УДК 347.64

Правовое положение органов опеки и попечительства в правоотношениях по опеке и попечительству

Евтикова Олеся Владимировна – студентка Международного факультета права и бизнеса Забайкальского государственного университета.

Аннотация:В данной статье обращено внимание на противоречивость положения органов опеки и попечительства как участников гражданских правоотношений, в том числе и правоотношений, связанных с деятельностью по опеке и попечительству. Автор выражает твердое убеждение в отсутствии у органов опеки и попечительства статуса юридического лица и гражданской правосубъектности. В связи с этим заслуживает внимания вопрос об особой, исключительной правоспособности таких органов.

Ключевые слова: органы опеки и попечительства, гражданская правосубъектность, исключительная правоспособность.

Законодательное регулирование деятельность органов опеки и попечительства, выступающих участниками соответствующих правоотношений, осуществляется, прежде всего, статьей 34 ГК РФ [1]. Подробнее правовые аспекты регламентации данной деятельности расписывается в главе 2 ФЗ от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ [3] (далее по тексту – «Закон об опеке»).

С начала 2008 года действуют изменения, которые были внесены в статью 34 ГК РФ. Согласно им, органы опеки и попечительства входят в число органов, осуществляющих исполнительную власть в субъектах РФ.

Целью работы рассматриваемо в этой статье института является всесторонняя защита и поддержка самых уязвимых слоев народонаселения. Данные функции, связанные с высокой долей ответственности, воплощаются в жизнь путем комплексных мероприятий, среди которых особое место занимает консультативная, социально-реабилитационная, правовая и прочая помощь лицам, которые находятся под попечительством или опекой, а также тем, кто опекает или оказывает попечительство таких лиц [6, C. 62].

Для организации эффективной системы защиты интересов и прав ограниченно дееспособных или недееспособных граждан крайне важное значение имеет взаимодействие органов опеки и попечительства с различными структурами, входящими в государственный аппарат. Это образовательные организации, организации системы здравоохранения, органы соцобслуживания. Согласно действующему законодательству, указанные органы не только контролируют соблюдение законных прав своих подопечных и их поддержку, но и создают методики подбора и подготовки потенциальных попечителей, опекунов, участвуют в интеграции в систему семейного воспитания сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав.

То есть, можно установить, что система задач, поставленных перед органами опеки и попечительства, имеет три уровня. Кроме указанных в статье 7 Закона об опеке основных функций у данных органов существует ряд дополнительных задач, которые вытекают из специфики их деятельности и требуют индивидуально подходить к каждому случаю передачи детей на попечительство или под опеку. Это значит, что применять нормативные положение о попечительстве и опеке нужно гибко, с адаптацией к изменяющимся общественным условиям и потребностям лиц, которые попали в сложную жизненную ситуацию [4, C. 87].

Но все же приоритетной задачей рассматриваемых нами органов является защита законных интересов и прав лиц, которые являются их подопечными. Выполнение данной функции требует от сотрудников органов опеки и попечительства высокого профессионализма и чуткости. Контролируя действия попечителей и опекунов, организаций, где находятся недееспособные и ограниченно дееспособные лица, органы опеки и попечительства обязаны обеспечивать точное выполнение требований законодательства, касающихся уровня ухода за своими подопечными. Высокую значимость защиты интересов недееспособных граждан на правовом уровне в гражданском праве подчеркивает пункт 3 статьи 34 ГК РФ.

В области защиты имущественных прав подопечных (включая детей, которые остались сиротами или лишены родительского попечения) органы опеки и попечительства особенно бдительно выполняют меры по предотвращению нарушений и злоупотреблений, нарушающих права указанных категорий лиц [5, C. 78].

Учитывая все вышесказанное, в пункте 3 статьи 6 Закона об опеке отражается процесс взаимодействия органов опеки и попечительства с различными элементами государственной машины, с органами местного самоуправления и другими институтами, у которых есть публично-правовой статус. Таким образом, формируется плодотворная база для комплексного урегулирования вопросов опеки и попечительства в ситуациях, которые происходят на стыке нескольких отраслей публичного права. Это открывает широкие возможности для системной социально-правовой поддержки граждан, которые находятся в уязвимом положении.

В рамках указанных взаимодействий, органы опеки имеют право привлекать к сотрудничеству непубличные организации, например, учреждения образования и здравоохранения, соцслужбы, НКО и прочие субъекты, деятельность которых связана со сферой обеспечения полноценной жизни и личностного развития граждан РФ. Согласно пункту 4 статьи 6 указанного закона, такое взаимодействие носит не только дополнительный, но и потенциально делегированный характер, позволяя передавать часть функций государственных органов соответствующим организациям. Это делает возможным углубление специализации и повышение эффективности в вопросах управления и защиты прав опекаемых лиц.

Исходя из этого, правовая природа взаимодействия между органами опеки и попечительства и указанными организациями преображается, поскольку последние могут действовать как полноправные партнеры на основе договорных отношений, что существенно расширяет горизонты применения принципов договорного и обязательственного права в данной сфере.

В пункте 5 статьи 6 Закона об опеке говорится, что действия интересующих нас органов должны регулярно контролироваться органами исполнительной власти с соответствующими полномочиями, которыми их наделило Правительство РФ. Это необходимо для того, чтобы обеспечивать прозрачность их работы и регулировать ее качество, способствовать созданию и модернизации методических инструкций и рекомендаций, тем самым повышая доступность и качество услуг в социальной сфере.

Особый акцент следует сделать на проблематику юридической ответственности органов опеки и попечительства, подробно регламентированной в статье 28 указанного Закона. В данном контексте становится понятно, что юридическая ответственность способствует защите законных интересов подопечных. Она предусматривает обязанность возмещения вреда, который был причинен в результате бездействия или противоправных действий со стороны органов опеки или сотрудников, что является залогом их защиты и гарантирует государственное регулирование в данной сфере.

Проще говоря, когда органы опеки и попечительства бездействуют или действую незаконно, ответственность за это предусматривается статьей 1069 ГК РФ [2]. Это значит, что для наступления гражданско-правовой ответственности в таких случаях необходимо установить, что деятельность данного органа была незаконной, а его конкретные должностные лица виноваты в совершении противоправного деяния [7, C. 195].

Проведя анализ правового статуса органов опеки и попечительства в контексте правоотношений, регламентируемых сферой опеки и попечительства, стоит отметить, что последние обрели значительное укрепление в юридическом поле. Основания их деятельности воплощены в форме федерального законодательства, что свидетельствует о стремлении государства к консолидации и унификации нормативных основ в данной сфере. Так, нормативные акты четко очерчивают спектр полномочий и функций, а также обязанностей и прав, которые есть у опекунов и попечителей.

В то же время, даже при наличии четкого правового статуса гражданско-правовое положение органов опеки и попечительства в государственной системе власти на сегодняшний день явно не определено. Так что вопрос о наделении этих органов, как и органов публичных образований в качестве участников гражданских правоотношений в целом, исключительной правоспособностью специально для такого участия нуждается в принятии специального решения на законодательном уровне.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с посл. изм и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
  3. Об опеке и попечительстве: федер. закон [от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 17. – Ст. 1755.
  4. Бондаренко В.В., Литвиненко К.Ю. Институт опеки и попечительства: некоторые проблемы теории и практики // В сборнике: Развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. – 2022. – С. 86-89.
  5. Галстян А.В. Роль органов опеки и попечительства в имущественных правах несовершеннолетних: анализ российского законодательства // В сборнике: Гражданское законодательство РФ: история и современное состояние, тенденции и перспективы развития. – 2020. – С. 78-81.
  6. Глянцев К.В. Понятие опеки и попечительства // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 17. – С. 61-66.
  7. Головина В.С., Немцева К.С. Органы опеки и попечительства: полномочия и задачи // В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. – 2019. – С. 194-198.

Интересная статья? Поделись ей с другими: