УДК 159.9

Ценностно-духовный компонент творческого потенциала старшеклассников

Кайтукова Захира Хазметовна – старший преподаватель кафедры Психологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина.

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются особенности ценностно-духовного компонента творческого потенциала у лиц младшего юношеского возраста, старшеклассников. Целью исследования является выявление различий в показателях ценностно-духовного компонента творческого потенциала у старшеклассников с различными уровнями ориентированности на духовно-ценностные начала. В результате эмпирического исследования были получены статистически значимые различия в показателях ценностно-духовного компонента творческого потенциала среди респондентов с низким и высоким уровнем ориентированности на духовно-ценностные начала и среди респондентов-старшеклассников и старшеклассниц.

Ключевые слова: ценностно-духовный компонент творческого потенциала старшеклассников, структурные компоненты творческого потенциала, инвариантный структурный компонент, вариативный структурный компонент, гендерные различия.

Особый интерес для современной психологии представляет изучение ценностно-духовных ориентаций творческого потенциала лиц, переживающих этап становления, находящихся на пороге самостоятельной жизни, пребывающих в возрасте, специфичном вниманием к мировоззренческой проблематике, выбору вектора жизнедеятельности. Выбор данного вектора определит направленность их творческой активности, способ реализации полноты витальной энергии «юношей, обдумывающих житие». Изучение ценностно-духовных ориентаций старшеклассников рассматривается нами в контексте системного интегративного качества – творческого потенциала их личности, обеспечивающего восхождение к вершинам как самореализации, так и жизненной и профессиональной продуктивности в будущем.

Структура творческого потенциала личности старшеклассника включает в себя ценностно-духовный компонет (иерархию духовных ценностей и способы их интерпретации, нереализованный нравственный потенциал (ННП)), мотивационный компонент (познавательный интерес, творческая мотивация) и операциональный компонент (знания, умения, навыки, интеллект, креативность). Внутри представленного комплекса компонент ценностно-духовных ориентаций выступает в качестве глобальной ориентировочной основы жизнедеятельности.

К настоящему времени сложились исторический (ориентирующий на рассмотрение духовного опыта как порождение определенных исторических, культурных условий существования людей), сравнительный (предполагающий выявление общего и специфического в различных религиях), контекстуальный (раскрывающий влияние на изучаемый предмет социальног, политического и других контекстов), психолого-герменевтический (сосредоточенный на смысле религиозных явлений и их интерпретации) исследовательские подходы к религиозному опыту личности [4]

Понятие нравственности предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения. На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу. Духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это – установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания [2,3].

В понимании природы индивидуальной духовности в психологии можно выделить несколько направлений: биогенетическое (генетическая предрасположенность к религиозности (Д. Хамер и др.)) гуманистическое (опыт наивысшего стремления человека к актуализации себя (У. Джеймс и др.)), психоаналитическое ( религиозность как инструмент «освобождения от власти инстинктивных, социально вредных влечений»), психосоциальное (религиозность как результат социализации, усвоения традиций (К.К. Платонов и др.)), в его рамках выделяют подходы, связывающие религиозность и такие явления, как преодоление страха неопределенности (Д.М. Угринович), стремление к смыслу, потребность в незыблемых основаниях своего бытия в форме идеалов и ценностей, стремление обрести свою идентичность, найти ответ на предельные вопросы о конечных целях своего существования, построить жизненную перспективу [ 5].

Согласно исследованиям, проведенным А.М. Двойниным, духовно-нравственные ориентации молодежи не являются выраженными вследствие мировоззренческого плюрализма, принятого в обществе и его структурах [1].

Эмпирическое исследование различий в показателях ценностно-духовного компонента творческого потенциала у старшеклассников с различными уровнями ориентированности на духовно-ценностные начала проводилось на выборке, состоявшей из 25 человек (10-ти юношей и 15-ти девушек), средний возраст которых составил 17-18 лет. Исследование проводилось посредством методики «Структура индивидуальной религиозности» Ю.В. Щербатых. В исследовании проводился сравнительный анализ структуры ценностно-духовных представлений в группах юношей и девушек. Объектом исследования являлась личность в младшем юношеском возрасте. Предметом исследования стали особенности ценностно-духовного компонента творческого потенциала у старшеклассников, юношей и девушек.

Целью исследования является выявление различий в показателях ценностно-духовного компонента творческого потенциала у старшеклассников с различными уровнями ориентированности на духовно-ценностные начала.

Результаты эмпирического исследования различий в показателях ценностно-духовного компонента творческого потенциала у старшеклассников с различными уровнями ориентированности на духовно-ценностные начала представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели ценностно-духовного компонента творческого потенциала лиц юношеского возраста с высоким и низким уровнями ориентации на духовные ценности.

Структура показателей ценностно-духовного компонента творческого потенциала

Частота выбора представления

Средние показатели

значимость различий (р)

по Т-критерию

 

Низкий уровень

Высокий уровень

 

 отношение к религии как философской концепции

1,2 

1,9 

0,9

отношение к религии как к магии

1

3,2 

2,9 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как средству психологической поддержки

1

3,7 

3,8 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как совокупности обрядов

0,6

3,1 

3,5 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как «псевдонауке»

0,4 

2,5 

2,9 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как отношениям с высшей силой

0,6

2,5

2, 8 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как внутренней потребности

0

2,4 

3, 2 р ≤ 0,01**..

отношение к религии как корпусу моральных норм

0,6 

1,5

2, 301

р ≤ 0,05*.

Согласно полученным нами результатам исследования в данной возрастной группе духовные ценности наиболее часто связываются с тенденцией поисков в сфере духовного поддержки и утешения или представления о терапевтических возможностях духовности.

Одинаковую выраженность в обеих группах испытуемых имеет идея креационизма. Вероятно, современные представления об этом предмете находятся в определенном противоречии с традиционного установками. Следует учитывать также динамику духовной культуры и духовных ценностей личности. Система представлений о духовных ценностях юношества включает отождествление ее с магическими практиками. В сознании современного человека наряду с современными интерпретациями духовных ценностей соседствуют более древние, архаичные формы.

Обследуемые старшеклассники из группы с высоким уровнем ориентированности на духовные ценности связывают обращение к религии с возможностью пополнения и обретения личностного ресурса в сложных ситуациях, недоступных управлению и целенаправленному регулированию. В представлениях лиц юношеского возраста на втором месте ранговой иерархии находится внутренняя потребность в духовности, т. е. более выраженным является ее экзистенциально-мировоззренческий компонент. Это более соответствует возрастному развитию, связанному с совершенствованием рефлексии, постижением смысла собственного «Я», осознанием собственной индивидуальности, активным нравственным развитием, становлением мировоззрения. Важной стороной духовности представляется им обрядовая оформленность религиозного чувства, конфессиональная причисленность. У юношества с низким уровнем ориентации на духовные ценности духовность ассоциируется с абстрактно-теоретическим, филоофским способом объяснения устройства реальности. Наименее выражен в обеих группах интерес к «псевдонауке», или представления, которые вслед за К. Г. Юнгом можно обозначить как техногенно-мифологические.

Список литературы

  1. Двойнин А. М. Гендерные аспекты религиозности современной молодежи/ А.М. Двойнин// сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2015 г., Москва, МГПУ. – М.: Экон-информ, 2015. – 396 с. С. 172-177.
  2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. - 486 с.
  3. Островска К. В поисках ценностей / Перевод Э. Соколовой и JI. Господни-ковой. М.: ЦКМ, 2000. - 150 с.
  4. Справочник современного психолога. Психодиагностика/ под общ. ред. С. Т. Посоховой. – М.:АСТ, 2006. – 671 с.
  5. Hamer D.H. The God Gene: How Faith is Hardwired into our Genes/ D.H. Hamer. – N.Y.: Anchor, 2005. – 265 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: