УДК 331

Особенности оплаты труда педагогических работников

Сороковиков Андрей Васильевич – магистрант Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова.

Аннотация: В статье приведен формально-юридический анализ правовых основ действующих нормативно-правовых актов устанавливающих основы и регулирующих порядок оплаты труда педагогическим работникам в образовательных организациях. Раскрывается понятие системы оплаты труда педагогическим работникам в образовательных организациях. Акцентированно внимание на организацию оплаты труда педагогических работников образовательных организациях.

Ключевые слова: оплата труда педагогическим работникам, система оплаты труда, стимулирующие выплаты, тарифная система оплаты труда.

В ст. 129 ТК РФ закреплено понятие «оплата труда работника» (далее – ОТР). Под данным термином понимается вознаграждение за труд независимо от квалификации сотрудника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а помимо этого компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

В ст. 132 ТК РФ особо подчеркивается и закрепляется, что ОТР определяется на основании квалификации сотрудника, сложности выполняемой им работы, количеством и качеством затраченного труда. Помимо этого ОТР не имеет каких-либо ограничений по установления максимального размера (исключения составляют ситуации, закрепленные в ТК РФ).

Для регулирования ОТР педагогической сферы, особенное значение приобретают такие положения закона, которые содержатся в ст. 144 ТК РФ. В данной норме закреплено, что системы ОТР муниципальных учреждений определяются на основании коллективных договорных соглашений и локальных нормативных актов согласно действующим законам и правовым актам, формируемым и издаваемым на федеральном, региональном и местном уровнях.

Подчеркивается, что системы ОТР государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на основании единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочий, единого квалификационного справочника должностей руководителей [8], специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а помимо этого на основании существующих государственных гарантий по ОТР, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Трёхсторонняя комиссия) и мнения профсоюзов.

Реформированию системы ОТР послужил Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597. На основании данного Указа принято Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р [9]. Подчеркивается, что для того, чтобы должным образом упорядочить систему ОТР общеобразовательных учреждений, Минобрнауки России разработало соответствующие методические рекомендации по формированию системы ОТР [10]. В указанных методических рекомендациях закреплены фундаментальные принципы, нормы и условия ОТР, которые регламентируются действующим законодательском страны в сфере исчисления ОТР общеобразовательных учреждений, замещающих должности, которые включены в соответствующий перечень профессиональных квалификационных групп должностей сотрудников образовательных учреждений. Представленные методические рекомендации утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.05. 2008 № 216н [11].

В ст. 135 ТК РФ, Трёхсторонняя комиссия каждый год формирует и публикует перечень рекомендаций, которые напрямую связаны с установлением, на различных уровнях управления, систем ОТР государственных и муниципальных учреждений [12]. Рассматриваемые рекомендации обязательно принимаются во внимание при определении объемов финансового обеспечения деятельности указанных учреждений, к которым также относятся и образовательные учреждения. Основываясь на действующих федеральных актах утверждаются соответствующие региональные положения об ОТР [13]. Далее, уже на основании данных положений, муниципалитеты утверждают положения об ОТР муниципальных образовательных организаций (далее – МОО). 

Для наглядности рассмотрим г. Улан-Удэ, где было принято положение об ОТР в МОО, которые являются подведомственными Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ [14] (далее – Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР). Основная цель указанного положения состоит в совершенствовании существующей на текущий момент системы ОТР в МОО. 

Согласно представленному выше документу, ОТР в учреждении сферы образования, регулируется федеральными, региональными, муниципальными, а помимо этого локальными актами отдельного учреждения и определяется: единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональных квалификационных групп или профессиональных стандартов, государственных гарантий по ОТР, предусмотренных ТК РФ, перечня видов компенсационных и стимулирующих выплат, рекомендаций Трёхсторонней комиссии по установлению на различных государственных уровнях ОТР организаций образовательного направления, финансируемых из средств бюджетов, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при его отсутствии иного представительного органа работников МОО.

Учитывая положения новой системы ОТР, применяемой в учреждениях образования, в состав заработной платы включаются следующие составляющие:

  • должностной оклад;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие выплаты.

В содержании Постановления Администрации г. Улан-Удэ по ОТР определено, что ФОТ в МОО формируется с учетом объема выделенных ассигнований и средств из бюджета, которые поступают от предоставления платных услуг и иной деятельности, приносящей доход в денежном эквиваленте. ФОТ формируется посредством основных бюджетных ассигнований, а именно:

  • на финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в МОО, дополнительного образования в МОО;
  • на оплату труда обслуживающего персонала МОО;
  • на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим сотрудникам МОО;
  • на выплату соответствующего вознаграждения за выполнения основных функций классного руководителя квалифицированными сотрудниками МОО, которые реализуют образовательные программы (далее – ОП) начального, общего, основного общего, а помимо этого и среднего общего образования;
  • на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в МОО (для тех учреждений, которые имеют дошкольные группы, а помимо этого реализуют соответствующую образовательную программу дошкольного образования);
  • иные источники финансирования из бюджетных средств.

При этом ФОТ, согласно Положению, включает средства на ОТР образовательного учреждения, а помимо этого ФОТ включает определенные средства, в денежном эквиваленте, и на оплату труда административно-управленческого состава МОО, иных работников и учебно-воспитательного персонала. Подчеркивается, что доля последней категории сотрудников не превышает 40%.

Фонд заработной платы (далее – ФЗП) педагогов формируется на основании базовой части, компенсационных и стимулирующих выплатах. Базовая часть подразделяется на ФЗП аудиторной и неаудиторной занятости. Ее доля составляет не менее 70% ФЗП педагогов.

Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР определило коэффициенты аудиторной (далее – АЗ) и неаудиторной (далее – НАЗ) занятости. Они составляют 0,9-1 и в пределах до 0,1 соответственно. Говоря о соотношении двух упомянутых видов занятости учителей, а помимо этого порядка распределения неаудиторной занятости, стоит отметить, что в Постановлении подчеркивается, что данные вопросы регулируются отдельным образовательным учреждением, учитывая отличительные особенности и специфику реализуемой им образовательной программы.

Под АЗ сотрудника образования понимается объем фактической учебной нагрузки педагога, который определяется на весь учебный год и прописывается в трудовом договоре, подписанного сторонами, учитывая количество часов по учебному плану, рабочим программам, ОП, а помимо этого учитывая и кадровое обеспечение отдельного учреждения. При этом НАЗ включает такие виды работ, как:

  • проведение консультационных занятий и необходимых дополнительных занятий по предмету;
  • подготовка детей школьного возраста к различным олимпиадам, открытым урокам, всевозможным смотрам;
  • организация и обеспечение каждого кабинета основного состава всеми необходимыми специализированными пособиями и материалами дидактического характера;
  • должное обеспечение работы лабораторного кабинета и соответствующей безопасности на его территории;
  • иные виды деятельности и взаимодействия с детьми и их родителями (опекунами);
  • иные формы работ, не включенные в перечень основных обязанностей педагогического состава организации, но при этом напрямую сопряженные с деятельностью каждого отдельного МОО в рамках реализации ОП (3.1.5 Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР).

Стимулирующая часть ФЗП педагогов включает фонд тарифицируемых стимулирующих выплат и фонда стимулирующих выплат за качество выполненных ими работ.

Последний указанный выше фонд устанавливается в размере до 10% ФЗП педагогов. Подчеркивается, что здесь не принимается во внимание часть ФОТ, которая предназначена для начисления соответствующих компенсационных выплат, которые напрямую связаны с работой педагога на территории сельской местности или на территории той местности, где наблюдаются особенные климатические условия, а помимо этого в таких учреждениях, где условия несколько отклоняются от нормальных (стандартных).

Работодатель на протяжении всего финансового периода, согласно локальному акту МОО, руководителем которого он является, обладает правом превысить ограничения на сумму, которая не превышает объем экономии денежных средств по ФОТ.

Компенсационная часть ФЗП педагогов, согласно ст. 149 ТК РФ, определяется за работу педагога на территории той местности, где наблюдаются особенные климатические условия, сельской местности, а помимо этого в тех организациях, где условия несколько отклоняются от нормально принятых.

В состав компенсационной части ФЗП педагогов включаются выплаты за работу на территории той местности, где наблюдаются особенные климатические условия (районный коэффициент и северная надбавка), выплаты за сложность выполняемых работ и приоритетность отдельного учебного предмета.

В разделе 2 Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР закреплено, что ФОТ включает средства, предназначенные на оплату труда административно-управленческого состава персонала учреждения, иных работников и учебно-воспитательного персонала. Подчеркивается, что доля последней категории сотрудников не должна превышать порядка 40%.

Базовая часть ФЗП педагогов подлежит исчислению на основании стоимости бюджетной образовательной услуги на одного школьника (стоимость одного «ученико-часа»), а помимо этого она обеспечивает ОТР, отталкиваясь от количества учебных часов в комплексе с численностью детей, обучающихся в классах (часы АЗ), и часов НАЗ.

Стоимость одного ученико-часа определяется как стоимость бюджетной образовательной услуги, которая включает один расчетный час учебной работы с одним расчетным учеником согласно утвержденному учебному плату.

Подчеркивается, что каждое МОО самостоятельно осуществляет проведение расчета вышеуказанного показателя в пределах объема базовой части ФЗП педагогов, которая предназначена для оплаты их аудиторной занятости. 

Базовая часть заработной платы (ЗПбаз) рассчитывается по формуле:

ЗПбаз = Аз + НАз, руб.

где:

Аз - аудиторная занятость;

НАз - неаудиторная занятость.

Что касаемо АЗ, то она рассчитывается по формуле:

Аз = Суч * Кун * Н * Чп, руб.

где:

Суч - расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);

Кун - количество учебных недель в месяц (4,34);

Н - количество обучающихся по предмету в каждом классе;

Чп - количество часов по предмету по учебному плану в неделю в каждом классе.

Следует особо подчеркнуть достаточно сложный состав компенсационных выплат, включаемых в ФЗП педагогов. Так, в 3.3.2 Постановления Администрации г. Улан-Удэ по ОТР закреплено, что в нее включается ряд таких составляющих, как:

  • районный коэффициент, который определяется федеральными законами и законами Республики Бурятия;
  • процентная надбавка за стаж работы на территории тех районов, которые отличаются особыми климатическими условиями;
  • коэффициент сложности и приоритетность учебного предмета.

Относительно последнего указанного коэффициента, необходимо отметить, что он утверждается непосредственно руководителем образовательного учреждения при взаимодействии и согласовании с профсоюзом в зависимости от каждого предмета в отдельности. При определении данного коэффициента в особое внимание принимается его роль в итоговой аттестации обучающихся школьников, большая информативная емкость учебного предмета, большое количество всевозможных источников и многое другое.

Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР достаточно подобрано раскрывает содержание стимулирующей части ФЗП педагогов. Так, по вопросу начисления рассматриваемой части ФЗП в документе указано следующее:

  • данная часть ФЗП устанавливается в размере до 30% от ФЗП педагогов (не принимается во внимание часть ФОТ, которая предназначена для произведения соответствующих компенсационных выплат, напрямую связанных с работой педагога на территории той местности, где наблюдаются особенные климатические условия, сельской местности, а помимо этого в тех организациях, где условия несколько отклоняются от нормальных (стандартных));
  • включает постоянные (тарифицируемые) выплаты (за квалификацию педагога; дополнительная выплата за имеющиеся у отдельного педагога награды; дополнительная выплата за имеющийся у педагога педагогический стаж) и стимулирующие выплаты, начисляемые за качество выполняемой работы;
  • определенные виды, размеры и условия постоянных выплат закрепляются в отдельном локальном акте МОО.

К рассматриваемым выплатам относятся: выплаты, цель которых состоит в стимулировании учителей, работающих в МОО на достижение определённого качественного результата труда; выплаты, направленные на поощрение педагогов за выполненную работу.

Следует особо подчеркнуть, что для соответствующего денежного поощрения сотрудников МОО, за выполненную им работу, применяют такие виды стимулирующих выплат, как:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты труда (например, надбавка за стабильно высокие показатели эффективности трудовой деятельности);
  • выплаты за качество выполняемых работ (например, наличие ученой степени);
  • выплаты за стаж непрерывной работы в сфере образования, а помимо этого и выплаты за выслугу лет;
  • премиальные выплаты по результатам выполненной работы (например, по результатам месяца или года).

Примечательным является то, что относительно показателей стимулирующих выплат, рассматриваемое Постановление Администрации г. Улан-Удэ по ОТР, особо указывает и закрепляет, что порядок, размер и условиях подобных выплат в обязательном порядке подлежат определению на основании отдельного локального акта МОО.

Отмечается, что стимулирующие выплаты по результатам труда подлежат распределению органом самоуправления образовательного учреждения по непосредственному представлению руководителя данного МОО.

Таким образом, ОТР в сфере образования предполагает определенные размеры должностных окладов работников, компенсационные и стимулирующие выплаты. При этом критерии и размеры ОТР устанавливаются на основании коллективных договорных соглашений и локальных актов образовательного учреждения согласно нормам ТК РФ и иным нормативно-правовым актам РФ.

Список литературы

  1. Зернова И.С. Особенности начисления заработной платы педагогическим работникам // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 4. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Клячко Т.Л., Токарева Г.С. Заработная плата учителей: ожидания и достигнутые результаты // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 199-216.
  3. Назарова У.А., Вишневская Н.Г. Заработная плата педагогических работников общего образования в регионах российской федерации: парадоксы регионального рынка труда // Науковедение. 2014. № 5. 14 с.
  4. Майские указы по зарплатам бюджетников выполнили только 12 регионов в 2022 году // https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/04/26/972569-maiskie-ukazi-po-zarplatam-byudzhetnikov-vipolnili-tolko-12-regionov.
  5. Никодимова Е.П. Особенности оплаты труда педагогических работников //Заработная плата. Расчеты, учет, налоги. 2018. №5.
  6. Резер Т.М., Кириллова Ю.В. Управление педагогической деятельностью по результатам труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях: теоретический и практический аспекты // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. №2 (7).
  7. Численность и среднемесячная начисленная заработная плата работников Республики Бурятия в январе-апреле 2023 года/ URL: https://03.rosstat.gov.ru/infographics2022/document/210664?print=1.
  8. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) // Российская газета. 2010. № 237. 20 окт.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы»/ URL: http://government.ru/docs/all/85095.
  10. О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций»): Письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 // Администратор образования. 2018. № 4. Февр.
  11. Российская газета. 2008 г. 28 мая. № 113.
  12. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год: утв. решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 23декабря 2022 г., протокол № 11 / URL: https://docs.cntd.ru/document/1300612921.
  13. Постановление Правительства Республики Бурятия от 10.12.2014 № 620 «Об утверждении Положения об установлении систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений и фондов, финансируемых из республиканского бюджета» / URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0300202305170004?index=2.
  14. Постановление Администрации г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 24 августа 2021 г. № 192 / URL: https://docs.cntd.ru/document/574863651.

Интересная статья? Поделись ей с другими: