УДК 34

Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Копанец Надежда Игоревна – студент Тихоокеанского государственного университета.

Научный руководитель Музыченко Павел Борисович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, связанная с административной ответственностью за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Автором подчеркивается характер ответственности руководящего звена за несоблюдение общепринятых законодательных мер в области охраны природы. В данной статье анализируются меры управленческого воздействия, которые применяются в отношении нарушителей действующего законодательства, а также формулируются выводы.

Ключевые слова: природа, нормы административного законодательства, преступления в области экологии, охрана окружающей природы.

В развитых странах большое внимание уделяется сохранению природных богатств. От решения данных вопросов зависит нормальная здоровая жизнь и деятельность людей [7].

На сегодняшний день наблюдается возрастание числа экологических правонарушений с каждым годом. Наиболее распространенными из них являются административные природоохранные преступления.

Согласно редакции закона федерального уровня, регулирующего охрану природы, «экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние, которое причиняет вред или несет собой реальную угрозу причинения экологического вреда, либо нарушает права и законные интересы субъектов экологического права» [5].

Предметом правонарушений в области экологии являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются законодательством РФ. Объектами экологического правонарушения являются: общие виды; специальные преступления (составы).

Экологические преступления того же характера посягают на социальные взаимоотношения по охране природы. К их числу относятся преступления, отмеченные в главе 8 КоАП РФ, например, нарушение экологической обстановки, наличие производства градостроительных работ и эксплуатации объектов; нарушение условий наличия оборота наряду с отходами производства и использования; несоблюдение законов севооборота вместе с пестицидами и агрохимикатами, а также другими [3].

Целевые показатели по устранению негативного воздействия хозяйственных работ на прилегающую территорию учитывают обязанность в связи с несоблюдением законодательства об экологической экспертизе в варианте предупреждения или штрафа. Данная судебная экспертиза проводится с целью определения соотношения документов, регламентирующих хозяйственные работы, с условиями в области охраны, расположенной вокруг области охраны природы.

Административные взыскания применяются при сокрытии, изменении, вневременной информации об условиях внешней среды, проявляющейся в различных конфигурациях. Реализация гражданских полномочий в получении достоверных данных о пребывании окружающей среды считается одной из основ, в соответствии с которой осуществляется национальная политика в области развития экологии до 2030 года включительно.

Однако специализированные экологические преступления отличаются тем, что предметом социальных отношений признаются объекты по охране природы, а также по целевому использованию тех или иных природных объектов или ресурсов: земель (недр), атмосферного воздуха, водных объектов; континентальный шельф Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, территория, а также иные природные объекты используются, охраняемые государством, так как обозначают природную базу в целях существования населяющих эту территорию людей [1].

Административная обязанность в связи с преступлением в области охраны и использования территорий: к преступникам применяются меры управленческого воздействия.

В КоАП РФ предусмотрены такие меры ответственности, как предупреждение или административное приостановление деятельности. Например, самовольное снятие плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа виновным лицам [3]. Для охраны земли, являющейся важнейшим условием существования человека и основой деятельности людей в целом. Статьей 8.9 КоАП РФ за нарушение требований по охране недр установлены административная ответственность.

В основании статьи 23 закона федерального уровня «О недрах» непременными условиями считаются охрана месторождений необходимых старых с условиями, снижающими их имущественное и промышленное значение; ликвидация скопления остатков на участках водоразделов в зонах залегания вод, находящихся под земной поверхностью [4].

Закон о воде учитывает управленческую обязанность за преступления в области охраны гидрофитных объектов, водопользования и эксплуатации водных объектов. В соответствии со статьей 1 Закона «Об охране вод» естественный или искусственный водоем (водоток), водотоки или иные объекты постоянной или кратковременной концентрации у воды [2]. КоАП РФ учитывает восстановление или прекращение работы в связи с нарушением требования об обеспечении беспрепятственного доступа людей к аква-предмету разового пользования.

В 2019 году управленческая обязанность ужесточена в связи с несоблюдением законов об охране гидрофитных объектов, патологиями, наличием необходимых старых при добыче гидрофитных объектов, а также рыболовстве. В соответствии с распоряжением Правительства РФ вирусные наказания учитываются в составе мер управленческой ответственности.

Начиная с 1 января 2021 года включены новейшие принципы защиты мелкой воды. Они затрагивают: установление полос безопасности, их разметку на территории, наличие опор для специализированных информативных символов; предотвращение загрязнения и истощения водных ресурсов.

В воздухе содержится все живое на Земле. Растительный и животный мир находятся в полной зависимости от качества воздуха, так как воздух является основным элементом окружающей среды для всех живых существ.

Из-за нарушений в загрязнении воздуха и нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ установлены. Если же нарушения происходят, то виновный будет привлечен к административному наказанию.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных норм по охране, использованию и воспроизводству лесов. Это и уничтожение лесных ресурсов; самовольное использование леса или лесоразведение (и другие).

Обязанность управления в связи с несоблюдением законов о лесопользовании реализуется в целях обеспечения оптимального, научно обоснованного использования лесов, а также удовлетворения потребности населения в лесном продукте.

Развитие лесохозяйственного комплекса на основе его защиты является необходимым условием сохранения и поддержания природных экосистем», повышения их ресурсной обеспеченности.

Вводится административная ответственность за нарушение правил пользования лесами и удовлетворения потребностей общества в лесной продукции. Развитие лесохозяйственного комплекса на основе его защиты является необходимым условием сохранения природных экосистем, повышения их ресурсной обеспеченности. Это связано с тем, что возникают негативные последствия пожаров для атмосферы и воздуха. В результате чего страдает животный мир и растительный мир [3].

Животный мир является неотъемлемой частью окружающей среды и биологического мира Земли, компонентом биосферы. В связи с этим была установлена ответственность за правонарушения в этой области.

В перечень управленческих преступлений входят: ликвидация мест обитания животных; незаконное предоставление оборотных или активных ресурсов на континентальном шельфе, в чрезвычайном финансовом районе Российской Федерации и другие.

В мире существует проблема уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений. Из-за загрязнения окружающей среды происходит исчезновение многих видов растений, а из-за загрязненной воды – многие виды живых организмов исчезают в результате деградации растительности. В этом случае уничтожение одного редкого животного или растения нарушит биотический круговорот в природе, а физическое лицо будет подвергнута штрафу до 5000 руб. Возникает проблема соразмерности размера санкции размеру вреда от данного преступления, а также вероятному фактору ущерба окружающей местности.

В соответствии с законодательством от 28.03 КоАП РФ виновные лица несут ответственность за несоблюдение законов о добыче, рыболовстве и иных видах использования объектов зоологического общества [3].

Нарушение правил охоты может стать причиной новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами. В основном цель не достигнута из-за низких штрафов на граждан: от пятисот до четырех тысяч рублей. Экологический ущерб, нанесенный государству в результате такого преступления – ничтожен [3].

Наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тыс. рублей влечет предупреждение или арест с привлечением к уголовной ответственности, а юридических лиц – лишает права заниматься определенной деятельностью и привлекать по статье об админпригодности (административной ответственностью).

В частности, неисполнение или невыполнение условий по оборудованию стационарными ключами выбросов загрязняющих веществ механическими средствами управления влечет наложение штрафа. На должностных лиц в размере от двадцати до сорока тысяч рублей; у юристов – более 200 тыс. руб. ; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой.

Внесенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет регулироваться последним примечанием 51.8 КоАП РФ [6].

Следует отметить, что неисполнение или несвоевременная реализация обязательных условий по оснащению стационарными ключами выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ механическими средствами управления в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды влечет наложение высокого штрафа.

Вследствие этого наступает юридическая ответственность за повторное совершение экологических правонарушений. По существу, это означает то же самое: участник экологического отношения имеет возможность выбрать законный вариант поведения и совершить противозаконные деяния – правонарушения эти называются эко-экологическими преступлениями.

Привлечение к управленческой ответственности никоим образом не снимает прямой обязанности по возмещению ущерба окружающей среде [1]. Понятие штрафа, которое придается этому наказанию как мера наказания – материальный характер и является мерой наказания за нарушение норма закона, обеспечивающих охрану природы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398.
  2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 01.05.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683. – (дата обращения: 17.10.2022).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34661. – (дата обращения: 17.10.2022).
  4. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1(в ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343. – (дата обращения: 17.10.2022).
  5. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34823. – (дата обращения: 17.10.2022).
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 21.12.2021 № 427-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404030. – (дата обращения: 17.10.2022).
  7. Актуальность охраны окружающей среды. – URL: https://regionlab.pro/aktualnost-ohrany-okruzhajushhej-sredy.

Интересная статья? Поделись ей с другими: