УДК 34

Основания и порядок привлечения арбитражного управляющего к ответственности в делах о банкротстве

Самсонюк Евгений Вячеславович – студент магистратуры Юридического факультета Финансово-промышленного университета «Синергия»

Аннотация: В статье рассматриваются основания для привлечения к различным видам ответственности арбитражных управляющих в делах о банкротстве физических и юридических лиц. Рассматривается порядок, определенный основными законодательными актами, привлечения арбитражных управляющих к ответственности. Основное внимание уделено институту административной ответственности арбитражных управляющих в делах о банкротстве.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, арбитражный управляющий, административная ответственность.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к проведению банкротства физического или юридического лица, поскольку многие граждане и организации в современных реалиях с трудом справляются со своими финансовыми обязательствами, снижая уровень до статуса должника.

История законодательства о несостоятельности (банкротстве) в России началась в 1998 году с принятия первого закона по этой процедуре. Сегодня процесс банкротства регулирует, в основном, Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Главным участником правовых отношений и контролирующим лицом в процессе банкротства становится арбитражный управляющий. Ему передается управление всеми делами организации, приблизившейся к точке банкротства, для более быстрого и эффективного погашения долговых обязательств и контроля законности проводимых сделок.

Арбитражный управляющий – специалист, профессионально организующий и контролирующий процедуру банкротства (согласно ст. 20 – 26.1 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года). Эффективность его работы оказывает прямое влияние на конечные результаты признания физического или юридического лица банкротом.

Действия арбитражного управляющего регламентируют положения и статьи 20.4-20.5 Федерального закона №127-ФЗ от 26 октября 2002 года, определяющие причины привлечения его к ответственности. Данный специалист должен выполнять ряд строго обозначенных законом функций. Арбитражный управляющий не находится на госслужбе и не работает ни на кредиторов, ни на судебные органы. Он обязуется выполнять свои функции осознанно и добросовестно, действуя в интересах всех причастных сторон: кредиторов, должника, общества.

Управляющего назначает арбитражный суд, занимающийся вопросами признания банкротом компании или гражданина. Если специалист аттестован как арбитражный управляющий, то в ходе банкротства он может занимать разные позиции в зависимости от выполняемых функций:

Временный управляющий, который отвечает за процесс наблюдения

На данном этапе управляющему требуется досконально оценить перспективы восстановления финансового уровня должника, то есть его платежеспособности.

Административный управляющий, осуществляющий процедуру так называемого финансового оздоровления

На данном этапе его основная функция – контролирующая. Управляющий строго отслеживает соблюдение плана финансового оздоровления, занимается ведением учета требований кредиторов и перевода им финансовых средств согласно графику гашения долгов.

Внешний управляющий, который реализует внешнее управление

Его главная цель – возвращение и укрепление финансовой устойчивости должника, для этого он принимает на себя управление делами должника (после того, как вводится режим внешнего управления).

Конкурсный управляющий, осуществляющий процедуры конкурсного производства

Он занимается координацией действий должника в процессе конкурсного производства, при этом управляя имуществом должника и сосредотачивая усилия на наиболее полном удовлетворении запросов кредиторов.

После того, как арбитражный суд вводит очередную из рассмотренных выше процедур, возможности должника в плане хозяйственной и финансовой активности прекращаются частично либо полностью, переходя к арбитражному управляющему.

С 2015 года у нас в стране действует законодательство, регулирующее процесс признания банкротом не только юридического, но и физического лица. Поэтому каждый гражданин, который претендует на получение статуса банкрота, тоже должен взаимодействовать с арбитражным управляющим, осуществляющим контроль за имуществом должника.

Как гласят подпункты 2 и 3 Постановления Пленума ВАС РФ №62 от 30 июля 2013 года и пункт 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве, управляющие обязаны беспристрастно и обосновано руководить делами в интересах причастных сторон: кредиторов, должника, общества.

Недобросовестная деятельность управляющего влечет за собой разные формы ответственности: уголовную, материальную, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную.

На нынешний день зарегистрировано не менее полутора тысяч судебных дел по вопросу административной ответственности арбитражных управляющих. Управляющего достаточно легко привлечь к такой ответственности, особенно если он сопровождает большое число должников. Его функции и обязанности строго регламентированы и подотчетны, их рамки определяет не только Закон о банкротстве, но и регламентации Пленумов ВС и ВАС. Сегодня опасность привлечения за административное правонарушение считается самым действенным способом повлиять на арбитражного управляющего.

В соответствии с Законом о банкротстве, основная цель управляющего – достижение баланса финансовых интересов должника и кредиторов, с соблюдением полного спектра их прав, определенных законом. Если арбитражный управляющий не выполняет законодательно предписанные обязанности и нарушает требуемые процедуры, то согласно ст. 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ему грозит административная ответственность.

Контроль за действиями СРО (саморегулируемых организаций) арбитражных управляющих осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее местные органы, что определено целым рядом законодательных актов: Постановлением Правительства РФ №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», Постановлением Правительства РФ №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

Как гласят пункт 10 второй части ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и пункт 3 ст. 29 Закона о банкротстве, федеральные должностные лица, контролирующие деятельность СРО, имеют право оформлять протоколы, фиксирующие административное нарушение, которое допустил арбитражный управляющий.

Часть 3 ст. 28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет, что судебное дело об административном нарушении возбуждается, если соблюдаются 2 условия: имеются основания для его возбуждения и их документальное подтверждение. Среди оснований для того, чтобы возбудить разбирательство об административном нарушении, можно назвать: фиксация фактов, которые указывают на подобное правонарушение; заявления юридических и физических лиц, извещения в СМИ; материалы, полученные от правоохранительных, муниципальных и госорганов, общественных организаций; а также официальные заявления от действующих лиц процедуры банкротства.

Таким образом, современное законодательство дает возможность расширенного контроля за профессиональными действиями арбитражного управляющего целому перечню лиц – бывшим сотрудникам организации-банкрота, конкурсным кредиторам, кредиторам второго порядка и тем, кто имеет хоть какое-то отношение к конкретно взятому процессу признания банкротом предприятия или физического лица.

В таком контексте любое действующее лицо арбитражного процесса и процедуры банкротства имеет право обращаться в местный орган Росреестра, заявляя о признании действий управляющего противозаконными. В этом случае предоставляются соответствующие документы и материалы, которые подтверждают правонарушение в конкретном деле о банкротстве.

Подводя итоги, мы приходим к выводу, что настоящая ситуация в сфере контроля за арбитражным управляющим неизбежно ведет к весьма вероятному риску его дисквалификации, особенно при работе с большим объемом активных дел о банкротстве. В связи с этим необходим ряд изменений в российском законодательстве, направленных на дальнейшее совершенствование проведения процедуры банкротства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс].
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 11.08.2020).
  3. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2010 г. № 26-6670/2004 «Об отказе в производстве по делу о банкротстве». URL: https://kad.arbitr.ru/Card/388bf893-8fdc-405e-ae90-cfa275605e9f.
  4. Санталов А. И. Теоретические вопросы уголовной ответственности. Л., 1982. С.18.
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Интересная статья? Поделись ей с другими: