УДК 159.99

Психологические особенности приемных детей

Дауренбекова Асел Карибаевна – старший преподаватель Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати (Республика Казахстан, Тараз).

Абдибаева Гулсара Мукашевна – старший преподаватель Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати (Республика Казахстан, Тараз).

Жаркинбаева Динара Сабитовна – преподаватель Международного казахско-турецкого университета имени Х. А. Ясави (Республика Казахстан, Туркестан).

Аннотация: Статья представляет обзор и анализ основных психологических характеристик, с которыми сталкиваются дети, оказавшиеся в приемных семьях. Авторы анализируют особенности адаптации, социальной интеграции, а также проблемы, связанные с формированием идентичности у приемных детей. Статья также обсуждает различные стратегии поддержки и рекомендации для приемных родителей, специалистов и общественности в целом.

Ключевые слова: травмированные дети, психологическая помощь, приёмные дети, переживание потерь, психологическая подготовка приемных родителей, конфликтные эмоции.

В настоящее время в Казахстане около 5000 детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, проживают в организациях.

Долгий опыт функционирования детских домов показывает, что это тупиковая стратегия в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей. Единственная семья, даже если это приемная семья, способна обеспечить ребенку любовь, заботу, необходимый опыт и навыки для успешной адаптации в мире взрослых. Однако простое перемещение ребенка в новую среду не всегда гарантирует благополучное развитие семейных отношений [1].

Характеристики приёмных детей связаны с их жизненным путём, который, хоть и короток, но полон потерь и страданий. Ребёнок, происходящий из счастливой семьи и ставший сиротой из-за трагических обстоятельств, редко оказывается в приёмной семье, так как чаще всего найдутся родственники, готовые взять его к себе. Однако в приёмных семьях часто попадают дети, серьёзно пострадавшие и лишённые какой-либо поддержки.

Дети, находящиеся в усыновленных семьях, представляют собой важную категорию среди детей с особыми потребностями. Их психологические особенности привлекают внимание и требуют особой заботы от общества, профессионалов и как от биологических, так и от усыновивших родителей.

Исследования демонстрируют, что у усыновленных детей могут возникать различные психологические особенности, обусловленные опытом детства, пережитым стрессом, изменением семейной динамики и прерыванием биологических связей. Одной из ключевых характеристик психологических особенностей усыновленных детей является сложность формирования личностной идентичности. При переходе из одной семьи в другую дети могут столкнуться с трудностями в поиске своего места в новом окружении, установлении принадлежности и осознании собственного прошлого [2].

Более того, отношения с биологическими и усыновительскими родителями, а также другими членами семьи, могут вызывать дополнительное напряжение у детей. Они могут переживать внутреннее расколотое состояние, конфликтные эмоции и затруднения в установлении устойчивых связей. Поэтому важно обеспечить усыновленным детям психологическую поддержку, помощь в преодолении травм и поддержку в приспособлении к новым условиям жизни.

Психологические особенности приёмных детей также могут проявляться в проблемах поведения, возникших в результате травм и стресса. Важно оказывать им психологическую помощь, помогая преодолеть эмоциональные и поведенческие трудности, обучая справляться со стрессом и конфликтами[3].

Эмоциональная сфера у приемных детей может быть сложной и иметь свои особенности из-за пережитых ими жизненных ситуаций, изменений в семейной структуре и переездов. Вот некоторые из потенциальных особенностей:

  1. Травматический опыт: Многие приемные дети пережили травматические события в прошлом, такие как разлука с биологическими родителями, заброшенность, насилие или злоупотребление. Это может повлиять на их эмоциональное состояние и способность доверять другим.
  2. Переживание потерь: Для многих приемных детей переезд в новую семью означает потерю родных людей, места и рутины. Это также может вызвать сложные эмоции, связанные с горем, потребностью в адаптации и освоении новой среды.
  3. Привязанность и доверие: У приемных детей может быть затруднительно строить здоровые привязанности из-за предыдущего опыта разлуки и потерь. Они могут испытывать трудности в доверии другим и создании близких отношений.
  4. Стремление к принятию: Приемные дети могут стремиться к принятию и включению в новую среду, но одновременно бояться отвержения или недостаточности.
  5. Эмоциональная регуляция: Из-за пережитых травм и изменений приемные дети могут иметь трудности с регуляцией эмоций, что может выражаться через агрессивное поведение, тревожность или заторможенность.

Жизненные установки у таких детей проявляются через убеждения в стиле: «Мощь решает право»; «Лишь сам на себя можно рассчитывать»; «Никому я не нужен, и никто не нужен мне»; «За всё происходящее отвечаю только я». Хотя они не выражают эти мысли словесно, эти установки укоренились глубоко, на уровне подсознания. Дети из детских домов следуют этим принципам, которые показали свою действенность в тех суровых условиях, где гуманные правила не имеют смысла. Отсюда их поведение, вызывающее трудности, и характер, который кажется неудобным. [4].

  1. Более того, отношения с биологическими и усыновительскими родителями, а также другими членами семьи, могут вызывать дополнительное напряжение у детей. Они могут переживать внутреннее расколотое состояние, конфликтные эмоции и затруднения в установлении устойчивых связей. Поэтому важно обеспечить усыновленным детям психологическую поддержку, помощь в преодолении травм и поддержку в приспособлении к новым условиям жизни.
  2. Дети, которых прежде пренебрегали или подвергали крайним ограничениям до того, как они попали в приемную семью, могут вызывать сильные эмоции и раздражение у новых родителей, кажется, будто это происходит умышленно. Одна из особенностей таких детей заключается в том, что они не могут распознать или оценить проявления заботы и внимания к себе через обычные, тонкие жесты. Они всегда нуждаются в выраженных проявлениях заботы со стороны других, особенно от важных взрослых. Если они кричат или проявляют агрессию, такие дети могут ошибочно считать, что это означает, что они замечены и, возможно, любимы. Однако отсутствие выраженных проявлений заботы со стороны взрослых может в их представлении означать: "Я не нужен".
  3. Если биологические родители проявляли истеричные и крайне непоследовательные черты, у детей могут возникать сложности в различении и осознании собственных и чужих эмоций. У таких детей каждое чувство переживается с максимальной интенсивностью. Радость или любовь могут выражаться через крайний восторг или полное поглощение. Если что-то вызывает нарушение или напряжение, ребенок может мгновенно перейти к ярости или ощущать чрезмерное беспокойство и страх. Когда эти дети чувствуют себя виноватыми, ощущение вины полностью захватывает их, вызывая глубокую боль и страдание, разъедая их изнутри.
  4. Иногда дети могут воспринимать разрыв отношений с родителем как его предательство. Это происходит, если у ребёнка была глубокая привязанность и склонность к зависимым отношениям с этим человеком, который внезапно прекратил контакт. Обычно такие дети становятся замкнутыми и очень трудно завоевывают их доверие. Их основной принцип – «не доверять никому».
  5. В другом случае, дети, которые никогда не испытывали привязанности ни к кому, могли подвергаться физическому насилию и унижениям. Они рано осознали свою ничтожность и поняли, что выжить и добиться успеха возможно только через применение силы и власти. Для них принцип "право принадлежит сильнейшему" стал основой жизни. Первоначально такие дети могут показаться милыми и приятными приемным родителям, так как умело манипулируют эмоциями и скрывают свои истинные намерения. Однако со временем новые родители начинают видеть в своем ребенке эгоистичное поведение и потребительские черты, сталкиваясь с агрессией, грубостью и отсутствием желания принимать окружающих. Для таких детей не существует общепринятых правил и границ. Они готовы непреклонно двигаться к своим целям, не учитывая интересы и права других [4].
  6. Многие дети, пережившие трудные ситуации, часто видят мир в черно-белых тонах, что отражается в их характере, поступках и эмоциях. Для таких детей сложно почувствовать любовь, так как они не могут распознать ее за проявлениями обыденной заботы. Им также трудно понять, что их мама может быть раздражена, если она выражает свои чувства спокойно. Вместо этого они могут воспринимать взрыв ярости или физическую агрессию как сигнал неприязни со стороны родителя. Для таких детей проявление осознанного доверия кажется невозможным, потому что они убеждены, что даже небольшое доверие обязательно приведет к разрушению, катастрофе или полной потере всего.

Такое мышление приводит к отсутствию чувства устойчивости и предсказуемости в будущем. Как можно чувствовать себя спокойно, когда угроза кажется на каждом шагу? У ребенка могут проявляться черты характера, такие как подозрительность, изоляция, зависимость, застойность, чрезмерные эмоции и агрессия, в самой выраженной форме.

Значительные особенности в сфере воли у детей, находящихся на усыновлении, заслуживают внимания. С одной стороны, эти дети могут проявлять удивительное терпение и кажется, что не чувствуют боль. Они спокойно переносят падения и удары, иногда даже не проявляя слез или жалоб, а иногда и вовсе не замечают их. Они могут сохранять равновесие даже в однообразных ситуациях и ожиданиях. Однако, когда это не противоречит их другим интересам, они могут длительное время заниматься одним и тем же, безразлично сидеть отделённо от других, вызывая раздражение своей монотонной активностью.

С другой стороны, встречаются бесконечные запросы, капризы и эмоциональные вспышки, особенно в начальный период пребывания в новой семье, что может поставить усыновителей в тупик и вызвать у них отчаяние. Истерики чаще всего возникают там, где нет достаточного терпения и где от ребёнка требуется больше усилий для выполнения каких-либо задач или прекращения своих действий.

При наличии нарушений в воле у большинства детей-сирот наблюдается заметное снижение активности в области обучения. Почему тратить усилия на то, что не принесёт быстрых результатов? Где это может быть полезно и актуально прямо сейчас? Зачем браться за новые задачи, требующие непрерывного поиска разных методов, когда ряд проблем может быть решен привычными способами быстрее, эффективнее и экономичнее? Желание получить мобильный телефон может быть удовлетворено через требования к приемным родителям с помощью криков, угроз или шантажа, вместо того чтобы придерживаться договорённостей о завершении полугодия без плохих оценок ради получения телефона через несколько месяцев. С точки зрения ребёнка это кажется бессмысленным и слишком затратным по времени и усилиям. [5].

Кроме того, низкая успеваемость у детей из приёмных семей в школе связана с тем, что педагогическая поддержка оказывается недостаточной. Им намного сложнее догнать учебный материал, чем детям, которые не сталкивались с серьезными жизненными трудностями и развивались без проблем.

За годы выживания страдают и природные задатки. Часто бывает, что у приёмного ребёнка хорошо развиты образная и ассоциативная память, внимание, скорость реакции и другие психофизиологических свойства. Но, к сожалению, всё это – невостребованный потенциал, который ребёнок не научился грамотно использовать.

Сложности в обучении, в установлении отношений с другими людьми, непонимание и неприятие самого себя, страдания от собственных поступков – все эти аспекты наступают поверх базовых нарушений в способности доверять и испытывать любовь. Этот груз сложно исцелить и часто остаётся с человеком на протяжении его жизни, если он пережил детство, исполненное травмами. Для многих это выглядит как особенности характера или психики. На самом деле это заученные реакции на условия жизни, избежать которых было невозможно.

Психологические особенности у детей, принятых на воспитание, требуют особого внимания и поддержки от специалистов, родителей и общества в целом. Необходимо создать условия для психологической адаптации приёмных детей, обеспечивая им терапевтическую помощь и формирование стабильных отношений, чтобы упростить процесс интеграции в новую семью и общество.

Кроме того, важно осознавать, что у каждого приёмного ребёнка могут быть свои индивидуальные психологические особенности, связанные с его уникальным опытом, потребностями и личностными особенностями. Некоторые дети могут испытывать проблемы в области самооценки, доверия к окружающим, адаптации к новым условиям и формирования социальных навыков.

Важно также учитывать, что приёмные дети могут сталкиваться с травмой потери биологической семьи, а также переживать сложные эмоции и внутренние конфликты, связанные с процессом усыновления или удочерения. Это требует особого подхода со стороны психологов, социальных работников и воспитателей.

Создание благоприятной психологической среды для приёмных детей, включающей в себя эмоциональную поддержку, психологическую безопасность, включение в процессы принятия решений и участие в семейной жизни, играет важную роль в адаптации и развитии этих детей [6].

Таким образом, учёт психологических особенностей приёмных детей, предоставление им поддержки и создание благоприятной среды для их развития играют важную роль в успешной адаптации и интеграции этих детей в новую семью и общество в целом.

Конечно, важно также уделить внимание психологической подготовке приемных родителей и обеспечить им всю необходимую информацию и поддержку для работы с приемными детьми. Это включает в себя обучение навыками эмпатии, управлением стрессом, понимание особенностей психологического развития приемных детей и методы работы с ними.

Помимо этого, существует также потребность в создании общественного сознания и поддержки в отношении приемных семей, а также укреплении законодательства и социальной поддержки для таких семей.

Какими бы ни были психологические особенности приемных детей, важно осознавать их индивидуальность и уникальность. Каждый ребенок имеет свою историю и свой опыт, и поэтому необходимо подходить к ним с пониманием и эмпатией.

Список литературы

  1. Новости Казахстана и мира [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zakon.kz.
  2. Воспитание и развитие детей в детском доме : хрестоматия / ред.-сост. Н. П. Иванова. М., 1996.
  3. Мухина В.С.Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М., 1991б. С. 113–122.
  4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитывающихся в закрытом детском учреждении // Лишенные родительского попечительства : хрестоматия. М., 1991б
  5. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006
  6. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М., 2004.

Интересная статья? Поделись ей с другими: