УДК 316.4

Социология потребления на современном этапе: тенденции развития, основные проблемы

Хэ Цайянь – бакалавриат Института электроники и телекоммуникаций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: Цель работы заключается в изучении вопросов социологии потребления на современном этапе становления общества. Рассмотрено понятие социологии потребления и ее отличительные черты. Перечислены ключевые тенденции развития социологии потребления в современном обществе. Проанализированы основные проблемы, с которыми сталкивается социология развития в современном мире. В заключение работы делается вывод о высокой степени актуальности и важности проведения работ в данном научном направлении.

Ключевые слова: социология потребления, социум, общество потребления, методология, потребительские предпочтения.

С каждым годом уровень жизни современного населения развитых государств и потребления ими различных благ неумолимо возрастает, что дает возможность отнести их к числу «общества потребления», в рамках которого сглаживание существующих различий практически полностью исчезает. Данный термин в настоящее время может с уверенностью относиться к одному из главных показателей общественно-экономического уровня развития мировой державы как с экономической, так и с социальной точки зрения [1].

Важно отметить, что социология потребления на протяжении долгих лет является одной из наиболее важных исследовательских сфер в социальной научной среде, с помощью которой осуществляется изучение существующих связей социальных потребностей с социальными факторами, которые непосредственным образом оказывают влияние на уровень потребления населения. С ее помощью можно наиболее полно разобраться, как из современных факторов оказывают наибольшее влияние на принятие человеческих решений в вопросах приобретения товаров и услуг [2].

Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью говорить о том, что вопросы, касающиеся основных проблем и тенденций развития социологии потребления на современном этапе, является весьма актуальным в настоящее время.

Одними из первых ученых, кто заложил базовые основы социологии потребления, являются К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. В дальнейшем данные элементы послужили базой для развития данного направления, которое в настоящее время получило широкое распространение по всему миру [2].

Под социологией потребления в современном мире понимается такой подраздел социологии, в рамках которого уделяет первостепенное внимание исследованию вопросов, касающихся тематики потребления и потребительского поведения населения. Потребление в рамках данного научного направления выступает одним из базовых элементов ежедневной жизни населения, однако с социологической точки зрения оно раскрывается наиболее полно, нежели чем в иных науках. Под потреблением в социологии также понимается некое социальное действие, а не простое употребление произвольных благ.

Дж. Стиллемар в рамках своего труда [3] выделяет пять ключевых изменений, которые оказывают наибольшее влияние на формирование современного понятия термина социология потребления:

  • изменение, которое непосредственным образом связано с усиливающейся борьбой между различными культурами в современном социуме;
  • изменение, которое непосредственным образом связано с нормализацией центров потребления и переменах, происходящих в классовой структуре социума;
  • изменение, которое непосредственным образом связано с процессами глобальной индустриализации;
  • изменение, которое непосредственным образом связано с возрастающим в социуме значением самого ритуала потребления;
  • изменение, которое непосредственным образом связано с формированием и масштабным распространением различных субкультур в современном социуме.

Среди ключевых тенденций социологии потребления на современном этапе можно выделить:

  1. Ежегодное увеличение количества и ассортимента предлагаемой социуму продукции, что оказывает существенное влияние на население за счет стимулирования их потребности в потреблении товаров и услуг.
  2. Ускорение процесса совершенствования и появления новых, наиболее совершенных товаров и услуг, что уже сейчас воспринимается как неотъемлемый элемент современного общества. Это, конечно же, оказывает непосредственное влияние на формирование последовательности действий со стороны потребителей. В частности, если ранее социум имел тенденцию к приобретению наиболее надежных товаров, которые будут служить длительный временной промежуток, то уже сейчас надежность, сама по себе, утратила первостепенную важность. Это связано с тем, что приобретенные для потребления товар или услуга устаревают, что является одним из сигналов неудовлетворенности населения.
  3. Конечному потребителю в современном мире предлагаются комплексы элементов потребления, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом как в плане функционала, так и чисто в символическом виде. В связи с этим у населения формируются уже не единичные потребности к предлагаемым потребительским товарам и услугам, а групповые.
  4. Развитие современных передовых технологий, таких как информационные системы, искусственный интеллект, виртуальная реальность и т.п. Потребление мировым населением данных товаров и услуг в современном мире выходит на новый, ранее не виданный уровень. Сложно представить людей, которые не пользуются данными технологиями в настоящее время [4, 5].

Однако, несмотря на высокую степень развития социологии потребления на современном этапе, стоит выделить ряд ключевых проблем, решение которых до сих пор пытаются найти ученые во всем мире:

  • общественные условия поведения конечных потребителей;
  • наличие взаимной связи между поведением конечного потребителя и действующей общественной структурой;
  • позиция конечного потребителя на современном потребительском рынке;
  • сигнализирующие и символически артикулируемые функции потребления, с помощью которых становится возможным наиболее полно понять современные образы жизни социума;
  • ключевые элементы и черты потребительского социума (приоритеты, ценностные изменения, структуры товаров, степень удовлетворения);
  • диспропорции в потреблении, как на уровне мирового потребления, так и в рамках конкретных государственных образований;
  • отсутствие единого мнения о проведении экспериментов в сфере социологии потребления, и правильное использование различных методологий и подходов к анализу полученных в ходе исследований данных;
  • негативное воздействие усиливающегося социального потребления на экологию современного мира;
  • мировые риски, которые могут возникнуть при неограниченном потреблении товаров и услуг социумом [5].

При рассмотрении отечественной истории социологии потребления можно выделить направленность изучения данного вопроса в рамках темы общественного неравенства населения. Подобного рода исследования начали проводиться с начала XX века, в основном, в форме бюджетных экспериментов, на основе которых анализировались полученные данные и делался вывод об уровне потребления товаров и услуг различными слоями населения. Конечно, такие экспериментальные исследования в большей части относятся к проблематике именно социального неравенства. Поэтому очень сложно назвать подобного рода исследования социологией потребления, в связи с чем однозначно можно говорить о том. что для нашего государства данное направления является относительно новым и исследования, проводимые в нем, обладают высокой степенью новизны и актуальности.

В заключение работы можно с уверенностью подчеркнуть, что социология потребления в современном мире представляет собой крайне важную исследовательскую сферу, с помощью которой становится возможным наиболее подробно и глубоко понять существующую взаимную связь личностных потребностей с социальными факторами, которые оказывают воздействие на весь процесс потребления. Указанные элементы представляют собой незначительное число элементов, исследованием которых занимается социология потребления на современном этапе развития социума. В связи с этим можно говорить о важности продолжения выполнения исследовательских работ в данной научной сфере.

Список литературы

  1. Титова Е.Н. Социология потребления: учебно-методические рекомендации / Е.Н. Титова, О.В. Борисова. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2018. – 32 с.
  2. Хизбуллина Р.Р. Социология потребления: курс лекций / Р.Р. Хизбуллина, О.В. Алимова, Э.Н. Габдуллина. − Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2015. − 64 с.
  3. Stillerman, J. The Sociology of Consumption / J. Stillerman. – US: Wiley, 2015. – 224 p.
  4. Долгов А.Ю. Социология потребления: от истоков к современности: введение к тематическому разделу / А.Ю. Долгов, М.А. Ядова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. – 2022. – № 1. – С. 7-12.
  5. Ильин В.И. Социология потребления: учебник / В.И. Ильин. – М.: Юрайт, 2023. – 433 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: