УДК 346.26

Проблемы реализации равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности

Жумадилов Айдос Кыдырханович – магистр юриспруденции, старший преподаватель Университета имени Алихана Букейханова (Республика Казахстан, Семей).

Майшекина Эльдана Советовна – PhD, старший преподаватель Университета имени Алихана Букейханова (Республика Казахстан, Семей).

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности, вопросы содействия развития в осуществлении своей деятельности. Автор выделил особенности и преимущества предпринимательской деятельности при реализации равных возможностей. Также рассмотрен правовой статус предпринимателя, его права и обязанности. Выделены проблемы участия предпринимателя в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрены проблемы в реализации равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: равные возможности, предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства, права предпринимателей, стимулирование предпринимательства.

В настоящее время предпринимательство является, в особенности малое предпринимательство, двигателем экономики и научно-технического прогресса государства и общества. Для способствования развитию предпринимательства и как результат конкурентной среды государства, в том числе и Республика Казахстан проводит реформы во всех сферах деятельности.

Результатом данных реформ касающихся субъектов предпринимательства проводимых в Республике Казахстан должно быть их посильная роль модернизации национальной экономики. Предпринимательство в Казахстане должно рассматриваться как определенная группа для проводимых реформ и как двигатель происходящих трансформации в социальной, экономической, политической и иных сферах государства.

Предпринимательская деятельность осуществляется через различные институты рыночной инфраструктуры, которые позволяют проводить полный комплекс бизнеса - от идеи до воплощения ее на практике в виде конкретного товара или услуги. А для этого нужна конкретная программа развития, благоприятная нормативно-правовая база и эффективная система ее реализации.

В рамках реализации этих идеи приняты множество нормативно-правовых документов регулирующих предпринимательскую деятельность. Например, в Республике Казахстан действует программа развития Стратегия «Казахстан 2050»: новый политический курс состоявшегося государства. В третьей главе говорится, что всесторонняя поддержка предпринимательства является движущей силой национальной экономики, а отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Для этого государство должно создать условия, чтобы человек мог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником экономических преобразований в стране, а не ждать, пока государство решит за него все проблемы. Важно повышать общую деловую культуру и поощрять предпринимательскую инициативу [1].

Также принята Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года от 27 апреля 2022 года, в котором указана на существующие институциональные барьеры, препятствующие выходу предпринимателей из неформального сектора. В РК в настоящее время действует эффективная система регистрации новых предприятий, но доля неформальной экономики остается высокой. Это указывает на затраты, которые затрудняют или препятствуют переходу в формальный сектор экономики. Переход в этот сектор во многом зависит от доступности, простоты, удобства и удобства легального бизнеса [2].

Для реализации этих стратегии, программ, мер и концепции субъектам предпринимательства предоставляются равные возможности при осуществлении предпринимательской деятельности, которые закреплены в п.2 статьи 6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан «Равенство субъектов предпринимательства» [3].

В данном кодексе определены много положении касающихся реализации положении статьи 6 о предоставлении равных возможностей, в части содействия в обеспечении занятости социально уязвимых слоев населения и создания для них равных с другими гражданами возможностей для участия в общественно полезной деятельности [4]; развития конкуренции в равной мере и на равных условиях ко всем субъектам рынка; обеспечения равного доступа к ключевой мощности на рыночных условиях; равного доступа к мерам государственной поддержки частного предпринимательства и равной защиты интересов в государственных и негосударственных организациях и структурах.

Вне сомнения, что динамичное развитие предпринимательства невозможно без действенной конкуренции. Сегодня ряд крупных игроков доминируют в ряде основных отраслей промышленности. Это приводит к искажению рынка. Агентство по защите и развитию конкуренции должно совместно с Правительством РК принять меры по демонополизации ключевых рынков [5].

В рейтинге Всемирного Банка Doing Business 2020, оценивающего простоту осуществления предпринимательской деятельности, Казахстан занимает 25 место из 190 стран мира. Показатель ВВП Казахстана по итогам первых двух месяцев 2023 года вырос на 4,3 %. По итогам минувшего года рост ВВП страны составил 3,1 %. Среднемесячная номинальная заработная плата в феврале этого года по данным Бюро национальной статистики составила 342 083 тенге. Уровень безработицы по итогам года остался без изменений и составил 4,9% к численности экономически активного населения [6].

Этот рейтинг учитывается по определенным индикаторам, которые можно применить и к индикаторам реализации равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.

  1. Создание предприятия. В Казахстане ситуация с регистрацией индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сложилось положительно и в рейтинге стран достиг наилучших показателей. Срок регистрации с 14 дней сократилась до одного рабочего дня. Но имеются и проблемы которые необходимо урегулировать. Например, при определении наименования юридического лица применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан, где в 2011 году в статью 38 были внесены следующие положения: «наименование юридического лица не должно полностью или в части дублировать наименование юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан» [7]. Здесь возникает проблема при регистрации юридического лица может быть отказано, т.к. может уже существовать юридическое лицо с таким же наименованием. Это может занять определенное время, например перед началом процесса регистрации подать в регистрационный орган запрос о возможности регистрации с определенным наименованием или же проверка существующих юридических лиц на сайте Министерства юстиции РК либо специализированных платных ресурсах.

Как я выше упомянул вместе с сокращением срока регистрации было сокращено и количество подаваемых документов с шести до одного, это привело к тому, что государственные органы (органы юстиции) не проверяют содержание уставов на соответствие НПА, не регистрируют их (т.е. не ставят на них регистрационных штампов) и не предоставляют копии уставов по просьбе заинтересованных лиц. Таким образом, процедура регистрации была значительно упрощена, но, с другой стороны, это позволяет недобросовестным участникам гражданско-правовых отношений легко изменять содержание уставов [8].

  1. Регистрация собственности. В Республике Казахстан регистрацию собственности осуществляет ГК «Правительство для граждан». Благодаря изменениям, внесенным в 2018 г. было значительно снижено стоимость регистрационного сбора до 85% от стоимости, также снижена срок регистрация, т.е. должна быть выполнена в течении одного дня со дня подачи заявления в ГК «Правительство для граждан» [9]. В РК нет специального отдельного механизма для подачи жалоб в кадастр, для этого необходимо создать независимый механизм рассмотрения жалоб по вопросам карт участков и планов здании. Также можно было бы открыть доступ к информации о наличии собственности у хозяйствующих субъектах, как в Англии для возможных инвесторов и партнеров.
  2. Получение кредитов. У казахстанских банков не самые выгодные условия. Чтобы получить кредит надо подготовить объемный пакет документов и не допустить ошибок при его формировании. Проценты могут быть значительно высокими, чем рассчитывает предприниматель. Возникают проблемы при получении субсидии от государства, например от несовершенства Правил субсидирования затрат перерабатывающих предприятий на закуп сельскохозяйственной продукции для производства продуктов ее глубокой переработки, утвержденных постановлением правительства в мае 2014 г. Вкратце: если два продукта производятся из одного и того же объема сырья (в данном случае сливочное масло и сухое молоко), субсидии предоставляются только на один продукт [10].
  3. Налогообложение. Действующее налоговое законодательство не позволяет предпринимательству укрупняться и расти. Часто вносятся изменения и дополнения в налоговое законодательство. Необходимо создать более простой Налоговый кодекс, снизить налоговую нагрузку, например в 2023г. было введено дополнительные ОПВР в ЕНПФ, которые будут отчислять работодатели в размере 5%. Поддерживаю предложение о введении единого налога на зарплату не выше 20%, как оптимальной для фонда заработной платы [11].
  4. Международная торговля. Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-марте 2023г. составил 32679,2 млн. долларов CША и по сравнению с январем-мартом 2022 г. в номинальном выражении увеличился на 13,4%, в том числе экспорт –18718,4 млн. долларов США (в номинальном выражении на 2,1% меньше), импорт – 13960,7 млн. долларов США (в номинальном выражении на 43,8% больше) [12]. Основной проблемой является геополитическая обстановка в мире. Есть возможность подвергнуться санкциям, которые оказывают негативное влияние на торговлю и благополучие стран.
  5. Обеспечение исполнения контрактов. Индикатором является состояние развития судебной системы и исполнения судебных актов. Казахстан занимает 4 место и это было достигнуто за счет модернизации «Банка судебных актов». Здесь наверное уместнее сказать также о равных возможностях и доступу к государственным заказам. Государство всяческий пытается создать условия для снижения коррупционных рисков, бюджетных расходов и создания равных условий конкуренции среди поставщиков.

Подводя итог, хотелось бы, чтобы бизнес преуспевал или терпел неудачу в зависимости от своих усилий, а не от посторонних обстоятельств, таких как наличие лоббирования интересов отдельных фирм, монополии в отдельных сферах деятельности.

Список литературы

  1. Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050 (Дата обращения: 25.10.2023).
  2. Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан до 2030 года. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2022 года № 250. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000250 (Дата обращения: 01.11.2023).
  3. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375 (Дата обращения: 01.11.2023).
  4. Жумадилов А.К., Майшекина Э.С. Правовое обеспечение социального предпринимательства в Республике Казахстан. ВЕСТНИК Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия ПРАВО 2(143)/ 2023 С.126.
  5. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» от 1 сентября 2023 года. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-ekonomicheskiy-kurs-spravedlivogo-kazahstana-18588 (Дата обращения: 05.11.2023).
  6. Doing Business 2020 в Казахстане. https://doingbusiness.kz/file/pdf/2023/07/04/Doing%20Business%202023%20в%20Казахстане.pdf (Дата обращения: 10.11.2023).
  7. Гражданский кодекс Республики Казахстан. Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 26 8-XIII. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000_ (Дата обращения: 1 .11.2023).
  8. Проблемы создания и регистрации товариществ с ограниченной ответственностью в Республике Казахстан. https://aequitas.kz/ upload/files/publications/Создание%20и%20регистрация%20юридических%20лиц.pdf (Дата обращения: 10.11.2023).
  9. Закон Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» № 310-III от 26 июля 2007 года. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000310_ (Дата обращения: 11.11.2023).
  10. Субсидии не для всех. https://inbusiness.kz/ru/news/subsidii-ne-dlya-vseh (Дата обращения: 11.11.2023).
  11. Почему 2023 год может стать самым сложным для бизнеса Казахстана.https://forbes.kz/process/expertise/pochemu_2023_god_mojet_stat_samyim_slojnyim_dlya_biznesa_kazahstana (Дата обращения: 13.11.2023).
  12. Внешнеторговый оборот Республики Казахстан. https://stat.gov.kz/upload/iblock/c44/0eet31uih0vswone45ohugbwcejp2gym/Внешнеторговый%20оборот%20РК.pdf (Дата обращения: 13.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: