УДК 347.64

Актуальные вопросы опеки и попечительства

Евтикова Олеся Владимировна – студентка Международного факультета права и бизнеса Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В данной статье проведен краткий анализ участия органов опеки в защите личных неимущественных прав детей, проживающих в биологических или замещающих семьях. Автором рассмотрены отдельные проблемы и противоречия действующего законодательства в данной области, требующие научного осмысления.

Ключевые слова: опека и попечительство; несовершеннолетний; опекун и попечитель; имущественные и личные неимущественные права.

Под опекой и попечительством понимают такой тип устройства недееспособных людей без попечения, когда опекун (попечитель) представляет их интересы, защищает права и решает другие задачи в зависимости от того, к какой категории граждан относится опекаемое лицо. Если говорить о данных терминах применительно к работе с сиротами и детьми, которые остались без попечения родителей, то здесь речь идет о форме устройства с целью защиты прав и интересов, содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.

Правовое регулирование деятельности органов опеки (попечительства) осуществляется разными законодательными актами, в первую очередь, ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года [2], который далее по тексту мы будем именовать «Законом об опеке». Данный законодательный документ имеет ряд неоспоримых преимуществ, но не лишен и недостатков. Последние и будут проанализированы далее.

Первый недочет – это отсутствие указаний, подтверждающих возможность оформления договора об опеке, когда она осуществляется на безвозмездной основе. Правила заключения договора на опеку или попечительство в отношении несовершеннолетних детей утверждены правительственным постановлением от 18 мая 2009 г. № 423 [3] (далее – Постановление № 423). Согласно им, при возникновении каких-либо спорных моментов при оформлении данного договора, лицо, являющееся опекуном или попечителем, вправе представить в письменной форме свои предложения о возможностях согласования таких условий. Органу же опеки и попечительства нужно по истечению 6 суток организовать соответствующие мероприятия для согласования спорных условий договора об опеке (попечительстве), либо в письменной форме уведомить опекуна об отказе в оформлении такого договора. Важно отметить, что ни в Законе об опеке, ни в Постановлении № 423 не указано, какие последствия могут быть в случае отказа в оформлении договора об опеке (попечительстве);

Еще одной проблемой Закона об опеке является отсутствие термина «постоянная опека» и четко прописанного механизма, разграничивающего опеку на безвозмездной основе от возмездной опеки. Это пробел крайне важно необходимо устранить.

Важно отметить и такой минус, как отсутствие типовой формы договора о попечительстве и опеке на возмездной основе. В утвержденных постановлением № 423 правилах регулируют срок и порядок, минимальные условия для заключения органом опеки и попечительства договора с опекуном или попечителем на возмездных условиях, чего на текущий момент явно недостаточно. Когда ребенок принимается в приемную семью на воспитание, с приемными родителями заключается договор по форме, разработанной Минобрнауки РФ и содержащейся в Письме данного ведомства от 31 августа 2010 г. № 06-364 [4]. Аналогичная

Подобная практика может быть реализована и в сфере установления опеки (попечительства). В научной литературе обращается внимание, что наличие типового образца договора об установлении попечительства или опеки действительно необходимо, так как позволит на его основе составить индивидуальный договор, учитывая конкретную ситуацию, сложившуюся с конкретным ребенком, нуждающимся в устройстве в семью на воспитание [9, C. 27].

Многие юристы, которые занимаются вопросами законодательного регулирования опеки и попечительства, предлагают использовать в качестве образца типовой договор о приемной семье. На базе этого документа при несущественных корректировках можно составить типовой договор об опеке или попечительстве. Заключение такого договора и включение в него условий о воспитании несовершеннолетнего, находящегося без родительского попечения, поспособствует более полной и качественной защите интересов и прав всех лиц, указанных в таком договоре. К тому же, как показывает сложившаяся к настоящему времени практика, наличие договора в любых отношениях служит защитой для его сторон.

В качестве правового института попечительство и опека являются давно сформированной и довольно традиционной формой семейного устройства несовершеннолетних, у которых по тем или иным причинам нет родителей и других законных представителей. Цель этой формы устройства определяется в п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ [1] (далее по тексту – СК РФ). Там говорится, что опекуны или попечители должны содержать, воспитывать, образовывать своих подопечных, защищать их интересы и права.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством органы опеки и попечительства (далее по тексту – ООиП) обязаны защищать законные интересы и права всех несовершеннолетних без исключения, как тех, которые остались без родительской заботы и попечения, так и тех, что живут в семье с родными родителями. Различаются только средства, способы и механизмы такой защиты. Соответственно, полномочия органов опеки можно классифицировать на два вида в зависимости от того, в какой семье проживает ребенок – в родной или в попечительской (опекунской) семье.

Общеизвестно, что ООиП строго охраняют имущественные права детей. Особенно ярко это проявляется в случае с жилищными правами несовершеннолетних. Так, указанные органы следят, чтобы имущественные права детей не нарушались ни третьими лицами, ни самими родителями (например, в случае развода и раздела имущества). Однако защитой имущественных прав полномочия ООиП не ограничиваются. Личные неимущественные права несовершеннолетних также находятся под защитой [8, C. 169].

Если сравнивать практику защиты имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, то в последнем случае имеют место определенные проблемы, решить которые еще только предстоит. Целесообразно кратко исследовать основные проблемы, возникающие на практике в связи с участием ООиП в защите личных неимущественных прав детей, проживающих в биологических или замещающих семьях.

Из обзора действующего законодательства и сложившейся практики выходит, что сотрудник ООиП привлекается к участию в деле в суде в каждом случае, когда рассматривается спор, касающийся воспитания несовершеннолетнего. В его отсутствие суд даже не будет рассматривать дело. Данное правило закреплено в ст. 78 СК РФ. В обязанности сотрудника ООиП при участии в рассмотрении спора о воспитании ребенка входит следующее:

  • обследование условий проживания несовершеннолетнего (санитарно-гигиенические условия жилища и пр.);
  • обследование условий проживания лица, претендующего на воспитание ребенка;
  • документирование результатов обследования условий проживания в специальном акте;
  • представление акта обследования судебным органам.

Обычно с составлением самого акта обследования проблем не возникает, так как этот момент работы является техническим. Но в отдельных случаях возникает вопрос, чем руководствовался конкретный сотрудник органов опеки, составляя данный акт. Такой важный документ, определяющий дальнейшую жизнь детей, не должен составляться только лишь на основании внутреннего мировоззрения и убеждений сотрудника органов опеки. Должны быть какие-то специальные методики для этого. Но на деле же выходит так, что сотрудники органов опеки, являясь исполнителями воли государства по защите детей, высказывают свое личное мнение, которое суд обязан учесть при вынесении решения о дальнейшей судьбе несовершеннолетнего [6, C. 83].

На практике нередки случаи, когда опека подходит к составлению заключения формально и поверхностно, а иногда изложенные в документе данные и вовсе расходятся с фактическими обстоятельствами дела [5].

Указанная проблема достаточно серьезная. На практике могут возникать крайне нежелательные ситуации, если акт обследования составляется некомпетентным или профессионально непригодным сотрудником органов опеки. К сожалению, такое встречается чаще, чем хотелось бы. И результатом становится не просто ухудшение репутации органов опеки, а настоящие семейные трагедии.

Не вызывает сомнений, что указанная проблема должна быть решена как можно скорее. Для ее решения необходимы кардинальные изменения существующих методов и подходов работы органов опеки, чтобы формализм, непрофессионализм и некомпетентность отдельных сотрудников органов опеки были исключены [7, C. 118].

Еще одна проблема заключается в том, что семейное законодательство не регламентирует точный момент, когда сотрудник органов опеки должен представить суду свое заключение. При этом данное заключение, как известно, составляется на основе:

  • акта обследования условий проживания;
  • доказательств и пояснений участников спора, представляемых на завершающем этапе судебного разбирательства.

Нередко заключение органов опеки представляется суду заранее, то есть до того, как участники спора дадут свои пояснения и представят имеющиеся доказательства. Такого тоже быть не должно, поэтому момент представления суду заключения ООиП об обследовании жилищно-бытовых условий, в которых проживает несовершеннолетний, должен быть четко регламентирован.

Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. − 1996.−№ 1. − Ст. 16.
  2. Об опеке и попечительстве: федер. закон [от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 17. – Ст. 1755.
  3. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства РФ [от 18 мая 2009 г. № 423 (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 21. – Ст. 2572.
  4. О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: письмо Минобрнауки РФ [от 31 августа 2010 г. № 06-364] // Вестник образования. – 2010. – № 19.
  5. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей: утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 июля 2011 года// Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – июль. – № 7.
  6. Зайдман В.А. Основания установления опеки и попечительства над детьми // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 82-86.
  7. Магдесян Г.А. Теоретические аспекты гражданско-правового регулирования опеки и попечительства в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Магдесян Г.А. – Москва, 2009. – 153 c.
  8. Марианов А.А., Мирзаев З.М. Роль органов опеки и попечительства в системе защиты прав несовершеннолетних // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 4. – С. 169-170.
  9. Степанян А.С. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.С. Степанян. – Москва: РГБ, 2007. – 48 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: