УДК 159.99

Психологическое сопровождение родителей приемных детей

Дауренбекова Асел Карибаевна – старший преподаватель Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати (Республика Казахстан, Тараз).

Акынова Гулшат Оразгалиевна – старший преподаватель Международного Таразского инновационного института имени Ш. Муртазы (Республика Казахстан, Тараз).

Жаркинбаева Динара Сабитовна – преподаватель Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави (Республика Казахстан, Туркестан).

Аннотация: Статья посвященна теме оказания психологической поддержки родителям, принявшим решение усыновить или взять под опеку ребенка. В статье рассматривают психологические аспекты, с которыми сталкиваются приемные родители на различных этапах усыновления или установления опеки. Описываются особенности этого процесса, включая эмоциональную адаптацию, установление доверительных отношений, сопровождение детей с особенностями и стратегии поддержки семьи в разрешении возникающих трудностей. Предлагаются рекомендации психолога для приемных родителей в отношениях с детьми. Оно также подчеркивает важность роли психолога в оказании помощи и направлении для родителей, сталкивающихся с вызовами усыновления, и выделяет необходимость сознательной подготовки и поддержки семьи на этом пути, для обеспечения благополучия, как для ребенка, так и для новой семьи.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, приемные дети, приемные родители, эмоциональная адаптация, трудности в общении, психологическая травма, усыновление.

Согласно данным статистики число случаев возврата усыновленных детей за последние пять лет в Казахстане возросло до 64%. Для таких родителей законом предусмотрена ответственность: возврат государству средств материальной помощи в размере 75 МРП, уплата алиментов и лишение возможности усыновления во второй раз. Такие случаи оказывают серьезное влияние на психическое здоровье ребенка. Почему так происходит? Как показывают исследования, приемные родители психологически не готовы к трудностям «приемного родительства» [1].

При принятии решения о принятии ребенка в семью и обращении в службу опеки возникают важные вопросы, связанные с необходимостью психологической поддержки семьи и помощи в выявлении и решении проблем, с которыми столкнутся будущие родители. Особое внимание уделяется определению готовности пары к усыновлению. Отдельно следует упомянуть особенности ситуаций, когда женщина выступает инициатором усыновления ребенка и пытается вовлечь супруга в эту идею. Важные вопросы, которые будут подробно рассмотрены на последующих этапах, необходимо учитывать уже на начальной стадии [2].

Чаще всего будущие родители, испытывающие страстное желание завести ребенка, не осознают важности глубокого и всестороннего общения с психологом. Они могут воспринимать это как вмешательство в личную жизнь или сложную административную процедуру, в то время как их запрос просто связан с усыновлением долгожданного ребенка.

Приемная семья представляет собой особый тип семьи, в которой родители и дети не связаны кровными узами, но связаны сильными эмоциональными узами. Переход ребенка из биологической семьи в новую, приемную, может стать для него серьезной психологической травмой. В связи с этим важную роль играет психологическое сопровождение, как родителей, так и самих детей в этом процессе [3].

Во время общения с психологом и другими специалистами супруги могут выражать недоумение по поводу того, почему "биологические" родители не проходят те же "экзамены" или собеседования для признания их родителями, как это предусмотрено для будущих усыновителей. Психолог помогает будущим родителям осознать истинное значение института приемных родителей, помогая им пройти эмоциональный путь до принятия решения о усыновлении. Он поддерживает процесс внутреннего осознания и осмысления выбора через использование фантазии и воображения, помогая представить себе будущее, где супруги находятся в особом эмоциональном контакте. Присутствие психолога необходимо для того, чтобы стать свидетелем этого пути и помочь воссоздать индивидуальную историю семьи. Он помогает понять, насколько супруги осознали свою готовность к выполнению родительских обязанностей, включая усыновление.

Проблемы психологического сопровождения родителей и опекунов приемных детей в Казахстане могут быть разнообразными и зависят от различных факторов. Вот несколько возможных аспектов, которые могут быть учтены при обсуждении данной проблемы [4]:

  1. Недостаток информации и образования:

Родители и опекуны приемных детей могут сталкиваться с недостатком информации о спецификах воспитания и поддержки детей, особенно если это дети с трудной судьбой или особыми потребностями. Недостаток образования и подготовки в области приемного родительства может сказаться на психологической готовности родителей к семейным изменениям.

  1. Отсутствие системы поддержки:

Не все родители и опекуны приемных детей имеют доступ к профессиональной поддержке, такой как консультации психологов или тренинги по приемному родительству. Необходимость в психологической поддержке может возникнуть как у родителей, так и у детей.

  1. Стигматизация и общественное мнение:

Приемные семьи могут сталкиваться со стигматизацией и предвзятыми мнениями со стороны общества. Это может повлиять на психологическое благополучие родителей и детей, вызывая чувства изоляции и дискомфорта.

  1. Сложности в установлении связи с приемными детьми:

Дети, пережившие трудные периоды в своей жизни, могут испытывать трудности в установлении доверительных отношений с новыми родителями. Родители могут сталкиваться с трудностями в понимании потребностей и эмоциональных переживаний приемных детей.

  1. Недостаток программ поддержки для родителей:

Отсутствие программ и ресурсов для родителей и опекунов может стать преградой для успешного приспособления к новым семейным условиям. Недостаток поддержки может повысить риск для психологического здоровья и благополучия семей.

Для решения этих проблем может потребоваться комплексный подход, включая образовательные программы, доступ к психологической поддержке, создание сообщества для обмена опытом, а также работа с общественным мнением для преодоления стигмы вокруг приемного родительства.

Важно отметить, что психологическое сопровождение родителей и опекунов приемных детей играет ключевую роль в успешной адаптации детей в новой семье. Понимание особенностей этого процесса, поддержка и профессиональная помощь позволяют создать благоприятные условия для роста и развития приемных детей, формирования здоровой семейной идентичности и успешной адаптации к новым жизненным реалиям [5].

Психологическое сопровождение родителей и опекунов приемных детей представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержку и содействие в адаптации ребенка в новой семье. Этот процесс включает в себя несколько этапов:

  1. Предварительная подготовка. На этом этапе психологическое сопровождение включает информационную поддержку для родителей или опекунов, которая помогает им осознать особенности приемного ребенка и принять решение о принятии его в семью.
  2. Содействие процессу принятия ребенка. На этом этапе психологическое сопровождение направлено на помощь родителям в установлении доверительных отношений с ребенком, создание благоприятного эмоционального и психологического климата в семье.
  3. Развитие родительских навыков. В процессе взаимодействия с психологом родители и опекуны приобретают необходимые знания и навыки по воспитанию и поддержке приемного ребенка, учатся эффективным стратегиям общения и разрешения конфликтов.
  4. Поддержка в процессе адаптации. Психологическое сопровождение предполагает оказание поддержки и помощи в решении возникающих трудностей, поддержку в периоды кризисов и адаптационных изменений.
  5. Закрепление результатов. На этом этапе основное внимание уделяется помощи приемным родителям в создании стабильной и здоровой атмосферы в семье, установлению прочных взаимоотношений между всеми членами семьи.

Каждый из этих этапов важен для успешной адаптации приемного ребенка в новую семью, и их последовательное проведение содействует созданию поддерживающей обстановки для развития здоровых отношений и благоприятной адаптации [6].

Кроме того, психологическое сопровождение при целенаправленной работе с приемными семьями может включать в себя такие аспекты, как консультирование, тренинги по развитию навыков родительской компетенции, поддержка в периоды кризисов и трудностей, а также помощь в построении здоровых взаимоотношений внутри семьи.

В Казахстане есть несколько организаций и учреждений, которые оказывают психологическое сопровождение в процессе усыновления. Некоторые из них:

  1. "Солнечный Дом" - это неправительственная организация, которая занимается поддержкой усыновляющих семей. Они предоставляют консультации, обучающие программы и психологическую поддержку как усыновляющим семьям, так и усыновленным детям.
  2. "БФ "Аккаю" - благотворительный фонд, который также оказывает помощь и поддержку усыновляющим семьям. Они проводят консультации, обучающие семинары и предоставляют психологическую помощь.
  3. "СОС детские села" - этот международный благотворительный фонд активно работает с детьми без попечения родителей и усыновляющими семьями. Они предоставляют не только психологическую поддержку, но и различные ресурсы для помощи в усыновлении и последующей адаптации [1].

Практические рекомендации для приемных родителей, предоставленных психологами:

  1. Будьте терпеливыми и дайте время адаптации: Дети из приемных семей могут испытывать стресс из-за изменений в жизни. Дайте им время адаптироваться к новой обстановке, будьте терпеливы и поддерживайте их.
  2. Установите четкие границы и правила: Важно создать структуру и ясные правила в семье, чтобы дети понимали ожидания и чувствовали себя в безопасности.
  3. Обратите внимание на эмоциональные потребности: Будьте внимательны к эмоциональным потребностям детей. Постарайтесь создать поддерживающую и любящую атмосферу, где они могут выражать свои чувства.
  4. Развивайте доверие и уважение: Для детей из приемных семей доверие может быть сложным аспектом. Постепенно стройте доверительные отношения и демонстрируйте уважение к их личным пространствам и мнениям.
  5. Обратитесь за поддержкой: Не стесняйтесь обращаться за помощью и советом к специалистам – психологам, консультантам по приемному родительству. Они могут предоставить полезные стратегии и поддержку.
  6. Обучение и понимание особенностей приемных детей: Изучайте и понимайте возможные особенности поведения и эмоциональных реакций детей из приемных семей. Это поможет более эффективно поддерживать их.
  7. Помните об индивидуальности: Каждый ребенок уникален. Учитывайте их индивидуальные потребности, интересы и способности.
  8. Поддержка семейных отношений: Поддерживайте связь с биологическими родителями (если это возможно и безопасно для детей). Это может быть важным для их эмоционального благополучия.
  9. Образование и саморазвитие: Постоянно обучайтесь и развивайтесь как приемные родители. Это поможет вам лучше понимать и поддерживать детей.
  10. Любовь и забота: Не забывайте, что самое важное для детей – это чувство любви и заботы. Ваше понимание, терпимость и забота – важнейшие факторы для их благополучия [7].

Нужно помнить, что каждая семья уникальна, и подход может различаться в зависимости от потребностей и особенностей каждого приемного ребенка. Статус приемных родителей не полностью заменяет роль биологических родителей, однако для них становится неважным, появился ли ребенок в результате беременности или усыновления. На этапе подготовки к приему ребенка и после него приемные родители и семья в целом нуждаются в помощи психолога для нахождения ответов на множество важных вопросов.

Список литературы

  1. Новости Казахстана и мира [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zakon.kz.
  2. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги /М. Ю. Лобанова [и др.]. СПб. : Речь, 2007.
  3. Овчарова Р. В. Психология родительства. М., 2005.
  4. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
  5. Ослон В. Н. Проблемы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. № 29 (4). С. 22–30.
  6. Ослон В. Н. Технологии подбора, подготовки и сопровождения семей, принявших детей на воспитание : метод. пособие. М., 2010.
  7. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М., 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими: