УДК 34

Общесоциальные меры предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Ганаева Есита Эминовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уголовного права, процесса и национальной безопасности Чеченского государственного университета имени А. А. Кадырова.

Аннотация: предметом исследования является научный анализ общесоциальных мер предупреждений преступлений, связанных с отмыванием (легализацией) денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем. Цель данного исследования – анализ правовых особенностей противодействия данным преступлениям общесоциальными мерами предупреждения. Достигнутые результаты заключаются в анализе системы профилактики преступлений, связанных с отмыванием (легализацией) денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем, в выявлении особенностей российской системы общесоциального предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Ключевые слова: противодействие, общесоциальные меры, отмывание, легализация, профилактика, доходы, преступный путь.

Предварительно проведенный разбор уровня криминализации экономической сферы выявил потребность в скорой последовательной реализации мероприятий по предупреждению несущих наибольшую опасность для общества преступлений в финансовой отрасли, куда бесспорно относится и легализация (отмывание) денег или другого ценного имущества, добытых преступным путем (ст. 174 и 174.1 УК РФ). И смена парадигмы государственной политики в экономической области общественной области экономических отношений видится первым шагом на пути подобных преобразований. Важность данной меры обосновывается фактом, когда многие страны на борьбу с отмывочной деятельностью тратят больше средств, чем на ее предупреждение. А повысив эффективность профилактических мер, мы сократим объем средств, затрачиваемый на содержание репрессивного аппарата. Несостоятельность системы уголовного преследования становится все заметнее. Поэтому необходимость в создании эффективных механизмов предупреждения преступлений экономического толка зреет давно. Она ставит перед правительством страны две основные задачи: разработка инновационных методик противодействия криминалу в экономической отрасли; модернизация существующих технологий борьбы с преступностью к запросам новых общественных отношений [1, с.44].

В преддверии раскрытия мер профилактики определенного вида преступлений, устанавливается объект предупреждения и перечень субъектов, реализующих задуманные мероприятия. Причины и условия преступлений будут общим объектом предупреждения. Для объяснения данного решения приведем мнение Ю.В. Быстрова, «криминогенные проявления экономического, социального, психологического и иного характера предопределяющие позиции и динамику криминала, а также негативные процессы в микросреде и сама личность преступника, понимаемая как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств» [2, с.145]. Поэтому общие социальные и специально-социальные меры предупреждения отмывочной деятельности требуют разделения. Подобное обособление в российской криминологии считается обычным, и мы с ним согласны. Далее более подробно разберем эти меры.

Рассматривая обще-социальный уровень, отметим, что профилактика преступлений ведется разными субъектами, относящимися к государственным и негосударственным структурам, являющимися специализированными и неспециализированными агентами. Не смотря ни на что Федеральное Собрание, глава государства и институты исполнительной власти возглавляют список предупреждающих органов в противодействии с легализацией прибылей, извлеченных незаконными приемами. Максимальный вклад в проектирование и реализацию предупредительных мер вносит российское правительство, федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах. Правительство контролирует деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, регулирует их работу, может создавать для осуществления собственных полномочий свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Вдобавок оно издает нормативные правовые акты в пределах данных ему полномочий [3, с.34].

Мероприятия общего социального предупреждения выступают основой мер специальной профилактики. Высочайший результат в предупреждении рассматриваемых преступлений на специально-криминологической ступени достигается лишь путем реализации опережающих профилактических процедур на общем социальном уровне. Наряду с этим общее для всего социума предупреждение затрагивает самые масштабные и эффективные формы социальной деятельности, ориентированные на решение главных задач развития общества. Иначе говоря, этот предупредительный уровень для профилактики незаконной деятельности позволяет задействовать всю антикриминогенную общественную мощь. Так как преступность считается социальным проявлением, и ее появление зависит от совокупности множества причин, а именно проблем социально-экономического и хозяйственного плана, то победа над ней должна строиться на первоочередном решении именно этих трудностей. Этот тезис, сформированный несколько десятилетий назад, мы считаем значимым для сегодняшних реалий, а именно для сферы предупреждения финансовых преступлений куда относится и отмывочная деятельность [4, с.39].

На общем для всего социума уровне эффективность деятельности по предупреждению экономических преступлений зависит от скорости решения ряда задач. Причем смена сырьевого уклона развития хозяйствования на инновационный путь эволюции стоит на первом месте.

Главным противоречием сегодняшней экономической модели выступает рост доходов части населения несоразмерный с изменением ВВП. Он выражается в присваивании сверхдоходов от продажи углеводородов. Данное противоречие не может не выразиться в стремительном расслоении общества, попрании принципов социальной справедливости и ухудшении криминогенного фона в российской экономике.

Следующими задачами, чье решение повысит эффективность предупредительной деятельности, станут такие административные шаги: повышение качества государственного надзора в экономической жизни страны; уменьшение рисков для бизнеса, путем гарантии защиты прав собственности и роста предсказуемости решений государства в экономике страны; усиление борьбы с коррупцией; снятие административных барьеров; доступность долгосрочных финансовых ресурсов; ускорение развития финансовых институтов, позволяющих трансформировать сбережения в капитал; рост уровня жизни граждан; увеличение финансирования правоохранительных органов; улучшение реализуемой социальной политики.

Еще одним качественным средством общего социального предупреждения экономических проступков становится организация внутрикорпоративного контроля, когда предприятия создают отделы внутреннего аудита, и прививают корпоративную культуры, где сигналы от сотрудников о различных финансовых нарушениях поощряются администрацией.

Список литературы

  1. Воронова Е.В. Меры по предупреждению легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем // Отечественная юриспруденция. 2017. №10 (24). С. 43-47.
  2. Быстрова Ю.В. Система предупреждения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 254 с.
  3. Карпович О.Г. Роль Росфинмониторинга в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Рос. следователь. 2018. № 21. С. 30-36.
  4. Яновский Р.В. О борьбе с легализацией преступных доходов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2019. № 4. С. 36-42.

Интересная статья? Поделись ей с другими: