УДК 316.351

Региональные аспекты реализации системы долговременного ухода

Сафьянова Наталья Семеновна – кандидат экономических наук, заместитель директора Управления социальной поддержки населения в г. Абакан, магистрант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

Макина Анастасия Ивановна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Фундаментальной медицины Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация: В статье представлен результат исследования вопроса о практике внедрения и реализации системы долговременного ухода в регионе. Рассматриваются актуальность  реализации системы долговременного ухода, ее теоретические, правовые и организационные аспекты. Анализируется первый опыт реализации системы долговременного ухода в республике Хакасия, выделяется одна из форм данной системы – родственный уход. Систематизирован материал и составлен социальный портрет получателя услуг в рамках внедряемой системы.  Обозначены проблемные области внедрения и реализации системы долговременного ухода за пожилыми гражданами в регионе.

Ключевые слова: пожилые люди, региональный аспект, социальное обслуживание, система долговременного ухода, родственный уход.

Современные реалии требуют модернизации форм и технологий социальной методов работы  с гражданами пожилого и старческого возраста и инвалидами. По состоянию на 01.01.2023 в учреждениях социального обслуживания стационарной формы граждан пожилого и старческого возраста и инвалидов пребывало 246 тысяч человек, которые нуждаются в постороннем социально-бытовом и социально-медицинском обслуживании и уходе. В очереди же в указанные учреждения состояло около 6 тысяч граждан [6]. По данным министерства здравоохранения РФ показатель средней продолжительности жизни в 2023 году увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил  73,1. Этот ориентир является одним из приоритетных для национального проекта «Демография», достижение его положительной динамики возможно посредством повышения качества жизни граждан пожилого и старческого возраста и людей с инвалидностью. Цель национального проекта достижима за счет мероприятий, которые способствуют осуществлению мероприятий системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и гражданами с инвалидностью, включению в предоставление им социально-медицинских услуг негосударственных медицинских и социальных организаций, приведение в соответствующее состояние инфраструктуры системы социального обслуживания, в том числе на селе, с учетом особенностей и социально-экономического потенциала региона.

В ходе реализации федерального проекта «Старшее поколение» пилотное решение по внедрению системы долговременного ухода (далее – СДУ) был осуществлен в 2020 году на территории 18 субъектов РФ, в 2021 – в 24, а в 2022 году в 34 регионах России, а с сентября 2023 года предусмотрено его введение во всех субъектах РФ. По отчетам в 2022 году в 34 пилотных регионах численность граждан, получивших социальные услуги по уходу, составила 136, 1 тысяч человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируются 7,7 миллиона новых случаев деменции, каждый из которых становится тяжким бременем для семей и систем здравоохранения [1].

Модель СДУ - это образ системного практического социально-медицинского механизма, закрепленного в принятых правовых документах, определяющих цели, задачи и содержание деятельности специалистов социальных организаций, медицинского персонала и персонала по уходу медицинских учреждений, при оказании медицинской и социальной помощи людям с дефицитом здоровья и способности к самообслуживанию.

Согласно документу, СДУ – это система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинский, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии [4]. СДУ – это комплекс мероприятий, включающих уход, сопровождение, реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды помощи, позволяющие компенсировать ограничения жизнедеятельности граждан с целью максимального возвращения их к привычному образу жизни [2].

В Республике Хакасия социальная помощь пожилым гражданам также актуальна, так как удельный вес пожилых людей в общей структуре населения составляет 23,2 %. В Хакасии в 2023 году модель СДУ за пожилыми людьми и инвалидами, согласно постановлению президиума правительства региона, реализуется на территории трех пилотных населенных пунктов – городов Абакан и Черногорск, а также поселке городского типа Усть-Абакан Усть-Абаканского района [5]. Этим же документом утверждена модель СДУ в указанных пилотных населенных пунктах, в которой дается определение основным понятиям, перечислены цель, задачи, принципы, участники системы и другие организационные и содержательные элементы, одним из которых является социальный пакет. Социальный пакет СДУ достаточно объемен, он включает пятьдесят различных социальных услуг по уходу от социально-гигиенических процедур до помощи в поддержании посильной социальной активности. С учетом состояния здоровья гражданина, особенностей его поведения, привычек, предпочтений составляется социальный пакет СДУ индивидуальная программа ухода. Содержание социального пакета СДУ определяется экспертами исходя из уровня нуждаемости гражданина, в нем устанавливается объем часов в неделю, требуемых для предоставления социально-бытовых, социально-медицинских и иных услуг, а также потребность в осуществлении замещающих и ассистирующих действий. Кроме указания необходимого объема времени в индивидуальной программе по уходу находят отражение: интенсивность, периодичность, продолжительность ухода за получателем, указывается потребность присмотра и социального сопровождения.

В Республике Хакасия применяется такая практика социального обслуживания в форме ухода на дому как родственный уход. Людям пожилого и старческого возраста и инвалидам необходимо создать максимально комфортные условия, приближенные к привычной домашней обстановке, в кругу родных и близких людей. При этом значимым является исключение обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности. В процессе ухода за гражданами, состоящими в СДУ, необходимо осуществлять постоянное медицинское, психосоциальное и социально-педагогическое сопровождение. На такой труд готов далеко не каждый, потому как, кроме соответствующей квалификации, необходимо призвание, внутренняя готовность помочь человеку, обладание высокой степенью эмпатии. В законодательстве отсутствуют ограничения по приему в СДУ родственников с целью осуществления ухода за гражданами, нуждающимися в этом. В связи с этим человек, состоящий в родственных отношениях с получателем и вынужденно неработающий, имеет возможность трудоустроиться помощником по уходу и получать заработную плату.

В Хакасии организованы безвозмездные школы по обучению уходу, в которых просвещаются помощники по уходу, в их числе родственники получателей услуг. Здесь их учат основам ухода, даются важные знания по различным вопросам из области гериатрии, социальной работы, социального права, отрабатываются навыки ухода. Как выясняется, многие слушатели не умеют выполнять приемы ухода за  больным человеком, являющимся «заложником» кровати.

Опорным пунктом по внедрению и реализации СДУ в регионе, а также основным поставщиком услуг данной системы является ГБУ РХ «КЦСОН «Забота». В учреждении организован пункт проката технических средств реабилитации: кроватей, колясок, костылей, ходунков, которые получателям услуг предоставляются на прокат бесплатно.

На текущий день в Хакасии принято на СДУ более 100 человек и обучено 73 помощника по уходу, в том числе родственников. Анализ социальных характеристик получателей услуг в рамках СДУ в республике Хакасия позволил составить его «социальный портрет»: это женщина, средний возраст которой 71 год, имеющая инвалидность 1 группы вследствие травмы; проживает одна в г. Абакане, но имеет близких родственников, которые проживают также в этом населенном пункте; ухаживаемая имеет статус «Ветерана труда»; ей установлен 3 уровень нуждаемости; социальный пакет долговременного ухода в соответствии с уровнем нуждаемости назначен в объеме 28 часов в неделю, который  включает 16 услуг, предоставляемых до 2 раз в день.

Проблемы внедрения и реализации системы долговременного ухода в регионах России, несмотря на недолгий срок реализации, достаточно широко освещаются в учебной, методической и научной литературе. Исследование отечественных публикаций показал, что наиболее изученными в долговременном уходе являются экономические, социально-медицинские, социально-психологические аспекты. Практика реализации пилотного проекта долговременного ухода в республике Хакасия позволяет констатировать, что регион столкнулся с аналогичными проблемами, возникшими в ходе организации долговременного ухода в Москве, а именно: отсутствие единых принципов оценки состояния людей, нуждающихся в уходе, отнесения их в ту или иную группу и правил их дальнейшей маршрутизации, т.е. определения форматов и мест оказания ухода; межведомственная разобщенность; отсутствие единой системы обучения и переподготовки специалистов в области долговременного ухода; острый дефицит кадров для обеспечения ухода; отсутствие системы поддержки родственников, осуществляющих уход [3]. 

Итак, система долговременного ухода актуальна для региональной практики организации социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста и инвалидам, она продемонстрировала востребованность в регионе. В республике Хакасия создана организационная и правовая основа внедрения и реализации системы долговременного ухода, при этом специалисты основываются и учитывают накопленный опыт других регионов. Основным потребителем услуг в рамках данной системы являются пожилые женщины, потребность в уходе у которых возникла вследствии травмы. В рамках реализации СДУ в регионе обозначаются схожие с другими регионами проблемные области, которые нуждаются в решении и в дальнейшей реализации уже на всей территории региона.

Список литературы

  1. Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 265 с.
  2. Игнатова О. В России запускают систему долговременного ухода за пожилыми и маломобильными гражданами // Российская газета, 26.06.2023//https://rg.ru/2023/06/28/prozhitochnyj-maksimum.html (дата обращения 15.11.2023).
  3. Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология» «Организация долговременного ухода https://prkpi.kmr.socinfo.ru/media/2019/04/16/1258531822/Organizaciya_dolgovremennogo_uxoda.pdf?ysclid=lp3ycodvw5337973452  (дата обращения: 15.11.2023).
  4. Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 15.12.2022 № 781 (ред. от 27.03.2023) "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" //https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-15122022-n-781-o-realizatsii/.
  5. Республика Хакасия. Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 173-п. О реализации в 2023 году в пилотных муниципальных образованиях Республики Хакасия модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе //https://r-19.ru/documents/138/149043.html (дата обращения 15.11.2023).
  6. Сведения о стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), Официальная статистика, Здравоохранение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721.

Интересная статья? Поделись ей с другими: