УДК 316.351

Региональные аспекты реализации мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей

Макина Анастасия Ивановна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Фундаментальной медицины Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Нестеренко Анна Игоревна – заместитель директора Управления социальной поддержки населения в г. Абакан

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению организации и реализации системы мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в Республике Хакасия. Дается характеристика предоставляемых мер социальной поддержки указанным группам населения, предоставлена отчетная информация об осуществленных мероприятиях. На основе пилотажного исследования в форме дистанционного опроса выделены проблемные области реализации мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей в регионе.

Ключевые слова: специальная военная операция, участник специальной военной операции, члены семьи участника специальной военной операции, меры социальной поддержки.

Актуальность исследуемого вопроса бесспорна. Начиная с объявления Президентом Российской Федерации о проведении специальной военной операции, а в дальнейшем и частичной мобилизации и по настоящее время интерес, в том числе научный, к данному вопросу нарастает. Такие понятия как «специальная военная операция», «участник специальной военной операции», «члены семей участников специальной военной операции» и меры поддержки для данных категорий граждан стали повседневными. Изо дня в день в средствах массовой информации, на интернет ресурсах, размещается информация, касающаяся оказания мер поддержки, как самих участников специальной военной операции, так и членов их семей. В регионах проводятся встречи, конференции, брифинги, круглые столы, посвященные этой теме.

Происходящие события спровоцировали появление не только новых категорий, но и новых направлений работы и обоснования особых мер социальной поддержки для указанных групп населения, расширение нормативно-правовой базы различных уровней: федерального, регионального, муниципального.

Заметим, что категория «участники специальной военной операции (далее – СВО)» это совершенно новое понятие в сфере социальной поддержки и единого, законодательно установленного определения этому понятию не представлено. Перечень граждан, относящихся к данной категории, определяется региональным законодательством с учетом определяющих федеральных положений, таких как, например, Указ Президента РФ «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» [3].

Безусловно, социальная поддержка военнослужащих – это понятие для социальной сферы не ново. Определенный комплекс мер поддержки, направленных на социальную защиту военнослужащих и членов их семей существовал и ранее. Однако, необходимо принять во внимание, что поддержка военнослужащих в мирное время должна отличаться от поддержки военнослужащих во время участия в военных действиях. Учитывая резкое увеличение числа военнослужащих, а также особое внимание к данной категории, согласно посылу Верховного Главнокомандующего, этот вопрос стал одним из важнейших в социальной сфере и обусловил разработку комплекса дополнительных мер социальной поддержки. Часть мер была закреплена на федеральном уровне, такие как: денежные выплаты и пособия, кредитные каникулы, льготный расчет страхового стажа, приоритеты трудоустройства, налоговые вычеты и др. гарантии.

Так же разработкой дополнительных мер занялись субъекты Российской Федерации и муниципалитеты. Учитывая аспекты социально-экономического развития регионов, пакет предусмотренных мер для указанных категорий граждан в субъектах различается.

Так, например, согласно отчету, в Республике Хакасия (далее – РХ) по итогам за 2022 год численность граждан, призванных на военную службу по частичной мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, составила более 1,5 тыс. человек. Правительством РХ в 2022 году приняты решения, предусматривающие дополнительные меры адресной поддержки семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации [1]. Работа в данном направлении продолжалась в течение 2023 года и осуществляется по сей день. Сейчас в регионе действуют более 20 видов мер социальной поддержки, направленных как на самих участников СВО, так и на членов их семей.

Так, в отношении участника СВО предусмотрена: единовременная выплата при заключении контракта с Минобороны РФ о прохождении военной службы в ВС РФ именном подразделении от РХ "Ирбис"; единовременная денежная выплата на приобретение твердого топлива в размере 8 тыс. рублей; компенсация расходов на оплату коммунальных услуг; бесплатные социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания; в отношении родителей участника СВО; бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому; в отношении семьи (супруга, дети) участника СВО: бесплатное обучение в профессиональных образовательных организациях региона; предоставление бесплатных путевок в организации отдыха и оздоровления детей и другие. Кроме того, льгота при оплате проезда автомобильном транспорте общего пользования в пригородном и междугородном сообщениях на территории Республики Хакасия, а так же железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Республики Хакасия; льготы при уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, льгота по арендной плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования, приостановление начисления арендной платы за недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью, ежемесячная материальная помощь в размере 5000 рублей раз в месяц на каждого ребенка отдельно (в Алтайском районе РХ) [2].

В целях комплексного подхода к организации и реализации системы мер социальной поддержки Правительством республики разработана региональная программа «Меры поддержки участников специальной военной операции и членов их семей», определены субъекты, участвующие в их реализации. Также в регионе создано и функционирует региональное отделение фонда «Защитники Отечества», функции которого входит осуществление комплексной поддержки участников СВО, его семьи, и их социальное сопровождение.

Для определения проблемных областей, связанных с организацией и реализацией системы мер поддержки для рассматриваемой категории граждан, было проведено пилотажное исследование в форме дистанционного анкетирования среди субъектов данной системы Респондентами выступили: сотрудники Министерства труда и социальной защиты РХ, специалисты ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения», социальные координаторы регионального отделения государственного фонда «Защитники Отечества», представители регионального Комитета семей воинов Отечества, всего 30 человек. Результаты опроса подтверждают наличие проблем в данной сфере и позволяют констатировать, что наблюдается: разобщенность субъектов системы реализации мер социальной поддержки; недостаточный информационный обмен между субъектами системы; отсутствие единой базы данных, позволяющей владеть информацией и оперативно принимать решения по оказанию мер социальной поддержки и содействию в решении возникающих проблем. Ключевой проблемой респондентами обозначено недостаточное межведомственное взаимодействие субъектов системы реализации мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей.

Одним из направлений совершенствования действующей системы, по мнению респондентов, является создание единой базы данных об участниках СВО и членов их семей, отражающей предоставление мер социальной поддержки, а также социальных потребностей граждан, определяющих содержание содействия государственных и иных органов и организаций. Существует положительный региональный опыт внедрения единой базы данных об участниках СВО и членах их семей, который реализован в отдельных субъектах РФ Липецкой и Новгородской области, он позволяет оптимизировать маршрутизацию решения обозначенных проблем, предоставлять меры поддержки проактивно, отслеживать результат решения проблем.

Таким образом, актуальность мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей обусловлена событиями, связанными с проведением Российской Федерацией специальной военной операции. Региональные особенности предоставления мер социальной поддержки проявляются исходя из региональных ресурсов. В Республике Хакасия, разработан комплекс мер социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, существует система субъектов реализации мер социальной поддержки для данной категории граждан, деятельность которых характеризуется некоторой разобщенностью, наличием препятствий действенного функционирования, что формирует потребность ее дальнейшего исследования и выявления направлений совершенствования, в том числе посредством изучения положительного опыта других субъектов Российской Федерации в заданном направлении.

Список литературы

  1. Отчет Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия В.О. Коновалова о результатах деятельности Правительства Республики Хакасия по итогам 2022 года [Электронный ресурс] //сайт:.URL: https://vskhakasia.ru/media/2023/04/otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-pravitelstva-rkh-za-2022-god_1.pdf (дата обращения 16.10.2023).
  2. Предоставляемые льготы и меры социальной поддержки военнослужащим и членам их семей в Республике Хакасия [Электронный ресурс] // сайт: ГКУ РХ «УСПН». URL: https://uspnrh.ru/post/predostavlyayemyye-lgoty-i-mery (дата обращения 16.10.2023).
  3. Российская Федерация. Указы Президента. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» 21.09.2022 № 647 Гарант: справочно-правовая система. URL: https://internet.garant.ru/#/document/405309425/paragraph/1 (дата обращения 12.10.2023).
  4. Полпредство ЦФО: В регионах центрального округа реализуется программа социально-медицинского патронажа семей мобилизованных. URL:https://er.ru/activity/news/polpredstvo-cfo-v-regionah-centralnogo-okruga-realizuetsya-programma-socialno-medicinskogo-patronazha-semej-mobilizovannyh (дата обращения 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: