УДК 342.5

Взаимодействие государственной власти и местного самоуправления как фактор эффективного управления в Российской Федерации

Гацко Максим Александрович – магистрант Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматривается современное состояние системы управления на федеральном уровне и уровне местного самоуправления с позиции принятия решений и реализации отдельных мероприятий на территории Российской Федерации и отдельных муниципальных образований; анализируются особенности и формы координации органов государственной власти и органов самоуправления при разрешении общих и локальных вопросов, проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправление; анализируются правовые последствия проблем взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для населения муниципальных образований.

Ключевые слова: государственная власть, местное самоуправление, органы государственной власти, органы местного самоуправления, муниципальное образование.

В Российской Федерации разграничение управленческой власти по трем уровням (федеральному, региональному и местному) играет большое значение для организации общественных отношений, при этом не только, в том числе, отношений между органами власти соответствующих уровней, но и между органами различных уровней. Российская Федерация, являясь огромным и структурированным государством, каждый элемент которого имеет свой особенный правовой статус, при этом является и государством, где функционирование каждого элемента важно не только само по себе, но и во взаимодействии с другими.

На современном этапе развития российского общества не поддается сомнению тот факт, что управление таким огромным государством, где каждая территориальная единица обладает своим правовым статусом и самостоятельностью, невозможно представить без существования соответствующего управленческого аппарата. И здесь становится очевидным, что такой аппарат не является идентичным, если говорить об идентичности в контексте сходств и различий между властью различных уровней. Так, федеральная власть, распространяющаяся на всю территорию Российской Федерации и являющаяся высшим звеном управленческой системы, значительно отличается по порядку организации внутренних отношений от местного самоуправления, которое является в системе триады власти самым низшим звеном. Однако нельзя и отрицать тот факт, что и местная власть, и федеральная – это публичная власть, и такая общая природа обуславливает наличие схожих черт. Как отмечают Ю.Г. Скрипкина и Н.А. Корсикова, такими чертами можно назвать следующие:

  • институционализированный характер (происхождение местного самоуправления от законодательства, а не от воли населения);
  • право самостоятельного формирования собственного бюджета, наличием муниципальной собственности и другими гарантиями самостоятельности местного самоуправления, подтверждает самостоятельность и структурную обособленность местного самоуправления как общеобязательного социального института;
  • наличие собственного специфического обособленного аппарата, осуществляющего власть местного самоуправления путем принятия управленческих решений должностными лицами;
  • властные полномочия реализуются непрерывно как жителями, так и органами местного самоуправления;
  • правовой характер ее деятельности, означающий, что муниципальная власть осуществляется в рамках законов и иных нормативно-правовых актов;
  • общеобязательность и принудительный характер;
  • установление местных налогов и сборов и их мобилизация в доходную часть бюджета [4, с. 64].

Но самый важный аспект кроется на в сходствах различных уровней власти, а в их различиях, потому как различия напрямую повлияли на необходимость выработке специальных правовых механизмов, позволяющих разным уровням взаимодействовать друг с другом по различным вопросам. Это можно объяснить и тем, что местное самоуправление охватывает существенно отличающийся от федеральной власти объем территории, а потому достаточно ограничено в кадровых, экономических ресурсах. В связи с этим в ситуациях, когда остро встает вопрос нехватки таких ресурсов или другие проблемы, местное самоуправление самостоятельно не в состоянии удовлетворить потребности населения. И именно для этого и существуют механизмы «помощи» местному уровню со стороны федерального или регионального.

Л.И. Таймазова отмечает, что подобного рода взаимодействие имеет определенные формы:

  • инициируемые государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • реализуемые по инициативе самих органов местного самоуправления;
  • инициированные государственными органами и органами местного самоуправления совместно – в случаях заключения договоров, контрактов, создания консультативных или координационных органов [5, с. 95].

Однако нельзя забывать, что местная власть в современном российском обществе – не однозначно самостоятельна и независима, как это должно вытекать из существа федерального законодательства. При решении многочисленных вопросов на местном уровне, например, требуется получение своеобразного одобрения от уровня выше, что создает своеобразную цепочку зависимостей в решении проблем. Об этом свидетельствуют, например, положения статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», посвященные отрешению главы муниципального образования и главы местной администрации за нарушения, допущенные перед государством [3, ст. 74]. Сама формулировка «перед государством» весьма спорная, потому как создается впечатление, что такая мера ответственности применима лишь тогда, когда выше указанные субъекты допускают нарушение «глобальных прав и законных интересов», при этом обязательно участие в самой процедуре и суда, и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Такого рода процедуры, требующие участие не только органов местного самоуправления, обуславливают затягивание процессов, несут вред управленческой системе на местном уровне.

Некоторые авторы также отмечают, что на общем качестве взаимоотношений между местной властью и более старшими звеньями системы управления сказывают и стимулирующие меры. Так, например, К.А. Година приводит следующие перечень мер, которые положительно должны сказывать на формировании взаимодействия между верхними звеньями власти и местной:

  • принятие федеральных и региональных программ развития местного органа власти;
  • разработка модельных проектов муниципальных юридических действий;
  • оказание органам местного самоуправления финансовой помощи в решении вопросов местного значения;
  • предоставление органам местного самоуправления материальных ресурсов для решения вопросов местного значения;
  • организация государственными органами профессионального обучения, переквалификации, профессионального развития муниципальных сотрудников, избранных и других сотрудников местного органа власти;
  • оказание методической помощи местным органам власти [1, с. 65].

Хотя обозначенные аспекты не являются исчерпывающими, они позволяют сделать вывод о том, взаимодействие государственной и местной власти не строится на равенстве, потому как местная власть по своей природе находится в своеобразном подчинении и зависимости от государственной. Потому и государственной власти необходимо не оказывать давление на местный уровень, а, наоборот, осуществлять поддержку во многочисленных формах для того, чтобы управление каждым территориальным элементом Российской Федерации осуществлялось эффективно, хотя и не все могут быть с этим согласны, потому как формально это может свидетельствовать об отступлении от принципа автономии местного самоуправления [2, с. 176].

Список литературы

  1. Година К.А. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 11 (32). С. 62-67.
  2. Губачева К., Аминов И.Р. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 12-2. С. 175-180.
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г. : одобрен Советом Федерации 24 сент. 2003 г. : [ред. от 04 авг. 2023 г.] // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  4. Скрипкина Ю.Г., Корсикова Н.А. Взаимодействие понятий «Государственная власть» и «Местное самоуправление» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (85). С. 61-65.
  5. Таймазова Л.И. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления: формы, правовая регламентация // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 94-96.

Интересная статья? Поделись ей с другими: