УДК 331

Характерные особенности правового регулирования труда педагогических работников

Сороковиков Андрей Васильевич – магистрант Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье приведен формально-юридический анализ правовых основ действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Раскрываются особенности требований к педагогической деятельности, понятия образовательного ценза, а также формулируются правовые условия, служащие гарантией правомерности их применения. Акцентировано внимание на требованиях к праву различных категорий педагогических работников заниматься педагогической деятельностью.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, право на занятие педагогической деятельность, ограничения для педагогических работников, образовательный ценз, дополнительные основания расторжения трудового договора с педагогическими работниками.

Трудовой кодекс РФ посвятил особенностям правового регулирования (далее – ОПР) труда педагогических работников (далее – ПР) самостоятельную главу 52 с аналогичным названием. Анализ ее содержания позволяет определить следующие ОПР труда рассматриваемых сотрудников:

  • ограничение круга лиц, которые допускаются к занятию педагогической деятельностью (далее – ПД) (ст. 331);
  • отличительные особенности отстранения ПР от занятия ПД (ст. 331.1);
  • отличительная специфика заключения и прекращения трудового договора с ПР, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу (ст. 332);
  • отличительные специфика заключения и последующего прекращения трудового договорного соглашения с руководителями, заместителями руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее – ОУ) высшего образования и непосредственными руководителями их существующих филиалов (ст. 332.1);
  • продолжительность рабочего времени ПР (ст. 333);
  • ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334);
  • длительный отпуск ПР (ст. 335);
  • ряд дополнительных оснований для прекращения действия трудового договорного соглашения с ПР, а помимо этого руководителем и его заместителем государственной или муниципальной ОУ высшего образования и руководителем ее действующего филиала (ст. 336).

Правом на осуществление ПД в ОУ обладают далеко не все потенциальные сотрудники [2, С.163]. Такое положение является стремлением законодателя обеспечить права и законные интересы несовершеннолетних граждан страны. Как разъяснил и подчеркнул ВС РФ, все ограничения, которые установлены на законодательном уровне, по вопросу занятия ПД, в отношении отдельных категорий граждан обусловлены отличительной спецификой ПД, содержание которой составляют: обучение и соответствующее воспитание граждан страны согласно установленным требованиям морали, а помимо этого общепризнанным ценностям уважения к закону и правам иных лиц.

Исследователи выделяют ряд особенных и важных условий, при которых осуществляется допуск к занятию ПД. К данным условиям относятся: 1) образование, 2) дееспособность, 3) состояние здоровья (медицинские противопоказания), 4) судимость и (или) уголовное преследование (далее – УП). Между тем следует дополнить, что общим условием, учитываемым при заключении трудового договорного соглашения между учреждением и сотрудником, является его возраст. Относительно возраста, по достижении которого гражданин страны может быть допущен руководством ОУ к осуществлению ПД, как следует их норм закона, что это совершеннолетний возраст [1, С.64].

В ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон № 273) закреплен так называемый образовательный ценз. Подчеркивается, что согласно нему, право на занятие ПД имеют исключительно те лица, которые получили среднее профессиональное или высшее образование, а помимо этого те, кто отвечает всем установленным квалификационным требованиям, отражённым в соответствующих справочниках и стандартах, если иное не определено нормами закона.

На законодательном уровне, в отношении требований, которые предъявляются к образованию ПР, сделано некоторое исключение. Оно состоит в том, что к занятию ПД по основным образовательным программам (далее - ОП) допускаются лица, которые обучаются по ОП высшего образования по направлению «Образование и педагогические науки» и которые успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года своего обучения. Помимо этого к ПД по ОП начального общего образования допускаются совершеннолетние лица, которые проходят обучение по ОП среднего профессионального образования по тем специальностям, которые включены в укрупненную группу вышеуказанных специальностей, и успешно прошедших все необходимые промежуточные аттестации в последний год своего обучения.

Говоря о квалификационных требованиях и профстандартах, следует подчеркнуть, что под первыми понимаются такие основные требования, которые предъявляются к знаниям и имеющимся у него навыкам в области педагогики, являющимися важными для осуществления эффективной деятельности работника на конкретной должности, или же выполнения соответствующей работы по отдельной профессии. Стоит отметить, что указанные требования закреплены в Едином квалификационном справочнике. Так, например, должность учителя могут занимать исключительно такие лица, которые получили высшее или среднее профессиональное образование по ранее упомянутому направлению или в той сфере, которая соответствует специфике преподаваемого учебного предмета, либо высшее или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности отдельно взятого ОУ. Но следует подчеркнуть, что требования, которые предъявляются к стажу, не устанавливаются.

В профстандартах описаны все основные квалификационные характеристики, а помимо этого требования, которые предъявляются к уровню знаний сотрудника, претендующего на занятие ПД, его навыкам и умениям в исследуемой сфере, и имеющемуся опыту работы. Так, в нашей стране принят профстандарт под названием «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Представленный документ определяет все основные требования, предъявляемые в отношении уровня образования и обучения сотрудника, являющиеся важными для замещения таких должностей, как «воспитатель» и «учитель», а помимо этого в нем определяются и особенные условия для допуска ПР к выполняемой работе. В отличие от ранее рассмотренного Единого квалификационного справочника, профстандарт содержит еще и дополнительные требований, предъявляемые к дальнейшей профессиональной переподготовки сотрудников по профилю ПД. Следует подчеркнуть, что особые условия допуска к работе, которые содержаться в исследуемом профстандарте, фактически повторяют нормы ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

К осуществлению ПД категорически не допускаются лица:

  • официально лишены права заниматься ПД по приговору судебного органа, который вступил в свою силу;
  • имеют или ранее имевшие судимость, подвергавшиеся УП (исключение – данное УП прекращено по реабилитируемым основаниям) за преступные деяния против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (исключение – незаконная госпитализация в специализированное учреждение, которое оказывает психиатрическую помощь, а помимо этого клевета), половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения страны и общественной нравственности, против основ конституционного строя и общей безопасности государства, мира и всего человечества, а помимо этого против общественной безопасности;
  • имеют неснятую или непогашенную судимость за иные преступные деяния, совершенные умышленно и которые относятся к тяжким и особо тяжким;
  • признаны недееспособными в порядке, который определен соответствующим законом федерального уровня;
  • имеют определенные заболевания, предусмотренные перечнем, принятым федеральным органом власти, реализующим соответствующие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в здравоохранительной сфере;
  • имели судимость за преступные деяния небольшой и средней тяжести;
  • имевшие УП по обвинению в совершении ранее упомянутых преступных деяний, но прекращенное по нереанимируемым основаниям [3, С.138].

Последние, упомянутые выше лица, допускаются к осуществлению ПД, но исключительно на основании решения, вынесенного комиссией по делам и защите прав несовершеннолетних граждан страны. Стоит отметить, что данная КДН создается исполнительным органом отдельного субъекта РФ.

В специализированной литературе выражена позиция, что в ч. 2 ст. 331 ТК РФ более корректно говориться не о категориях лиц, которые не допускаются к ПД, а об основаниях, ограничивающих занятие ПД. Это обуславливается тем аспектом, что трудовая правоспособность человека может быть ограничена по основаниям, которые установлены законодательством федерального значения [1, С.178].

Помимо этого, представляется, что перечень, установленный ст. 331 ТК РФ, необходимо дополнить такими важными основаниями, как лишение или ограничение в родительских правах на основании решения судебного органа, и ограничение дееспособности. Очевидно, что лица, ранее лишенные родительских прав или ограниченные в этих правах в отношении собственных детей по основаниям, которые закреплены в положениях ст. 69 и 73 Семейного кодекса РФ, не должны работать с другими несовершеннолетними. Кроме этого, необходимо учитывать, что ограничение дееспособности лица производится, как правило, при злоупотреблении этим лицом азартными играми, спиртными напитками или наркотическими веществами, поэтому лиц с подобными зависимостями также нельзя допускать к ПД в специализированных ОУ.

Ограничение на осуществление занятий ПД предусматривают и ряд иных действующих законов. Например, ст. 15 ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ закреплено, что для обеспечения государственной и общественной безопасности страны то лицо, которое принимало участие в экстремистской деятельности, по решению судебного органа может быть ограничен к занятию ПД в ОУ.

Подчеркивается, что ограничение или полный запрет на осуществление ПД распространяется как по отношению к определенным лицам, вступающими в прямой контакт со школьниками, воспитанниками по роду своей профессиональной деятельности, так и на весь кадровый состав (включая технический и иной персонал) специализированных ОУ. Это обуславливается тем аспектом, что подобный персонал, не задействованный в занятиях ПД, также осуществляет свою работу в ОУ и имеет возможность прямого взаимодействия с лицами, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста.

Представляется целесообразным установить дополнительные основания, ограничивающие занятие ПД: ограничение дееспособности, лишение родительских прав или ограничение в родительских правах.

Относительно отличительной специфике отстранения ПР от профессиональной ПД, нормы ТК РФ определяют следующее: работодатель (директор ОУ) должен произвести незамедлительное отстранение ПР от занятий ПД при получении от уполномоченных органов информации, свидетельствующей о том, что ПР подвергается УП за совершенные преступления, относящиеся к тяжким и особо тяжким (включая не упомянутые в абз. 3,4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ) на весь срок производства и рассмотрения дела, а именно до его полного прекращения или до вынесения и вступления приговора судебного органа в свою законную силу.

Отличительной спецификой регулирования трудовых отношений с ПР выступает обязательность прохождения ими предварительных медосмотров при приеме на работу, а помимо этого и периодических осмотров во время работы в отдельном ОУ. Представленная обязательность отражена в ст. 48 Закона № 273, в Приказе Минтруда России, Минздрава России от 31.12.2020 № 988н/1420н.

Помимо всего вышеуказанного, стоит отметить, что для ПР предусмотрен ряд дополнительных оснований для прекращения трудовых отношений с ПР (ст. 336 ТК РФ). К данным основаниям относятся: повторное грубое нарушение устава ОУ (в течение года); применение в отношении учеников таких методов воспитания, которые предполагают физическое и психологическое насилие; достижение возраста, после которого не допускается замещение занимаемой должности в ОУ (ст. 332 ТК РФ). 

Таким образом, в законодательстве страны предусмотрены определенные требования, предъявляемые к лицам, допускаемым к ПД в ОУ, связанные с отличительными особенностями правового статуса ПР, отличительной спецификой ПД, а помимо этого потребностью в обеспечении интересов несовершеннолетних обучающихся.

Характерной ОПР труда ПР является и то, что эта сфера регламентируется широким кругом нормативных актов федерального, регионального и местного уровня, а помимо этого локальными нормативно-правовыми актами ОУ и актами социального партнерства.

Список литературы

  1. Аверьянова М.И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных или муниципальных общеобразовательных организаций: дисс …канд. юрид. наук., М., 2014. С. 64; С. 178.
  2. Иванова Е.В. Правовое регулирование труда педагогических работников // Цифровая наука. 2020. №5. С. 163.
  3. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // под ред. А.А. Кирилловых. М., 2014. С.138.

Интересная статья? Поделись ей с другими: