УДК 34

Правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации

Черномордов Олег Максимович – аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики

Аннотация: В статье рассматривается развитие особых экономических зон в России, обращается внимание на их расширение в рамках промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых типов. Исследование научных работ, диссертационного труда, Постановления правительства и Федерального закона предоставило возможность проследить развитие особой экономической зоны, что указывает на масштабное расширение за 18 лет функционирования на территории России.

Ключевые слова: правовое регулирование, Федеральный закон, особая экономическая зона, Постановление правительства, инвестиционные вложения.

Введение

Сегодня Российская Федерация, являясь мощной мировой державой, развивается в разных направлениях, масштабирует свои возможности, реализует различные проекты и государственные программы при помощи системы правовых средств с целью сделать свою страну высокоинтеллектуальной и организованной, способной учитывать интересы своих граждан, защитить права и способствовать развитию всех сфер деятельности через призму правового регулирования.

В работе рассматривается правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. Сегодня на территории государства активно работают 50 особых экономических зон (ОЭЗ) (31 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовых), что сравнительно выше, чем 5 лет назад: в 2018 году было известно лишь о 25 особых экономических зонах (9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9 туристско-рекреационных и 1 портовая) [8].

Реализация  ОЭЗ в России регламентируется Федеральным законом [9], а решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Важно выделить, что особые экономические зоны создаются на 49 лет. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 20.01.2023 №46, резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.  Следует обратить внимание, что стратегической целью ОЭЗ является развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, производства новых видов продукции.

На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырёх типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

В связи с вышепредставленной информацией, не вызывает сомнений актуальность темы исследования.

Методология

Цель настоящей работы ─ проанализировать правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации.

 Методы исследования: анализ, синтез, обобщение полученных данных.

Для проведения теоретического исследования, были использованы труды отечественных авторов: Е. А. Безиковой [1], К. Д. Гасникова [2], Е. В. Дятловой [3], Г. Г. Загайновой [4], А. Е. Пономаревой [6], Е. С. Ситникова [8] , Ю. А. Тарасовой [10], благодаря которым удалось изучить особые экономические зоны в России с точки зрения финансово-правового регулирования, как инструмента развития экономики российского государства, что позволило проследить настоящие статуса изучаемых зон.

Основная часть

Особая экономическая зона (ОЭЗ) является частью территории региона, где функционирует особый льготный режим предпринимательской деятельности, используется процедура свободной таможенной зоны. 

Важно обратить внимание, что в России с 2005 года в ОЭЗ принимают участие 36 стран, 1128 резидентов из 123 компаний. Далее необходимо подчеркнуть, что формирование ОЭЗ положительно оказывает влияние на экономику страну:

  • пакет инвестиций имеет оборот свыше 6,5 трлн. рублей;
  • инвестирование составляет свыше 990 млрд. рублей;
  • по официальным данным создано более 66 тысяч рабочих мест;
  • бюджет государства пополнили 368 млрд. рублей налоговые и таможенные платежи, страховые взносы [5].

Ссылаясь на труд А. Е. Пономаревой, удалось выяснить, что современные площадки ОЭЗ оснащены инновационной инфраструктурой. Автор выделяет преимущества ОЭЗ в рамках запуска новых проектов, локализации производства в России с выходом на мировой рынок:

  • снижена цена на выкуп земли, аренду;
  • налоговые льготы;
  • таможенные преимущества;
  • низкий порог административных барьеров;
  • оказание помощи для реализации инвестиционного проекта с обязательным сопровождением в лице управляющих компаний ОЭЗ [6].

Важно указать, что в 2023 году были приняты три закона, которые предусматривают создание свободной экономической зоны в Донецкой, Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. А. Е. Пономарева обращает внимание, что пакетом законов предлагается создать единую свободную экономическую зону:  льготные налоговые, льготные таможенные, режимы.  С целью восстановить экономику данных регионов, было принято установить специальную экономическую зону до 31 января 2050 года. Что касается вложенных инвестиций для осуществления стратегической  цели ОЭЗ, они составляют 30 млн. рублей, для малого бизнеса — 3 млн. рублей, для IT-компаний — 1 млн. рублей. Поддержку и регулирование инвестиционных проектов и программ ОЭЗ оказывает Фонд развития территорий как сопровождающее лицо.   

Изучая диссертационный труд А. Е. Безиковой, ОЭЗ представляет собой перспективное направление в связи с:

  • привлечением инвестиций;
  • активизацией предпринимательского потенциала;
  • повышением конкурентоспособности страны на мировой арене;
  • преимуществом финансово-правового характера;
  • по итогу ─ достижение высокого уровня финансовых возможностей региона.

Исследование  работ отечественных авторов: К. Д. Гасникова [2], Е. В. Дятловой [3], Г. Г. Загайновой [4], [6], Е. С. Ситникова [8] , Ю. А. Тарасовой [10] обращают внимание на фундаментальные основы следованию права ОЭЗ: Указы Президента РФ, постановления Правительства и Федеральный закон [9].

Рассмотрение вышеуказанных трудов подчеркивает правовое функционирование ОЭЗ со стратегической целью, направленное на совершенствование и развитие производства внутри страны (с целью отказаться от импорта), туризма и курортной сферы. Развитие особой экономической зоны предоставило возможность акцентировать внимание государства на создание новой технологии и видов продукции, что окажет положительное влияние на экономический баланс в стране. Расширение туристических и курортных зон способствует формированию новых проектов, нацеленных на развитие транспортной системы в связи с поступлением инвестиций от иностранных предпринимателей.

В связи с актуальным развитием ОЭЗ в рамках правового регулирования, государственный аппарат России нацелен на развитие промышленных и производственных особых экономических зон в связи с эффективностью резидентов.

Вывод

Подводя итоги теоретического исследования  настоящей работы, следует отметить, что сегодня особая экономическая зона является актуальным «проектом», в который вкладываются иностранные инвесторы, тем самым предоставляя возможность открывать новые программы, проекты, развивать «слабые регионы», что способствует развитию всей страны и экономическому прорыву к стабильности и повышению уровня жизни российских граждан. Ключевой задачей особой экономической зоны является выход регионов на один уровень с самыми развитыми регионами России.

Настоящее развитие особых зон помогает масштабировать возможности нашего государства, увеличивать государственный фонд за счет пополнения бюджета страны, развивать регионы, требующие восстановления с целью дальнейшего процветания как неотъемлемая часть державы.

Список литературы

  1. Безикова Е. В. Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.04 / Е. В. Безикова. ─ Москва, 2014. ─ 220 с.
  2. Гасников К. Д., Оболонкова Е. В. Правовое регулирование территорий с особыми условиями экономического развития в Российской Федерации // Журнал российского права. 2017. №1 (241). ─ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-territoriy-s-osobymi-usloviyami-ekonomicheskogo-razvitiya-v-rossiyskoy-federatsii(дата обращения:3.11.2023)
  3. Дятлова, Е. В. Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). — С. 342-345. ─ Режим доступа: https://moluch.ru/archive/141/39626/ (дата обращения: 03.11.2023).
  4. Загайнова Г. Г. Особая экономическая зона как правовой эксперимент развития территорий в Российской Федерации // Право. 2018. Т. 43. №3. ─ С. 519─524.
  5. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2022 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. ─ Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/cbb3dd2a3836539769b9a50284bd2888/otchet_oez_2022.pdf (дата обращения: 03.11.2023).
  6. Пономарева А. Е., Воротников А. М. Перспективы развития Арктической зоны РФ через призму зарубежного опыта // Экономика. 2023. №2 (14). ─ Режим доступа: https://arctic2035.ru/n14-p44 (дата обращения: 03.11.2023).
  7. Постановление Правительства РФ от 20.01.2023 №46 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по созданию, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры особых экономических зон». ─ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438033/25235e5349ce5fec22b0cccb7d1383adfbc0c168/ (дата обращения: 03.11.2023).
  8. Ситников Е. С. Проблемы правового регулирования статуса особых экономических зон // Юридические науки. 2018. №13. ─ Режим доступа: http://novaum.ru/public/p716 (дата обращения: 03.11.2023).
  9. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 №116-ФЗ ст. 1 (ред. от 04.08.2023). ─ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/2ff71ac0d8f9ff39943e4001ed6d7fb27b645e7e/ (дата обращения:3.11.2023)
  10. Тарасова Ю. А., Бобкова Т. С., Кожевникова С. А. К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России // Вестник Евразийской науки. 2018. №3. ─ Режим доступа: https://esj.today/PDF/30ECVN318.pdf (дата обращения:3.11.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: