УДК 316.66

Перспективы психологического сопровождения семейных пар в медицинской клинике при применении вспомогательных репродуктивных технологий

Кийко Юлия Сергеевна – психолог клиники «Эмбриолайф».

Федорова Юлия Александровна – кандидат педагогических наук, профессор кафедры Общей и практической психологии Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации.

Аннотация: Развитие репродуктивных технологий и все более частое обращение с диагнозом бесплодия к вспомогательным репродуктивным технологиям требует психологического сопровождения этого процесса. В статье отражены основные направления психологической работы с пациентами, прибегающими к процедуре экстракорпорального оплодотворения. В этом направлении значительный прогресс в медицинских науках, но психологических исследований становления родительства с использованием ВРТ достаточно мало. Направления деятельности рассмотрены с позиции психологических потребностей будущих родителей.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, беременность, стресс, тревога, процедура ЭКО.

Процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) является одной из наиболее распространенных методик лечения бесплодия, которая предоставляет возможность множеству пар осуществить свою мечту о родительстве. Однако, за этой передовой методикой, способной преодолеть множество биологических преград, часто скрываются эмоциональные и психологические вызовы, с которыми сталкиваются пациенты. Психологическое сопровождение пациентов в медицинской клинике при проведении ЭКО имеет важное значение для поддержки и улучшения их психологического благополучия во время всего процесса ЭКО.

Психологические исследования особенностей протекания беременности, родов и становления родительства приобретают актуальность в связи с увеличением количества рожденных детей с применением вспомогательных репродуктивных технологий (далее ВРТ).

Аникина В. О., Блох М. Е., Савенышева С. С., Грандилевская И. В., исследуя психологическое функционирование и отношение к ребенку и их взаимосвязи женщин с различным способом зачатия, отмечают что беременные женщины, использовавшие вспомогательные технологии, имеют свою специфику: по сравнению с женщинами с естественной беременностью они более удовлетворены своей профессиональной деятельностью и материальным положением, но чувствуют себя более слабыми в роли матери. [1, С. 11]. Эмоциональное состояние матери и готовность к беременности имеют важное значение в успехе процедуры. Т.В. Маркелова, В.В. Катунова, Ж.А. Шуткина дают определение материнскому отношению: «материнское отношение – это конструкт, отражающий специфическую, узконаправленную связь матери с ребёнком, которая выражается в её реакциях, состоянии, чувствах, поведении» [4; с. 63].

Вступая в протокол ЭКО семейная пара чаще всего получает достаточно развернутую консультацию о биологических процессах, происходящих в организме, но мало учитывается тот факт, что пара или один участник программы имеют негативных опыт в вопросе родительства (утраты, неудачные попытки, диагноз бесплодия, социальные стереотипы, неоднозначное отношение к рождению детей «из пробирки» и мн.др.). На основе практического опыта взаимодействия с пациентами клиник, обращающихся к процедуре ЭКО, мы обобщили основные психологические аспекты, с которыми чаще всего сталкиваются пациенты.

Рассмотрим эмоциональные переживания, с которыми сталкиваются пациенты во время процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Как правило, при проведении ЭКО и женщины, и мужчины часто испытывают очень широкий спектр эмоций, которые варьируются на разных этапах процедуры, а именно:

  • Стресс. Процедура ЭКО может быть источником значительного стресса для пары. Возможные физические и эмоциональные нагрузки, неопределенность результатов и переживания связанные с финансовыми и временными затратами могут вызывать у партнеров повышенный уровень стресса.
  • Тревога. Нервозность и тревога являются общими эмоциональными реакциями у пациентов, проходящих ЭКО. Зачастую, партнеры могут беспокоиться о возможных осложнениях, о результатах процедуры, о своих возможностях забеременеть и о последствиях, если процедура не будет успешной.
  • Неопределенность. Один из основных эмоциональных аспектов ЭКО - это неопределенность. Пациенты могут испытывать беспокойство и неуверенность относительно результата процедуры, так как успех ЭКО не гарантирован. Эта неопределенность может быть источником эмоционального напряжения и неуверенности у пациентов.
  • Ожидания. У пациентов могут быть высокие ожидания относительно процедуры ЭКО, особенно если они, в силу отсутствия жизненного опыта, не имеют четкого представления и понимания о предстоящих медицинских процедурах, важности подготовки к ним, а также понимания самого процесса ЭКО. Ожидания могут создать дополнительное давление и страх перед возможным разочарованием, если результаты не соответствуют ожиданиям.
  • Нарушение личных границ. В такой интимный и личный процессе для пары, как зачатие и рождение ребенка включается врач, специалисты клиники, это вызывает разные чувства от смущения до раздражения и напряжения.

Важно осознать, что эти эмоциональные аспекты могут влиять на психологическое благополучие пациентов и их способность эффективно справляться с процедурой. Пациенты могут испытывать эмоциональное и психологическое напряжение, которое может повлиять на их общее благополучие и качество жизни. Поскольку эмоциональные аспекты могут оказывать значительное влияние на пациентов, предоставление психологической поддержки становится неотъемлемой частью заботы о них в медицинской клинике при проведении ЭКО. Психологическая поддержка может помочь пациентам справиться с эмоциональными трудностями и развить стратегии для эффективного управления своими эмоциями.

Одним из ключевых аспектов психологической поддержки является предоставление информации пациентам. Чем лучше пациенты осведомлены о процессе ЭКО, ожиданиях, возможных результатах и рисках, тем более осознанное решение они могут принять. Психолог может помочь пациентам понять процесс ЭКО, объяснить медицинские термины и ответить на все их вопросы. Это помогает снизить уровень тревоги и неопределенности, а также укрепляет доверие между пациентом и медицинским персоналом.

Помимо предоставления информации, психологическая поддержка также может включать разработку стратегий управления стрессом. Пациентам могут быть предложены методы релаксации, дыхательные упражнения, медитация или другие техники, которые помогают снизить уровень стресса и тревоги. Эти методы могут быть полезны во время процедуры ЭКО, а также в повседневной жизни пациента.

Психологическая помощь также может быть оказана в виде эмоциональной поддержки. Пациенты могут испытывать широкий спектр эмоций, включая горе, разочарование, страх и беспокойство. Психолог может предоставить пространство для выражения этих эмоций, слушая пациента, поддерживая его и помогая справиться с ними. Групповая поддержка также может быть эффективным инструментом, предоставляющим пациентам возможность общаться с другими людьми, проходящими через схожий опыт.

Анализ основных психологических трудностей в процессе ЭКО позволяет сформулировать стратегии и инструменты, которые могут быть использованы психологами для оказания психологического сопровождения семье.

Материнство – это не только поведение матери, обусловленное инстинктами, оно включает, помимо биологической подоплёки, социальную роль. Функции, заложенные в этой роли, последовательно изменяются в связи с развитием общества, укреплением роли женщины в общественном сознании, ухода от традиционного уклада семейной жизни. В связи с возрастающим количеством факторов, влияющих на восприятие сложного феномена материнства, нет основания утверждать о наличии строго определённых и закреплённых норм материнского поведения в период перинатального развития ребенка. [2, 6]. В аспекте применения ВРТ в процессе беременности, вынашивании и рождения детей, изменяется и поведение родителей, в том числе субъективное восприятие родительства. [5, С. 243-248.] Целью психологического сопровождения пациентов в медицинской клинике при проведении ЭКО является помощь пациентам эффективно справиться с эмоциональными трудностями, связанными с процедурой, и может включать:

  • Индивидуальные консультации. Психолог проводит индивидуальные сессии с пациентами для обсуждения их эмоционального состояния, тревоги, страхов и других эмоциональных вопросов, связанных с процедурой. Психолог может помочь пациентам выразить свои чувства, разработать стратегии управления стрессом и предоставить эмоциональную поддержку.
  • Психологическое просвещение. Психолог может проводить семинары, групповые занятия или предоставлять информацию о психологических аспектах ЭКО. Это может включать обучение стратегиям справления со стрессом, коммуникационным навыкам, методам релаксации и другим полезным информациям для пациентов.
  • Групповая поддержка. Психолог может организовывать групповые сессии, где пациенты могут делиться своими эмоциональными переживаниями, получать поддержку от других участников группы, а также обсуждать вопросы, связанные с процедурой ЭКО. Групповая поддержка может быть особенно полезной, поскольку пациенты могут ощущать сопереживание и понимание от людей, проходящих через сходный опыт.
  • Сотрудничество с медицинскими специалистами. Психолог может тесно сотрудничать с медицинскими специалистами, такими как репродуктивные эндокринологи, акушеры-гинекологи и медицинские сестры. Это позволяет обеспечить комплексный подход к заботе о пациентах, учитывая как их физическое, так и психологическое состояние.

Важно отметить, что психологическое сопровождение не только помогает пациентам во время процедуры ЭКО, но также может иметь долгосрочные выгоды. Исследования показывают, что пациенты получают психологическую поддержку во время процедуры ЭКО могут иметь более положительные результаты и лучшее психологическое благополучие. Некоторые из потенциальных выгод психологического сопровождения включают:

  • Снижение уровня стресса. Психологическая поддержка помогает пациентам развить эффективные стратегии управления стрессом, что может снизить психологическую нагрузку и повысить их способность справляться с эмоциональными вызовами, связанными с процедурой.
  • Улучшение эмоционального благополучия. Психологическая поддержка помогает пациентам выразить свои эмоции, обсудить свои беспокойства и страхи, а также получить эмоциональную поддержку. Это может способствовать улучшению их эмоционального благополучия и повысить их способность адаптироваться к процедуре ЭКО.
  • Улучшение качества жизни. Психологическое сопровождение может помочь пациентам разработать позитивные механизмы справления, улучшить самооценку и уверенность в себе, а также развить стратегии для повышения качества жизни вне процедуры ЭКО.
  • Поддержка в принятии решений. Психолог может помочь пациентам разобраться в своих ожиданиях, ценностях и предпочтениях, что поможет им принять информированное решение относительно процедуры ЭКО. Психологическая поддержка также может помочь пациентам преодолеть сомнения и принять решение, которое соответствует их потребностям и желаниям.
  • Улучшение коммуникации. Психологическое сопровождение может помочь пациентам улучшить коммуникацию с партнером и медицинским персоналом. Хорошая коммуникация способствует пониманию, уменьшает конфликты и создает поддерживающую среду во время процедуры ЭКО.

Важно отметить, что психологическое сопровождение должно быть доступно пациентам на всех этапах процедуры ЭКО, включая до, во время и после самой процедуры. Психологическая поддержка может быть индивидуализированной и адаптированной к потребностям каждого пациента, учитывая его уникальные эмоциональные и психологические потребности.

Кроме того, психологическое сопровождение также может быть полезным для пар, проходящих ЭКО, так как процедура может оказывать влияние на их отношения и коммуникацию. Психолог может помочь паре развить стратегии для поддержания здоровых отношений и эффективного сотрудничества во время процедуры.

В целом, психологическое сопровождение является важной частью заботы о пациентах, проходящих процедуру ЭКО. Оно помогает пациентам эффективно справляться с эмоциональными трудностями, улучшает их психологическое благополучие, качество жизни и вероятность достижения положительных результатов от процедуры.

После проведения процедуры ЭКО пациенты могут испытывать широкий спектр эмоциональных реакций и переживаний. Психологическая поддержка в этот период является важным элементом заботы о пациентах. Вот некоторые из психологических аспектов, которые можно отметить на этапе «после процедуры ЭКО»:

  • Радость и облегчение. Успех процедуры ЭКО и положительный результат могут вызвать радость и облегчение у пациентаки и ее партнера. Это может быть эмоционально волнующим периодом, и психолог может помочь партнерам осознать и выразить эти чувства, а также помочь им наслаждаться моментом и принять положительные изменения.
  • Разочарование и горе. В случае неудачи процедуры ЭКО или несостоявшейся беременности пациенты могут испытывать разочарование, горе и траур. Психолог может помочь им справиться с этими сложными эмоциями, осознать и принять свои чувства, и помочь им пережить этот горестный опыт.
  • Стресс и тревога. После процедуры ЭКО пациенты могут испытывать тревогу и беспокойство относительно результата и будущих попыток зачатия. Неопределенность и ожидание могут вызывать стресс. Психологическая поддержка помогает пациентам разработать стратегии управления стрессом и тревогой, а также предоставляет им пространство для выражения своих беспокойств и сомнений.
  • Самооценка и самоуважение. Проведение процедуры ЭКО может повлиять на самооценку и самоуважение пациента. Некоторые пациенты могут чувствовать себя неполноценными, особенно в случае неудачи процедуры. Психологическая поддержка помогает пациентам развить позитивное отношение к себе, работать над самооценкой и укреплять их самоуважение.
  • Принятие и адаптация. Принятие и адаптация являются важными психологическими аспектами после процедуры ЭКО. Пациенты могут нуждаться в поддержке для принятия результата процедуры, независимо от того, положительный или отрицательный он был. Психолог помогает пациентам осознать, что результаты процедуры не определяют их ценность или родительские способности. Они также помогают пациентам адаптироваться к новой ситуации и строить планы на будущее.
  • Поддержка в принятии решений. После процедуры ЭКО пациенты могут столкнуться с рядом решений, связанных с продолжением лечения или выбором альтернативных путей. Психолог помогает пациентам разобраться в своих ценностях, ожиданиях и предпочтениях, чтобы они могли принять информированное решение, соответствующее их потребностям и желаниям.
  • Поддержка в отношениях. Психологическая поддержка также может быть важной для пар, проходящих процедуру ЭКО. Процесс ЭКО может повлиять на отношения и коммуникацию в паре. Психолог помогает парам обсудить свои эмоции, разрешить конфликты и разработать стратегии для поддержания здоровых и поддерживающих отношений.
  • Работа со стрессом и эмоциональными вызовами. После процедуры ЭКО пациенты могут продолжать испытывать стресс, тревогу и другие эмоциональные вызовы. Психолог помогает пациентам разработать стратегии управления стрессом, развить навыки релаксации и эмоциональной регуляции, а также помогает справиться с эмоциональными трудностями.

Психологическая поддержка после процедуры ЭКО помогает пациентам эффективно справиться с эмоциональными последствиями и переживаниями, связанными с процедурой. Она способствует их психологическому благополучию, поддерживает их в принятии решений, помогает восстановить самооценку и адаптироваться к новой ситуации. Психологическое сопровождение позволяет пациентам обсудить свои эмоции, беспокойства и сомнения, получить эмоциональную поддержку и развить стратегии для справления с вызовами, связанными с процедурой ЭКО.

Для достижения этих целей психолог может использовать различные терапевтические подходы, включая когнитивно-поведенческую терапию, психодинамическую терапию, поддерживающую терапию и другие методы. Психологическое сопровождение может проводиться в индивидуальной форме, а также в форме групповых сессий или парной терапии для поддержки пациентов и их партнеров.

Важно, чтобы психологическое сопровождение было доступно пациентам на протяжении всего процесса ЭКО, начиная с предварительного обследования и подготовки, включая саму процедуру ЭКО, и в период после процедуры. Регулярные сессии с психологом позволяют пациентам выражать свои эмоции, обсуждать свои переживания и получать поддержку во время всего этапа процедуры ЭКО.

Психологическое сопровождение является важной составляющей всесторонней заботы о пациентах, проходящих процедуру ЭКО. Оно помогает им эффективно справиться с эмоциональными вызовами, разработать позитивные стратегии управления стрессом и тревогой, поддерживает их в принятии решений и помогает восстановить психологическое благополучие.

В заключении можем отметить, что психологическое сопровождение программ экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) представляет собой неотъемлемую часть современного медицинского процесса. Важность психологической подготовки и поддержки не может быть недооценена, так как она оказывает глубокое воздействие на пациентов, их эмоциональное состояние и, как следствие, на исход процедуры. Это включает в себя работу с разнообразными эмоциями - от радости и надежды до разочарования и горя, работу с самооценкой и адаптацией к результатам процедуры.

Список литературы

  1. Аникина В. О., Блох М. Е., Савенышева С. С., Грандилевская И. В. Психологическое функционирование и отношение к ребенку и их взаимосвязи у беременных женщин, зачавших при помощи вспомогательных репродуктивных технологий и естественным путем. // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 № 6, https://mir-nauki.com/24PSMN621.html (доступ свободный).
  2. Добряков И.В. Перинатальная психология.// СПб: Питер, 2010. 234 с. С.78
  3. Земзюлина И.Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности как фактор формирования готовности к материнству// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №91, 2009. С. 31-42.
  4. Маркелова Т.В., Катунова В.В., Шуткина Ж.А. Взаимосвязь уровня личностной ответственности женщины и стиля переживания беременности//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. № 1. Том 22. 2016. С. 62-66.
  5. Савёнышева С.С. Пренатальная привязанность: понятие, структура, детерминанты//Мир науки, культуры, образования. 2017. Вып.1 (62). С. 243-248.
  6. Филиппова Г.Г. Психологическая готовность к материнству//Хрестоматия по перинатальной психологии: психология беременности, родов и послеродового периода. М.,2005.

Интересная статья? Поделись ей с другими: