УДК 347.77.03

К вопросу о «тайпсквоттинге» как разновидности недобросовестного использования доменного имени

Фролова Анна Алексеевна – студентка Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Михеев Дмитрий Сергеевич – студент Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Аннотация: В работе исследуются теоретико-правовые аспекты тайпсквоттинга, представляющего собой одно из направлений возможного недобросовестного использования доменного имени в сети Интернет, а также проводится анализ практических ситуаций и эффективных способов защиты нарушенного права на доменное имя в результате его неправомерного использования.

Ключевые слова: доменное имя, тайпсквоттинг, киберсквоттинг, недобросовестная конкуренция, доменный спор, интернет, недобросовестное использование.

На сегодняшний день небезосновательно признано, что доменное имя (домен) стало неотъемлемым атрибутом для всех пользователей, кто осуществляет свою деятельность в сети Интернет. Действительно, оно представляет собой мнемонически эффективный и легко запоминающийся способ для получения доступа к любому веб-сайту: так, большинству пользователей знаком адрес «www.google.com», но в то же время мало кто помнит и знает его интерпретацию в числовом виде – 74.125.239.82. Кроме того, доменное имя может выступать в качестве ключевого элемента маркетинговой стратегии у многих известных компаний и брендов. Между тем, в сети Интернет, являющейся всемирной информационно-коммуникационной площадкой, как и в реальном гражданском обороте могут действовать добросовестные и недобросовестные пользователи. В результате неправомерного поведение последних постепенно начало проявляться такое явление как «киберсквоттинг». В свою очередь, к категории «киберсквоттеров» относятся пользователи (физические или юридические лица), которые пытаются извлечь выгоду из регистрации доменного имени, не имея к нему прямого отношения по роду своей деятельности, с целью последующей выгодной перепродажи [2].

Наиболее точное, на наш взгляд, определение указала в своем исследовании О.К Храпова, обозначив «киберсквоттинг» как популярное проявление недобросовестной конкуренции в форме регистрации средств индивидуализации чужого лица в имени домена, по сути представляющее собой неправомерное использование чужого доменного имени, в том числе с целью его последующей продажи потенциальному правообладателю [1]. Массовое его проявление связывается практиками с 90-ми годами прошлого века, когда регистрация доменных имен стала осуществляться на возмездной основе. На сегодняшний день эта порочная практика распространена в значительной степени – данный факт находит свое подтверждение в Отчете ВОИС от 2022 года, статистика которого зафиксировала 5516 возбужденных дел по факту фальсификации и подделки реальных доменных имен известных компаний, что на 10% превышает результаты предыдущего года [5]. В целом ежегодные данные неуклонно свидетельствуют о том, что количество случаев «киберсквоттинга» с каждым годом постоянно растет.

Наиболее распространенным видом недобросовестного использования доменного имени признан именно «тайпсквоттинг». Термин образован от соединения двух английских слов «typo» (опечатка) и «squat» (незаконное вселение в дом) и был впервые употреблен в 2000-х годах Джоном Цуккарини для описания его метода внедрения орфографических ошибок в адреса известных доменных имен при регистрации соответствующих подложных. По происшествии времени зарубежные исследователи определяют современный «тайпсквоттинг» как практику регистрация доменных имен, близких по написанию с адресами популярных доменных имен и сайтов, но содержащих намеренную опечатку или орфографическую ошибку в расчете на невнимательность части пользователей [4]. В отличие «киберсквоттинга», который предполагает покупку доменных имен и удержание их с целью получения выкупа, «тайпсквоттинг» основан на методе опечаток, ошибок или вариации законных доменных имен, чтобы обманом заставить людей просматривать несвязанные с истребуемым адресом рекламу или веб-сайты. Можно выделить следующие способы искажения названия доменных имен:

  1. Опечатки – данный способ рассчитан на спешное поведение пользователей, которые набирают адрес быстро и неточно, надеясь, что написанное слово будет исправлено в строке автоматически, например, набор «gogle.com» вместо «google.com»;
  2. Орфографические ошибки – способ предполагает, что пользователи не знают реального правильного написания доменного имени, например, «commersant.ru.» вместо «kommersant.ru»;
  3. Альтернативное написание – способ применим в случаях, когда вариация одного и того же слова имеет разное написание, например, слово «любимый» в британском варианте пишется «favourite», а в американском – «favorite»;
  4. Домены, содержащие дефис – способ намеренного добавления или удаления дефиса, например, правильный вариант звучит как «example-onlineshop.com», а ложный – «example-online-shop.com»;
  5. Неправильные доменные зоны – например, колумбийский домен «.co» очень похож на широко используемым домен «.com», чем могут также воспользоваться тайпсквоттеры.

Как уже было сказано ранее механизм действия тайпсквоттинга основан на вероятности того, что значительное число интернет-пользователей допустит случайную опечатку во время поиска в интернете. Так, исследователями выделяются 2 основных метода: «Мышеловка» и «Перенаправление» Суть «Мышеловки» состоит в том, что как только случайно перешедший по ложному доменному имени пользователь осознает свою ошибку – он уже не может закрыть окно браузера из-за серии всплывающих рекламных объявлений, также нежелательный сайт может временно нарушить функции веб-браузера пользователя, запуская новые нежелательные веб-страницы, когда пользователь нажимает на кнопку "назад" или пытается полностью закрыть. «Перенаправление» осуществляется путем отсылки непреднамеренных посетителей на дополнительные веб-страницы, это приносит еще больший доход от рекламы, поскольку каждое появляющееся новое окно считается отдельным «визитом» на веб-сайт [6].

Стоит заметить, что США являются одним из немногих государств, которое законодательно разработало механизм криминализации и противодействия тайпсквоттингу, приняв в 2003 году закон "О правде в доменных именах". Данный акт направлен на предотвращение использования ложных доменных имен с целью привлечения пользователей на рекламные и порнографические сайты. И в том же году акт показал свою состоятельность: на основе его положений было возбуждено дело против Джона Цуккарини, которого впоследствии приговорили к тюремному заключению за мошенничество с доменными именами. Но в большинстве стран нет какого-либо специального нормативного регулирования по борьбе с тайпсквоттингом, поэтому правоприменителям приходится применять по аналогии нормы, регулирующие использование товарных знаков при рассмотрении такой категории дел.

Особенность практики разрешения споров, связанных с данным видом недобросовестного использования доменного имени, характеризуется неоднородностью позиций по однотипным делам. С одной стороны, законным владельцам торговых марок и доменных имен удается защитить свое нарушенное право. Так, в 2013 году известный французский модельер Саймон Порт Жакмюс зарегистрировал торговую марку на имя «Jacquemus» для своей компании по производству одежды и аксессуаров. Но в 2020 году иной неизвестный пользователь зарегистрировал доменное имя Jacqumus.com (с пропущенной буквой «е»). В результате обращения в суд модельер выиграл спор и получил право на использование данного доменного имени. Еще одним положительным примером можно назвать дело Facebook, которому в 2011 году после длительных судебных споров было передано право на доменное имя Facebok.com. Разбирательство было осложнено тем, что в процессе поступило возражение от некой панамской компании Facebok.Com, которая заявила, что домен Facebok изначально принадлежал ей, но был украден неким Францем Бауэром. Однако данный довод не был принят во внимание, и регистратор все равно был вынужден передать доменное имя Facebook [7].

С другой стороны, известны случаи, когда компетентные органы отказывали компаниям в защите нарушенного права и передаче им спорных доменных имен. Так, в 2010-2011 г.г. известные зарубежные компании Apple и Public Storage обратились с требованиями о передаче прав на доменные имена с «опечатками», такие как publicstorge.com, pulicstorage.com, puplicstorage.com и aplle.com, которые были удовлетворены ВОИС. При дальнейшем рассмотрении данных споров Техасский суд посчитал, что ВОИС ошиблась (однако, конкретных аргументов причины такой ошибки в решении не приводится), поэтому вынес акт об отмене решения ВОИС и обязании регистратора вернуть данные доменные имена прежнему владельцу. Неудача постигла и компанию Google, которой в 2011 году отказала в передаче доменного имени goggle.com комиссия Национального арбитражного форума США (NAF). В данном случае ключевую роль сыграл предоставленный владельцем спорного доменного имени Девидом Цумриком документ. В нем содержалась информация, что прежний владелец данного доменного имени – Компания Knowledge Associates заключила соглашение с Google о возможности одновременного существования goggle.com и google.com. Опровергнуть этот аргумент компания Google не смогла [3].

В качестве механизма защиты своих прав добросовестные компании и владельцы доменных имен могут использовать следующие способы:

  1. Юрисдикционный – заявитель обращается с иском в суд в соответствии с национальным законодательством страны о товарных знаках или любым другим соответствующим законом, если таковой существует.
  2. Административный – заявитель может подать обращение в центр ВОИС по арбитражу и посредничеству в соответствие с единой политикой разрешения споров по доменным именам (UDRP). Его преимущества в том, что:
  • процедура значительно дешевле и проще, чем судебные разбирательства: взаимодействие в режиме онлайн, электронный документооборот, типовая форма составления жалобы для заявителя и др.;
  • большая оперативность в рассмотрении и разрешении споров, чем судебное разбирательство в федеральных судах США и РФ;
  • решения ВОИС также имеют обязательную силу, поэтому регистраторы доменных имен должны исполнять решение коллегии.

Таким образом, тайпсквоттинг как разновидность киберсквоттинга направлен на умышленную регистрацию доменного имени с ошибками в целях извлечения материальной выгоды, используя невнимательность интернет-пользователей. Данная проблема имеет достаточно распространенный характер, нанося вред деловой репутации добросовестным компаниям и правообладателям доменных имен. Между тем, многие страны еще не адаптировали свое национальное законодательство, не имея эффективных правовых механизмов противодействия такому недобросовестному использованию доменных имен, что является препятствием для защиты нарушенного права.

Список литературы

  1. Храпова О.К. Есть ли связь между международным киберсквоттингом и современным арбитражем? // Третейский суд. 2020. № 1/2. С. 311 – 314. [Электронный ресурс] // URL: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=CJI&n=132697&dst=100012&cacheid=89961781339E30DF05D0143B3077.
  2. Шереметьева Н. В. Недобросовестность в вещном праве: монография – М: Проспект, 2023. 136 с. [Электронный ресурс] // URL: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=19091&cacheid=C65D05FF5DBDB73.
  3. Техасский суд стал на сторону “тайпсквоттеров” [Электронный ресурс] //
    URL: https://www.imena.ua/blog/техасский-суд-стал-на-сторону-тайпскв.
  4. Clark C.G. The Truth in Domain Names Act of 2003 and a Preventative Measure to Combat Typosquatting // Cornell L. Rev.2004 №89 С.1477-1517 [Электронный ресурс] // URL: scholarship.law.cornell.edu.
  5. Оzon.mummy-hacker.ru открывает двери: как работали киберсквоттеры в 2022 году [Электронный ресурс] // URL: https://adpass.ru/ozon-mummy-hacker-ru-otkryvaet-dveri-kak-rabotali-kiberskvottery-v-2022-golu.
  6. Singh M. Live Law [Электронный ресурс] // URL: https://www.livelaw.in/articles/an-assessment-of-foreign-companies-right-to-exclude-the-jurisdiction-of-
  7. What Is Typosquatting? Examples & Protection Tips [Электронный ресурс] // https://sectigostore.com/blog/what-is-typosquatting.

Интересная статья? Поделись ей с другими: