УДК 34.01

Правосознание как фактор конституционных идей

Мелешко Ольга Петровна – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Истории, права и общественных дисциплин Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Шинкаренко Всеволод Викторович – студент по направлению «История и обществознание» Гуманитарно-технического факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки.

Аннотация: В статье раскрываются понятие и сущность правосознания, конституционного правосознания, отмечается взаимосвязь правосознания и правовой культуры социума. Также обращается внимание на особую значимость для всего человеческого общества правосознания как фактора конституционных идей. Автором рассматривается влияние правосознания на правоприменительную, властную деятельность государства.

Статья выполнена в рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Культурно-цивилизационные и национально-исторические исследования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

Ключевые слова: конституционное правосознание, правовая культура, политическое сознание, правовые ценности общества.

Конституционное правосознание – это понятие, исторически развитое философией и теорией права в отечественной науке, которое определяет, что граждане государства обладают правосознанием, т. е. они знают содержание своей конституции, признают, уважают и соблюдают её положения как основополагающие нормы и принципы общественного порядка, понимая их значение для стабильности государства и общества.

Академик В. С. Нерсесянц в 90-е гг. прошлого века писал, что правосознание законопослушного индивида опирается на устойчивые, нравственно-справедливые, общественно-установленные и подтверждённые властью государства нормы права и абстрактно-логические познавательные средства и формы [1, с.324].

Правовое сознание, будучи сознанием нормативным, обуславливает принцип законности. Термин «правосознание» складывается из двух неразрывно связанных между собой слов «право» и «сознание»: поскольку есть правосознание, есть объект его отражения ⎯ право. Можно говорить о том, что от степени и уровня совершенствования правового сознания в целом зависит образ действий индивида, его правовая культура [2, с.118].

Правовая культура общества зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности. Даже небольшая логическая ошибка может отрицательно сказываться на правосознании граждан, не говоря уже об ошибочных, недействующих нормах права или о нормах, принятых в нарушении Конституции Российской Федерации или федеральных законов.

Большое влияние на правосознание оказывает и правоприменительная деятельность, деятельность государственных органов, осуществляющих регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Если же эта деятельность направлена на удовлетворение частных интересов законоисполнителя, вопреки интересам общества, то говорить о развитой правовой культуры, как бы хороши ни были правовые тексты и правовые традиции, не приходится. Сегодня «недооценка российским обществом силы права выражается в незнании закона, неверии в возможность защитить своё право посредством независимого и беспристрастного суда» [3, с. 1694].

Правосознание является мощным фактором для реализации конституционного права. Его задача ⎯ гарантированное функционирование законодательства. Регулирование конституционного права убедительно, воодушевлённо, активно осуществляется через правовое сознание субъекта. Именно оно создаёт предпосылки для возникновения права [4, с.214]. При их анализе учитываются различные факторы, воздействующие как на поведение, так и на деятельность. Нормы права диктуют, поясняют поведенческую модель, а правосознание помогает в поиске выбора, воздействуя на психику личности для оценки права и трансляцию его предписаний в фактические правомерные действия.

Особенность конституционного правосознания заключается в том, что оно концентрирует своим содержанием как позитивные чувства (чувство законности, конституционного долга), так и отрицательные (безответственность, неприятие конституционных средств поведения).

Позитивный аспект правосознания связан с осуществлением познавательной, оценочной, регулятивной функций [5, с.56]. Искажённое правосознание способно к осуществлению ряда нарушений. В этом случае оно противоречит духовно-нравственным основам права, дестабилизирует общество.

Сформированное, достигшее высокого уровня правосознание формирует у человека уважительное, почтительное отношение к Конституции, предоставляет возможность осмыслить её значимость в жизни общества как регламентирующего и координирующего инструментария законодательной жизни страны. Соответственно, конституционные реформы, направленные на укрепление конституции, конституционного строя, заранее обречены на неудачу, если не будет учитываться доминирующий в обществе конституционный настрой.

Конституционное правосознание является первоисточником, который жизненно необходим для исполнения конституционного правопорядка.

Суть этого факта нельзя лимитировать множеством мировоззренческих идей и блоком законодательных документов, отражающих понятия, убеждения, оценочное отношение к конституционному праву. Духовное и культурное бытие правосознания подразумевает правовое сопровождение, политическое понимание, восприятие законов, взгляд в прошлое, настоящее и будущее права.

Идеи, отражающие в Конституции отношения субъектов политики к государственному устройству страны, форме правления, организации и функционированию системы органов государственной власти, механизмам обеспечения действия принципа разделения властей, гарантиям обеспечения прав и свобод человека и гражданина, тенденциям развития государственности, институтам гражданского общества, конституционного строя являются главными составляющими конституционного правосознания.

Если конституционные идеи не соответствуют доминирующим в обществе взглядам о конституционном устройстве, не укоренились в индивидуальном и широком понимании масс, они не оказываются мотивацией соответствующего конституционного поведения [6, с. 124].

Конституционные идеи имеют не только стимулирующее, но и регламентирующее значение, и могут быть осуществлены, если идеи политического устройства общепонятны и широко признаны. При этом условии Конституция обретает действенную силу, оказывает существенное влияние на отношения в обществе, регулируемые законодательством.

 Недопонимание конституционных идей препятствует функционированию Главного закона. В данной ситуации он противоречит в действительности возникающему правопорядку. Несоответствие юридической и фактической конституций в этом случае запрограммировано.

Для претворения конституционных идей необходимо, чтобы они были осознаны и оценены массами, т.е. получили общее признание. Фундамент легитимации идей состоит из укоренившихся в общественном и индивидуальном сознании (безопасность и защищённость, сострадание, страх), и освоение конституционных ценностей достигается при условии их соприкосновения с социальными чувствами [7, с. 417].

Таким образом, правосознание – одно из основных направлений духовной жизни общества и личности, определяющее престиж права, его ценность и эффективность в этом обществе. Что касается правосознания нынешнего российского общества, то можно сказать, что правовой нигилизм и неприятие законодательства широко распространены в государстве. Именно по этим причинам лица продолжают совершать противоправные деяния.

Низкую правовую культуру граждан необходимо повышать за счёт правового воспитания, которое способствует формированию правосознания, навыков и привычек активного правомерного поведения личности. Уровень правосознания граждан России можно повысить следующими способами: с помощью проведения просветительских мероприятий по защите прав человека и гражданина, объяснения необходимости уважения прав и свобод других лиц, а также формирования понятного и доступного законодательства.

Список литературы

  1. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 835 с.
  2. Титова Е. В. К вопросу о структуре конституционного правосознания и его особенностях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2017. Т. 17. № 4. С. 118–125.
  3. Шаповалов А. В., Мирошниченко Н. С., Мирошниченко Е. А. Право как социокультурное явление // В сборнике: Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Сборник материалов IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. 2019. С. 1691-1697.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2019. 238 с.
  5. Каминская В. И. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. C. 39–67.
  6. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М., 2020. 693 c.
  7. Ильин О. А. О сущности правосознания: В 2 т. М., 1993. Т. 1. 509 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: