УДК 691.32

Влияние сцепления стержневой арматуры с бетоном на прочность и деформативность железобетонных конструкций. Обзорная статья

Рыжикова Наталия Валериевна – магистрант Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы влияния параметров сцепления стержневой арматуры с бетоном на основные характеристики железобетонного элемента, такие как его прочностные и жесткостные характеристики.

Ключевые слова: железобетон, арматура, стержневая арматура, сцепление арматуры с бетоном.

Введение

Одним из ключевых факторов, обеспечивающих совместную работу арматуры и бетона в конструкции и позволяющих работать двухкомпонентному железобетону как единому телу, является сцепление арматуры с бетоном.

Сцепление арматуры с бетоном является важным параметром для железобетонных элементов, т.к. полная или частичная потеря сцепления может привести к перераспределению напряжений в узле, появлению дополнительных деформаций, трещин, а в отдельных случаях к разрушению.

Факторы, влияющие на сцепление арматуры с бетоном

Сцепление бетона и арматуры зависит от множества факторов, выделим основные из них [1-3]:

  • Способность бетона сопротивляться смятию с срезу в зонах механического зацепления;
  • Трение на поверхности контакта «бетон-арматура»;
  • Адгезионное сцепление.

Следует отметить, что прочность сцепления возрастает при повышении класса бетона. Кроме того, существенное влияние на параметры сцепления оказывает напряженно-деформированное состояние конкретного элемента. Так, например, сжимающие напряжения, если они действуют перпендикулярно рассматриваемому арматурному стержню повышают сцепление.

Механизм потери сцепления неповрежденного бетона и арматуры

Для определения параметров сцепления арматуры и бетона проводится множество исследований и испытаний. Так, например, проводятся испытания на вырыв арматуры из прямоугольного или круглого образца.

1

Рисунок 1. Центрально-армированный прямоугольный образец.

Механизм разрушения [4] предполагает на первых стадиях образование расходящихся под углом 45-80 градусов трещин, образующих своеобразный конус (рисунок 2). Затем, при увеличении нагрузки, образуются сдвиговые трещины.

2

Рисунок 2. Образование конусообразных трещин.

3

Рисунок 3. Образование сдвиговых трещин.

Именно образование сдвиговых трещин обуславливает существенную потерю сцепления арматуры с бетоном и ведет к быстрому нарастанию необратимых деформаций.

Влияние потери сцепления на основные параметры железобетонного элемента

Наибольшее влияние потеря сцепления арматуры и бетона оказывает на изгибаемые элементы, особенно если такой потерявший сцепление стержень находится в растянутой зоне. Причиной потери сцепления в этом случае может быть коррозия арматуры и разрушение защитного слоя. В этом случае, потеря сцепления приводит к следующим последствиям:

  • уменьшение жесткости элемента, и как следствие, увеличение деформативности;
  • снижение несущей способности из-за перераспределения напряжений;
  • снижению долговечности из-за разрушения поверхности элемента.

В рамках данной работы проведен численный эксперимент, моделирующий четырёхточечный изгиб на железобетонной балке.

Цель эксперимента показать принципиальные отличия в работе изгибаемого элемента при нарушении контакта между бетоном и арматурой. В растянутой зоне балка армирована 3-мя стержнями диаметром 12мм.

4

Рисунок 4. Общий вид расчетной модели без нарушения контакта между бетоном и арматурой.

5

Рисунок 5. Общий вид расчетной модели с нарушением контакта между бетоном и арматурой.

6

Рисунок 6. Результаты. Прогиб, мм.

7

Рисунок 7. Результаты. Напряжения в сжатой зоне, МПа.

В данном случае, отсутствие сцепления одного стержня с бетоном привело к изменениям в НДС элемента – в пределах 4-6%.

Выводы

В данной статье на основании данных, полученных из многочисленных исследований, а также данных проведенного численного эксперимента показано, какое принципиальное влияние может оказывать отсутствие сцепления арматуры с бетоном на изгибаемый железобетонный элемент.

При отсутствии сцепления арматуры с бетоном при прочих равных в изгибаемом элементе происходит увеличение напряжений в сжатой зоне бетона, а также увеличение прогибов. В рассмотренном примере эффект составляет 4-6%, однако он может увеличится в зависимости от конфигурации сечения.

Список литературы

  1. Рабинович Ф.Н. Композиты на основе дисперсно- армированных бетонов. Вопросы теории и проектирования, технология, конструкции. Монография. М.: АСВ, 2004. 560 с.
  2. Хейнтц А. Фибробетон. Перспективы применения // Бетон и железобетон. Оборудование. Материалы. Технологии. Ежегодный сборник. 2009. Вып. 2. С. 92–94.
  3. Талантова К.В., Михеев Н.М. Сталефибробетон и конструкции на его основе. Монография. СПб: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2014. 280 с.
  4. Моргун Л.В., Моргун В.Н., Смирнова П.В., Бацман М.О. Зависимость скорости формирования структуры пенобетонов от температуры сырьевых компонентов // Строительные материалы. 2008. № 6. С. 50–52.
  5. Петрова Т.М., Сорвачева Ю.А. Внутренняя коррозия бетона как фактор снижения долговечности объектов транспортного строительства // Наука и транспорт. Транспортное строительство. 2012. № 4. С. 56–60.
  6. Stark J. Alkali-Kieselsaure-Reaktion. F.A. Finqer institute fur Baustoffkunde. 2008. 139 p.
  7. Управление процессами технологии, структурой и свойствами бетонов / Под ред. Е.М.Чернышева, Е.И. Шмитько. Воронеж: ВоронежГАСУ, 2002. С. 78 124.
  8. Герега А.Н., Выровой В.Н. Управление свойствами композиционных материалов. Перколяционный подход // Вестник ОГАСА. 2005. Вып. 20. С. 56–61.

Интересная статья? Поделись ей с другими: