УДК 34

Обзор нормативно-правового регулирования сферы авторских и смежных прав в Объединенных Арабских Эмиратах

Серебрякова Ольга Андреевна – студентка магистратуры Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Аннотация: Обзорное исследование нового законодательства Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в области авторских и смежных прав знакомит с отличительными особенностями нормативно-правового регулирования ОАЭ, рассматривает вступивший в силу в 2021 году новый федеральный закон N 38, описывает кратко историю изменений, рассуждает на тему международного влияния и определяет специфику ведения бизнеса в ОАЭ, связанного с использованием объектов авторских и смежных прав.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторские права, смежные права, ОАЭ.

В Объединенных Арабских Эмиратах произошли значительные изменения в сфере регулирования прав на интеллектуальную собственность. В 2021 был принят Федеральный закон (законодательный декрет) № 38 “Об авторских и смежных правах” [1] (ФЗ 38/21), и годом позднее - дополняющее его Решение правительства № 47 от 2022 (РП 47/22) [2] о введении федерального закона в действие с положениями, касающихся реализации и функционирования ФЗ. Тексты нормативных актов в переводе на английский язык расположены на официальных ресурсах ВОИС [3] и Министерства Экономики ОАЭ [4], которое выполняет функцию ФОИВ по вопросам интеллектуальной собственности.

Реформы стали долгожданной реакцией на многочисленные обращения как со стороны частного сектора — крупных правообладателей, инвесторов, партнеров-поставщиков, так и со стороны государств-партнеров, заинтересованных или уже активно ведущих совместную экономическую деятельность в регионе. В период до 2021 года систематические нарушения интеллектуальных прав наблюдались в отношении товарных знаков и патентов (особенно касательно фарма сектора), в сфере авторских и смежных прав — появлялись все новые пиратские ресурсы, проводились незаконные трансляции [5]. В ОАЭ присутствует переизбыток приходящего извне материала, что снижает потребность в развитии внутренних творческих ресурсов. Невысокий спрос на создание собственных продуктов приводит к отсутствию потребности в регулировании сферы. Арабские Эмираты - богатое государство, в прошлом году заняли 27-ю строчку по ВПП (507,534 млрд долларов) [6]. Согласно отчету World Bank деятельность по добыче углеводородов остается основным источником государственных доходов [7], хотя Стратегия ОАЭ 2050 [8] предусматривает в будущем расширение торговли, иностранных инвестиций в цифровые технологии и искусственный интеллект, в возобновляемые источники энергии с целью постепенного энергетического перехода. 

ОАЭ находились с 2018 по 2020 год в списке Watch List Отчета 301 [9] торгового представительства США (USTR) из-за отсутствия внятного регулирования ИС и низкого уровня защиты интересов авторов и правообладателей. Указывались многочисленные нарушения в области нелегального фарма-производства, бесконтрольного ввоза и вывоза контрафактных товаров, которые таможенные службы не конфисковывали, а также наличия большого количества пиратских ресурсов и нелегальных стриминговых сервисов. Отсутствовала четкая система мер ответственности за правонарушения, прослеживалась неспособность правоохранительных органов принимать меры без настойчивых жалоб от правообладателей. Вызывала большую обеспокоенность непоследовательность приговоров и отсутствие мер сдерживания, прозрачности и доступной информации, а также отсутствие организаций коллективного управления для облегчения лицензирования авторских прав и выплаты роялти [10].

Влияние мирового сообщества сыграло свою роль. В 2021 году в ОАЭ произошли серьезные изменения в сфере регулирования прав на ИС. Новый федеральный закон ОАЭ № 38 от 2021 достаточно кратко и понятно изложил основные правила, регулирующие правоотношения в области авторских и смежных прав в соответсвии с международными конвенциями, что было очень своевременно с учетом скачка в цифровом развитии в период пандемии. Обзор цифрового рынка в исследовании ВОИС КРИС 2023 года [11] отмечает в ОАЭ активный рост цифровых услуг и товаров, особенно в индустрии игр, музыки, кино. В том же году ОАЭ была исключена из спика Watch list [12].

Федеральный закон об авторских и смежных правах ОАЭ представляет собой кодификацию норм [13], в целом соответствующих международным конвенциям и договорам, но в более сокращенном и упрощенном варианте, что с одной стороны - удобно для обывателя, но с другой стороны - вызовет много вопросов у специалиста.

Закон определяет, что автор — это лицо, создавшее произведение, или лицо, чье имя упоминается на оригинале или указывается при его обнародовании произведения (Ст. 1, ФЗ 38/21). Личные неимущественные права являются неотъемлемыми и охраняются с момента создания (опубликования) произведения. Автором может быть как физическое, так и юридическое лицо (Ст. 1, ФЗ 38/21).

В ОАЭ распространена практика регистрации (депонирования) произведений, что позволяет быстрее взаимодействовать с импортерами и распространителями, проводить сделки, связанные с лицензированием, выдавать разрешения, производить отчуждение прав, отслеживать нарушения и иные действия. При этом, как и в РФ, депозитарий не устанавливает авторство. Регистрация в электронном виде доступна на официальном сайте Министерства Экономики.

Для авторов, правообладателей, издателей и иных лиц, заинтересованных в данном региональном рынке, советом будет обеспечить охрану объектов именно на территории ОАЭ. Рекомендуется проводить комплексную проверку потенциальных партнеров и контрагентов. Необходимо взвесить все за и против, разрешать ли партнеру или представителю в ОАЭ регистрировать права на интеллектуальную собственность от имени автора. Может возникнуть риск, что локальный партнер укажет себя в качестве владельца интеллектуальной собственности. [14]

 Ст. 5 ФЗ 38/21 перечисляет объекты авторских прав, включая также примеры, делая юридический документ более понятным для неспециалиста, например норма перечисляет «книги», «брошюры», «статьи», «приложения для смартфонов» и т.д.. Срок охраны объектов авторских прав в ОАЭ составляет срок жизни автора и пятьдесят лет после его смерти, для объектов смежных прав — пятьдесят лет после обнародования или создания, длы ТВ- и радиопрограмм срок составляет двадцать лет. В случае если автором и правообладателем является юридическое лицо - то срок охраны для составной работы составляет пятьдесят лет после обнародования, для произведений прикладного искусства - двадцать пять лет.

Нововведением стало включение положений касательно служебных произведений и произведений, созданных по заказу. Если сотрудник в период выполнения своих трудовых обязанностей создает произведение, связанное с деятельностью (бизнесом) работодателя, а также создает его по прямому или косвенному заданию или использует при создании произведения опыт, информация, инструменты, ресурсы, оборудование или материалы работодателя, переданные ему в распоряжение/использование, то имущественные права принадлежат работодателю. Если работник создал произведение, которое не связано с деятельностью работодателя и не используются ресурсы, материалы, опыт, информация, оборудование и сырье работодателя, то имущественные права принадлежат работнику. Прямого указания на право получения вознаграждения при создании служебного произведения в законе нет, но имеется указание на «учет интеллектуального вклада сотрудника». Норма, регулирующая в целом получение вознаграждения ст. 10, устанавливает, что автор может получить вознаграждение за передачу прав использования или отчуждение. Стоит учесть, что законодательство предоставляет возможность согласовывать иные условия в большинстве случаев.

Права на объекты, созданные по заказу, принадлежат заказчику. Права на архитектурные объекты, включая и право на внесение изменений в чертежи, проекты, перестройку и иные модификации переходят владельцу недвижимости (если иное не предусмотрено договором) (Ст. 31). Также стоит отметить, что право доступа к оригиналу произведения должно быть оговорено заранее в соглашении, так как закон ограничивает автора в требовании от владельца оригинала предоставить его, например, для участия в выставке. (Ст. 13)

Среди объектов авторских и смежных прав можно отметить появление такого объекта как составное (коллективное) произведение — collective work, которое имеет свои отличительные черты и схоже с понятием collective work as a whole, принятым в законодательстве США [15]. В ФЗ ОАЭ Collective work — это произведение, созданное при участии более чем одного автора, под руководством и управлением лица, обязующегося опубликовать его от своего имени, в котором отражен вклад таких авторов, а произведение каждого автора не может быть разделено и выделено независимо (ст.1, ФЗ 38/21). Т.е условиями такого произведения становятся: коллективная работа, неделимость, и наличие лица, организовавшего работу и которое обязуется опубликовать произведение. Этот объект имеет признаки сложного объекта (ст. 1240 ГК РФ) и составного объекта (ст. 1260 ГК РФ) одновременно, но при этом имеет характеристики неразделимого объекта. По-видимому, такой вид объекта был создан, чтобы отвечать интересам издателей, крупных киностудий и звукозаписывающих компаний. Если рассматривать составное произведение (collective work) как единое целое произведение, то можно увеличить суммы при расчетах в случае нарушении прав и возмещения ущерба. Таким образом, нарушение будет касаться не одного произведения, а всего комплекса объектов в целом [16]. Чтобы разобраться, что является составным произведением, можно обратится к практике США. Составным произведением могут быть признаны: DVD c фильмом, комментариями и трейлером, издание со множеством статей, иллюстрациями, фотографиями, интернет-энциклопедии, альбом, содержащий несколько музыкальных произведений, антология из нескольких романов, эссе. Составной работой не признаются произведения, которые на первый взгляд могут показаться таковыми (например, роман, состоящий из глав; песня, включающая мелодию, текст, ритм, рисунки, картины и иные художественные творческие произведения, архитектурные работы, иллюстрации к книге, созданные одним автором, художественный фильм или мюзикл и т.д.) [16].

В случае с произведениями, созданными в соавторстве, имеется довольно большая свобода действий каждого из соавторов в отношении своего произведения, если иное не предусмотрено договором между ними. Примечательно, что в случае смерти одного из соавторов и отсутствия его преемников, “доля” его произведения переходит другим соавторам (или их преемникам). По общему правилу, в случае смерти автора и отсутствия преемников, права на произведение переходят под управление Министерства экономики.

Отчуждение может происходить как полного комплекса прав, так и только его части. Договоры отчуждения и лицензирования должны быть составлены в письменном виде, содержать список прав, описание объекта, сроки и территорию.

Появилась также возможность передачи прав на будущие произведения на основании договора, но законодатель ограничил эту возможность созданием не более чем на десятью произведениями [17]. К слову, статьи в ФЗ и РП, регулирующие данный вопрос, идентичны. В случае большего количества произведений и с участием двух и более авторов, такой объект может регулироваться, например, как составное произведение. Почему ограничение касается десяти произведений - неясно, но, например, при регистрации объектов авторских и смежных прав в случае взаимодействия с импортерами и распространителями также присутствует лимит — в одной заявке не более 10 объектов. Кстати, стоит отметить удачным решение выделить импортеров и дистрибьюторов в отдельную категорию.

Касательно лицензирования ПО и БД, ст. 12 ФЗ 38/21 использует принцип свободы договора с учетом положений ст. 9, что объяснимо, так как поставщиками ПО являются в основном компании из США.

Особенностью нового закона также является более детальное описание механизма принудительного лицензирования, которое приведено в соответствие с положениями протокола к Бернскому соглашению (1969) года и Парижского Акта (1971/79) [18] касательно использования механизма принудительных лицензий развивающимися странами, хотя данный механизм до сих пор вызывает многочисленные споры.

Важным шагом стало создание первой в регионе организации по коллективному управлению правами (СМО) — ERRA [19], которая наряду с задачами по управлению лицензиями в образовательных целях, должна взять под контроль систематическое копирование бумажного и цифрового контента, относящегося к литературным и иным текстовым произведениям. Также в регионе существуют частные организации по управлению правами на музыку, например, ESMAA [20], являющаяся членом CISAC, и сотрудничающая с такими известными лейблами как Chrysalis Music, Global Master Rights и иными.

ОАЭ отличается строгими правилами в вопросах создания произведений киноискусства. В случае, если киностудия решит провести съемки в Арабских Эмиратах, необходимо сначала подать заявку и получить соответствующее разрешение в специальной комиссии, которая по факту является органом-цензором. Такие комиссии представлены отдельно в каждом из Эмиратов, например в Дубае [21] и Абу-Даби[22]. В правилах комиссии по кино Дубая, указано, что комиссия может затребовать все материалы для проверки в любое время, а также круглосуточный доступ к помещениям. Киностудия обязана будет внести изменения в съемочный план или материал, если какая-либо его часть может провоцировать внутренние, международные, религиозные или политические конфликты, или каким-либо образом подстрекать к дискриминации, ненависти или насилию на основе национального или этнического происхождения, религии, пола, сексуальной ориентации, возраста, инвалидности, семейного положения или политической принадлежности. Если кино снимается не полностью, а только несколько сцен, то по окончанию съемочного процесса, комиссия может потребовать, чтобы весь итоговый съемочный материал был показан перед отбытием съемочной группы.

Комиссия оставляет за собой право потребовать от киностудии, получившей разрешение на съемки, отредактировать или удалить любую сцену из материалов, которая не соответствует каким-либо применимым правилам и положениям. Интеллектуальные права на отснятый материал принадлежат организатору съемок с условием, что материал используется только для целей, которые были изначально предусмотрены в заявке (на получение разрешения на съемки). Необходимо будет указать участие комиссии в съемках и предоставить простую лицензию на право использовать, распространять или публиковать отрывки из фильма в рекламных и маркетинговых целях для продвижения Эмирата Дубаи и самой комиссии, при этом комиссия обязуется уведомлять киностудию о таком использовании киноматериала. Разрешение на проведение съемок может быть аннулировано без объяснения причин, изменения в правила могут быть внесены без уведомления [21].

В случае, если возникает вопрос в отношении решений Минэкономики, можно обратиться в специальный комитет по рассмотрению жалоб. Имеется возможность воспользоваться обеспечительными мерами, которые в целом должны быть быстро рассмотрены благодаря реестру произведений. Ведение споров по интеллектуальным правам происходит по доверенности, через местных юристов и адвокатов в судах общей юрисдикции. Имеются также апелляция и кассация.

ОАЭ является участником Бернской, Римской конвенции, Договоров ВОИС ДИП и ДАФ, Марракешского и Пекинского договора. И новое законодательство в целом соответствует международным конвенциям. Но стоит учитывать, что довольно часто встречающиеся оговорки или неясности в положениях позволяют обойти установленные ранее правила или интерпретировать их иначе. Например, не считается нарушением внесение правок в перевод, если только переводчик опустил указание об этом (ст. 9, ФЗ 38/21), что связано конечно же с культурными особоенностями в том числе (например, цензура), или конфискация материала в случае принятия обеспечительных мер возможна, но только, если эти материалы не используется больше нигде, кроме как для нелегального воспроизведения произведения (Ст. 35 ФЗ 38/21). Это свидетельствует о сохраняющихся шансах столкнуться со сложностями при защите прав. Комитетом по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) при ВОИС 2023 были подготовлены рекомендации в части необходимых дальнейших изменений для некоторых стран, включая ОАЭ, что включало адаптацию законодательства в области исключений и ограничений, регулирования в прав ИС в цифровой среде, пользовательский контент, произведения, созданные искусственным интеллектом, токены и иные вопросы. Предполагается, что решение может быть найдено за счет применения действующих или будущих судебных решений, либо применением международных норм. Также, учитывая, что Ассоциация управления репрографическими правами Эмиратов (ERRA) только начала свою работу, существует необходимость начать применять международные стандарты, правила и формы для дальнейшей интеграции в международную систему. Комментарии также даны относительно создания административного механизма контроля за нарушениями авторских прав в интернете - так предполагается сформировать нормативно-правовое регулирование деятельности провайдеров и поставщиков иных интернет услуг, их роли, обязанностей и ответственности [11]. 

Таким образом, положительные изменения в законодательстве призваны объединить ОАЭ с международным сообществом в области охраны авторских и смежных прав и позволяют комфортнее выходить на этот рынок авторам и правообладателям со всего мира. Тем не менее, учитывая специфику региона и противоречивость законодательства, настоятельно рекомендуется дополнительно регистрировать свои произведения на территории ОАЭ. Касательно вопроса пиратского контента, скорее всего, решение может быть найдено именно в административных ресурсах и регулировании провайдеров, и, конечно же, в осознании и понимании ценности творческого труда человека. Пока же, основаниями всех этих изменений видится стремление ОАЭ укрепить позиции как одного из ведущих экономических и культурных центров в регионе для привлечения состоятельных партнеров и инвесторов. И новое регулирование - это пути компромиссного сближения интересов глобального юга и севера, пересекающиеся в районе Персидского залива.

Список литературы

  1. Federal Decree-Law no. (38) of 2021 Issued on 20/09/2021 Corresponding to 13/Safar/1443H. On copyrights and neighbouring rights.
  2. UAE, Cabinet Decision No. 47/2022 On the Implementing Regulation of Federal Decree-Law No. 38/2021 on Copyrights and Neighbouring Rights.
  3. WIPO Lex, Краткие сведения о членах организаций, Объединенные Арабские Эмираты [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/members/profile/AE.
  4. Intellectual Property Legislations // Ministry of Economy – UAE [Электронный ресурс]. – URL: https://www.moec.gov.ae/en/intellectual-property-legislations дата обращения 15 ноября 2023.
  5. Report 301, 2020,
  6. World Bank Data UAE [Электронный ресурс]. – URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?most_recent_value_desc=true&locations=AE.
  7. World Bank Documents – экономический обзор [Электронный ресурс]. – URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/65cf93926fdb3ea23b72f277fc249a72-0500042021/related/mpo-are.pdf.
  8. UAE Energy Strategy 2050 [Электронный ресурс]. – URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strategies-plans-and-visions/environment-and-energy/uae-energy-strategy-2050.
  9. International Trade Administration [Электронный ресурс]. – URL: https://www.trade.gov.
  10. Report 301, 2020,
  11. КРИС, ВОИС, Резюме обзорного исследования “Содействие широкому использованию интеллектуальной собственности в творческих отраслях в цифровую эпоху в Чили, Индонезии, Объединенных Арабских Эмиратах и Уругвае”, 2023
  12. Report 301, year 2021,
  13. Daudpota, Faisal, Fundamentals of the UAE Copyright Law, 2022 - в данной работе также удобно собраны все положения из ФЗ и РП.
  14. gov – UAE[Электронный ресурс]. – URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/saudi-arabia-protecting-intellectual-property.
  15. Par § 201 (c), Copyright Law of the United States (Title 17).
  16. Help: Collective Works // U.S. Copyright Office [Электронный ресурс]. – URL: https://copyright.gov/eco/help-collective-work.html.
  17. Ст. 15 ФЗ 38/21 и Ст. 18, РП 47/22.
  18. Бернская конвенция и протоколы, касательно развивающихся стран (1969) и Парижский акт (1971, 1979).
  19. The Emirates Reprographic Rights Management Association.
  20. ESMAA // Music Licensing In The UAE and Gulf [Электронный ресурс]. – URL: https://esmaamusic.com.
  21. The Dubai Film and TV Commission [Электронный ресурс]. – URL: https://www.filmdubai.gov.ae/s/terms-and-condition.
  22. Abu Dhabi Film Commission [Электронный ресурс]. – URL: https://www.film.gov.ae.

Интересная статья? Поделись ей с другими: