УДК 342.5

Становление системы стратегического планирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ

Магомедов Нуритдин Тагирович – слушатель 2 факультета Академии управления МВД России.

Аннотация: В этой исследовательской работе рассмотрены ключевые этапы развития системы стратегического планирования в Российской Федерации в постсоветский период, когда происходило реформирование модели государственного управления. При оценке конкретных факторов, признаков и причинно-следственных связей становления современного механизма принятия стратегически важных решений, а также установления эффективных подходов, выбора средств и инструментов были изучены научные работы отечественных ученых, а также официальные документы. Автор провел всесторонний анализ проблем, которые описывают процесс становления системы стратегического планирования и сделал вывод о гибкости этой модели. Она имеет оптимальные компоненты с учетом актуальных условий развития государственного управления.

Ключевые слова: стратегическая планирования, стратегические цели, государственное управление, муниципальное управление, документы стратегического планирования.

Сейчас в Российской Федерации сложилась сложная, нестабильная ситуация, связанная с необходимостью преодоления экономических угроз. Это в свою очередь предполагает формирование эффективной системы стратегического планирования, как компонента государственного и муниципального управления (с целью обеспечения позитивной среды социально-экономического развития). Новая модель должна быть адаптирована к особенностям современного устройства государства, решать институциональные проблемы и устранять противоречия во внутренней политике.

Стоит отметить, что многие исследователи сходятся во мнении, что в стране уже есть большой опыт организации систем государственного и муниципального управления. А значит использование актуальных методов, средств и инструментов для выполнения стратегических задач направлено на развитие навыка приспосабливаемости к сложным, кризисным условиям (а также к резким переменам). Есть ученые, которые выделяют два этапа формирования системы стратегического планирования – советский и современный [11], при этом часть исследователей рассматривают весь период становления государственного устройства лишь с момента образования Российской Федерации – с 25.12.1991 года [10].

Проведенный анализ истории формирования существующей сейчас системы стратегического планирования позволит выделить ключевые моменты, особенности и преимущества используемых механизмов. Помимо этого, при оценке слабых и сильных сторон применяемых методов были изучены внутренние связи, которые и определили эволюцию моделей, сделали их структуру более актуальной, перспективной. С момента образования нового государства и до марта 1996 года издается 32 указа Президента РФ и 56 постановлений Правительства РФ о неотложных мерах стабилизации социально-экономического положения в стране [13].

Важно понимать, что аппарат государства в тот исторический период находился в поиске новых, более эффективных инструментов реформирования государственного устройства – для достижения высоких стратегических целей, указания четкого направления политического развития в будущем. Однако не удалось выполнить критический учет преимуществ советского государственного планирования – в измененных условия произошло непринятие старого опыта, что привело к исчезновению ценности под названием «планирование». На долгие годы этот термин исчез из многих официальных документов. Позднее были предприняты попытки урегулировать противоречия между советским и российским опытом. Однако подтвержденным этапом (на законодательном уровне) стало появление ФЗ РФ №115 от 20.07.1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» [6]. Этот документ послужил основанием для создания новых нормативно-правовых актов стратегической направленности – стали активно использоваться измененные механизмы государственного управления.

Одним из наиболее важных законодательных актов этого периода является указ Президента РФ №1300 от 17.12.1997 года, который утвердил Концепцию национальной безопасности Российской Федерации [7]. Согласно положениям ФЗ РФ №115, были приняты программные документы для эффективного социально-экономического развития страны. В качестве примера можно привести важные для становления общественных отношений Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективы, разработанные в 2002-2004 годах [3], а также бумаги, датированные 2003-2005 годами [4]. В этих документах были предложены рекомендации по совершенствованию, существующей на тот момент времени системы стратегического планирования – среди их преимуществ четкая последовательность и единство целей.

Отдельного внимания заслуживает новый виток эволюции стратегического планирования государственного и муниципального управления, который начался с подписания В.В. Путиным распоряжения №1662-р от 17.11.2008 года. Была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [5]. По мнению исследователей, это был один из наиболее важных документов, изменивших структуру системы планирования стратегических целей и задач, так как впервые были выделены планы с долгосрочной реализацией, утвержденные на законодательном уровне. Концепция указала путь становления государственности, принятия дополнительных документов.

Еще одним важным этапом в формировании актуальной и перспективной системы стратегического планирования, как компонента государственного и муниципального управления в России, стало подписание В.В. Путиным 11 указов №596-606 в мае 2012 года. Это майские положения стали отправкой точкой для выполнения поставленных ранее задач по совершенствованию внутренней политики государства. Более 200 поручений Правительства РФ были выполнены для устранения имеющихся недостатков государственного и муниципального управления, для избегания кризисных ситуаций и проблем в долгосрочной перспективе. Можно сделать вывод, что был полностью переосмыслен советский материал по стратегическому планированию, как социально важному феномену. Доказательством этого факта принято считать принятие ФЗ РФ №172 от 28.06.2014 года [1].

Важно также отметить, что в этом документе были устранены десятки противоречий. В результате появилось больше реальных возможностей для объединения усилий с целью эффективного функционирования всей системы стратегического планирования государственного управления (на федеральном и региональном уровнях). Среди преимуществ положений, представленных в этом нормативно-правовом акте, стоит выделить:

  • увеличение перспективных уровней стратегического планирования, например, подтверждение наличия макрорегионального и межмуниципального (для создания благоприятных условий законодательного контроля всего процесса формирования агломераций, управления развитием, положительное влияние на реализацию крупных межмуниципальных проектов и дополнительных программ;
  • установление четкой обязанности обсуждение официальных документов по выбору стратегических целей государственного и муниципального управления на уровне федерации;
  • формирование федеральной информационной системы новой модели стратегического планирования с учетом прошлого позитивного и отрицательного опыта;
  • указание строгих принципов стратегического планирования, что позволило избежать отклонений от общих правил и выйти к более высоким результатам в краткосрочной и среднесрочной перспективе (важна измеримость целей и задач).

Стоит отметить, что в процессе реализации новых законодательных актов были обнаружены несколько иных недостатков регулирования системы стратегического планирования. Требовалось принять меры для исключения слабых сторон – вместо ограничений расширить возможности для контроля, установления порядка в деятельности органов государственной власти и управления на федеральном, региональном уровнях. Есть специалисты, которые считают, что система стратегического планирования в Российской Федерации является формальностью – о де-факто можно говорить только в отношении четко выстроенного процесса (признаков, подтверждающих эту характеристику сейчас недостаточно) [12].

Многие планы на разрешение противоречий, устранение недостатков связаны с принятием указа Президента РФ №633 от 08.11.2021 года [2]. С другой стороны, в этом нормативно-правовом акте также присутствуют ошибки и неточности (но есть и новые методы, категории, которые обладают перспективами для совершенствования системы стратегического планирования, регулирования работы органов государственного и муниципального управления). Стоит привести пример явного противоречия. Так, по Основам государственная политика в рамках стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации с учетом ее национальных интересов [2].

Автор исследования считает, что более точным и актуальным является определение, представленное в ФЗ РФ №172. Подтверждением этой позиции выступает тезис Е.М. Бухвальда. По его мнению, шире является понятие государственная политика в сфере стратегического планирования, а не само определение стратегического планирования [8]. Помимо этого, до сих пор остается нерешенным вопрос соотношения категорий система стратегического планирования и стратегическое планирование. Учитывая положения законодательного акта №172, можно выделить лишь несколько важных черт:

  1. Стратегическое планирование – это вид деятельности, осуществляемой участниками выбора целей стратегического развития процессов, объектов, субъектов;
  2. Система стратегическая планирования – это механизм формирования согласованной работы участников стратегического планирования [1].

Из-за большого количества неточностей, противоречий возникают проблемы с реализацией положений ФЗ РФ №172. Несмотря на это, рассматриваемый нормативно-правовой акт считается одним из наиболее перспективных для урегулирования процесса принятия стратегических решений в рамках государственного и муниципального управления. Среди противоречий стоит выделить тот факт, что часть документов по указанным вопросам так и не была принята. Еще один ключевой момент – некоторые исследователи считают лишним большое количество документов регионального и муниципального стратегического планирования [9, С. 26]. Эта проблема приводит к низкой степени результативности развития системы стратегического планирования в Российской Федерации – как компонента организации государственного управления на разных уровнях.

Подводя итог, сейчас требуется внести изменения в существующую систему стратегического планирования государственного и муниципального управления в России. Проблема такова – отсутствует методическая основа использования механизмов и инструментов по согласованию разных стратегических документов, что становится причиной дисфункции всей системы. Непосредственно процесс становления этой модели стратегического планирования в стране был связан со множеством попыток выработки уникального подхода (независимого от советского опыта), а также предполагал учет актуальных условий социально-экономического развития государства, должен был отвечать интересам обеспечения национальной безопасности. Однако подтвержден факт несогласованности нормативных предписаний и реализуемых методов стратегического планирования в государственном управлении в Российской Федерации. Этот недостаток должен быть устранен при надлежащем контроле, регулировании отдельных видов деятельности, выборе приоритетных направлений для внедрения изменений в долгосрочной перспективе.

Список литературы

  1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
  2. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 // Собрание законодательства РФ. – 2021. – № 46. – Ст. 7676.
  3. О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы): распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 31. – Ст. 3295.
  4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы): распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р // Собрание законодательства РФ. –2003. – № 34. – Ст. 3396.
  5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.
  6. О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации: федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 30. – Ст. 2871 (утратил силу).
  7. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000) // Российская газета. – 26.12.1997. – № 247 (утратил силу).
  8. Бухвальд Е.М. Основы государственной политики в сфере стратегического планирования: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. №1. С. 32-47. (38).
  9. Трубин Н.С. Система стратегического планирования в России // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 1 (125). С. 24-
  10. Трусов Н.А. стратегическое планирование в России: история становления, критика, последствия, состояние // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 2 (58). С.40-48.
  11. Ушакова О.А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 6 (167). С. 239-243.
  12. Шаров В.Ф. Государственное стратегическое планирование в Российской Федерации: проблемы и возможные пути решения / Государственное стратегическое планирование: состояние, перспективы и пути развития. Сборник аналитических материалов фракции политической партии «Справедливая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, 2020. – С. 25.
  13. Практика планирования в современной России // Федеральное интернет-издание «Капитал страны». [Электронный ресурс]. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/222648 (дата обращения: 20.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: