают возможность закатить технику на верхние палубы(платформы) или выкатить технику с них.

По конструктивным особенностям, целевым назначениям, районам плавания и видом перевозимых грузов, ролкеры можно условно разделить на следующие виды судов: грузовые ролкеры; автомобильно-пассажирские и железнодорожные паромы; автовозы; комбинированные и многоцелевые суда.

В данной статье мы рассмотрим суда автовозы и универсальные железнодорожно – автомобильные паромы, способные перевозить колесную технику и ролтрейлеры. При такой перевозки необходимо соблюдать правила перевозки колесной техники в которых отмечается , что каждое транспортное средство надежно закрепляется за специальные рымы на палубе растяжками, не менее 4-х на каждое средство, из цепей или тросов с использование талрепов, это определяет безопасность транспортировок. Крупные логистические компании уже давно используют такие схемы перевозок, при которых груз не перегружается из автомобиля на судно и перевозится вместе с автомобильным прицепом. Все это дает существенную экономию транспортных расходов, возможность повреждения груза при проведении погрузки и разгрузки сведена к минимуму, с помощью Ро-Ро становится возможным более быстрое обслуживание благодаря сокращению этапов обработки грузов. Расходы на разные виды грузовых работ, в том числе выгрузку, хранение на складах исключаются. Это значительно удешевляет конечную стоимость. Ведение таможенной документации при таких перевозках сводится к дистанционным способам фиксации и оформлении транспортного средства следующего через границу, так как товар не рассматривается как опасный.

Как известно, у судов типа ро-ро относительно быстрый цикл погрузки и выгрузки, что удешевляет стоимость перевозки и повышает их конкурентоспособность, также они занимают небольшую площадь причала становясь к нему одним бортом или кормой, они не требуют дополнительных трапов для погрузки/выгрузки груза. Мы хотим предложить сделать ещё более выгодным и привлекательным этот проект, не лишая его вышеперечисленных преимуществ.

В этом пункте мы предложим усовершенствованный способ погрузки автомашин на ролкеры.

Мы предлагаем ускорить погрузку добавлением новых аппарелей на судно, чтобы колесная техника могла разгружаться или грузится используя одновременно грузовые люки не только на первом ярусе, но и на втором и третьем других ярусах.

2

Рисунок 2.Погрузка судов типа Ро-РО [6].

Как правило у судов подобного типа имеется 1-2 аппарели , которые подведены к главной палубе. Наша концепция заключается в том, чтобы добавить одноколейные трапы для верхних ярусов (платформ)(не выше 3), тем самым ускорив выгрузку/погрузку. Эти аппарели могут использовать только легковые и лёгкие коммерческие автомобили, чтобы не вызвать излишних нагрузок на конструкции. К тому же машины данного типа могут с лёгкостью заезжать на подъёмы с уклоном не сильно превышающем норму, что также позволит облегчить концепцию судна для внедрения новых инженерных решений.

Также мы предлагаем сделать разделить первый и второй ярус на две большие части 1-ая часть для крупногабаритных автомобилей, сельскохозяйственной, строительной техники и т.д. 2-ая часть будет оборудована ж/д путями с лифтом на второй этаж для транспортировки вагонов. С обратной стороны судна предлагается построить небольшой трап с двухколейной железной дорогой, по такой дороге вагоны можно будет загружать, используя всего лишь вилочный погрузчик – толкатель ж/д вагонов. Данная концепция увеличит разнообразие груза в любом автовозе типа ро-ро что позволит увеличить его универсальность.

Для реализации данной концепции необходимо будет дооборудовать суда типа Ро-Ро грузовыми люками в борту для заезда и выезда колесной техники.

Идею можно реализовать двумя сопособами:

  • построив всепогодный терминал с дополнительными подъездными путями на разных уровнях, соответствующих уровню бортовых грузовых люков судна;
  • разработать проект передвижной конструкции(пандуса) , которая имеет возможность передвигаться по причалу для использования в тех же целях , что и в первом случае.

Считаем, что данное техническое решение позволит ускорить погрузку выгрузку судов типа Ро-Ро и улучшить эксплуатационные показатели судна в части уменьшения времени стоянок в начальном и конечном пунктах.Данное решение никак не повлияет на прочностные характеристики корпуса судна и его надстроек, т.к. основные изменения конструкции связаны с изименением конструкции надстройки и не сказываются на изменении прочности корпуса судна и его остойчивости.

3

Рисунок 3. Схема использования подвижного пандуса: 1-судно типа Ро-Ро,2-передвижные пандусы,4 причальное сооружение.

Кроме вышеперечисленных преимуществ предложенные схемы дают техническую возможность лучше использовать конструкции надстроек и корпуса судна для размещения в нем дополнительных грузов за счет исключения из этой конструкции части аппарелей смонтированных в надстройке для перемещения колесных грузом между палубами (платформами).Еще одним преимуществом является то, что увеличивается число схем погрузки и выгрузки грузов. Возможно также переоборудование уже имеющихся судов с учетом новых схем погрузки выгрузки.

Список литературы

  1. Грузопассажирские суда типа РО-РО. Их свойства, характеристики, особенности. [Электронный ресурс] Mydocx – URL: https://mydocx.ru/12-19198.html (дата обращения 22.05.2023).
  2. Виды морских судов [Электронный ресурс] Cargotime – URL: https://cargotime.ru/nachinayushhij-logist/vidy-morskix-sudov (дата обращения 22.05.2023).
  3. Корабль Ro-Ro Ferry - чертежи, габариты, рисунки [Электронный ресурс] ALLDrawings – URL: https://alldrawings.ru/risunki/item/korabl-ro-ro-ferry-chertezhi-gabarity-risunki (дата обращения 22.05.2023).
  4. NOYELCO [Электронный ресурс]– URL: https://novelco.ru/press-tsentr/tipy-gruzovykh-sudov (дата обращения 27.05.2023).
  5. Мостройтехнология [Электронный ресурс]https://morproekt.ru/materialy-po-tekhnologii/vsepogodnye-terminaly (дата обращения 30.10.2023).
  6. Тягачи ро-ро и терминальные тягачи (Часть 1) [Электронный ресурс] https://sitmag.ru/article/10552-tyagachi-ro-ro-i-terminalnye-tyagachi (дата обращения 30.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: