УДК 34

Зарубежная практика правового регулирования контролируемых сделок с участием взаимозависимых лиц

Альмашова Елена Сергеевна – магистр, ведущий юрисконсульт Специализированного застройщика «Рублёво-Архангельское»

Аннотация: В статье представлен краткий обзор зарубежной и международной практики правового регулирования контролируемых сделок с участием взаимозависимых лиц.  Автор подробно исследует основные квалифицирующие признаки признания лиц взаимозависимыми в зарубежных странах. Приводится анализ законодательства США, Германии, Франции, Индии, Китая, Казахстана. Автор подробно рассматривает документы ОЭСР в части трансфертного ценообразования. Методологической основой исследования являлись общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, обобщение, также автором использовались частно-научные методы исследования, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический. Научная новизна исследования обусловлена анализом зарубежного опыта правового регулирования контролируемых сделок с участием взаимозависимых лиц в целях разработки предложений по совершенствованию правового регулирования подобных сделок в России.

Ключевые слова: контролируемые сделки, взаимозависимые лица, методы ценообразования, международное налогообложение.

В современных условиях предпринимательская деятельность крупных компаний имеет значительное число рисков, в том числе налоговых. К таким рискам можно отнести и риски организаций при государственном регулировании финансовых потоков в контролируемых сделках с участием взаимозависимых лиц. 

В обычных условиях процесс ценообразования выглядит как достижение баланса между предложением и спросом, между интересами продавца и покупателя, которые, как правило, противоположны. Такая картина справедлива для продавцов и покупателей, независимых друг от друга, но если они входят в одну корпоративную группу и взаимно зависимы (ассоциированы), то расклад кардинально меняется. Служебные отношения и совместная деятельность в этом случае непосредственно влияют на цены в сделках между взаимозависимыми лицами, которые стремятся минимизировать налоговые отчисления.

Так, например, автомобиль, покупаемый в России, может быть спроектирован в ОЭА, собран в Китае из компонентов, поставляемых из Индии и прорекламирован за счет средств компании, находящейся в Сингапуре. Причем все указанные организации могут являться одной группой компаний.

В настоящее время нет единого международного подхода к определению критериев взаимозависимости. Возможно, причина заключается в том, что нарушение законодательства возникает не во всех случаях, а только при создании достаточно специфичных условий.

Пункт 1 ст. 9 «Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал» [1], касающийся ассоциированных предприятий, содержит определение подобных организаций. Они ассоциированы, когда:

1) одна компания напрямую либо косвенно принимает участие в капитале, контроле, управлении другой компанией;

2) в контроле, управлении, капитале рассматриваемых компаний задействованы одни и те же лица.

В Налоговом кодексе РФ подобные лица называются «взаимозависимыми».

Что интересно, некоторые страны, формально не являясь участниками ОЭСР, стремятся реализовать заложенные в разработанных ОЭСР документах принципы, в числе этих стран находится и Российская Федерация. Так, Индия не является членом Организации экономического сотрудничества и развития, но индийское законодательство о так называемом трансфертном ценообразовании, учитывающем интересы различных подразделений одной группы компаний, основывается именно на подходах и рекомендациях ОЭСР. В индийском налоговом законодательстве есть прямые указания на использование принципов ОЭСР, если они не противоречат местным нормативным актам по трансфертному ценообразованию.

Одновременно в документах ОЭСР отмечается, что государства-участники имеют право применять и другие критерии и основания взаимозависимости.

Грундел Л. П. и Малис Н. И. пишут, что «в налоговом законодательстве зарубежных стран реализовано два основных подхода к определению взаимозависимости сторон по сделке: формальный и фактический. При формальном подходе рассчитывается доля участия. При фактическом подходе анализируют взаимоотношения между сторонами. При анализе сделок в целях выявления фактической взаимозависимости налоговые органы следуют принципу преобладания экономической сущности сделки над ее юридической формой, что позволяет связанные сделки рассматривать как одну сделку» [9].

В отдельных странах взаимная зависимость лиц считается признанной, если одно из них владеет пятидесятипроцентной (и выше) долей в капитале другого. К примеру, в США в таких случаях сделка автоматически становится контролируемой. В Китае, Германии, России аналогичное пороговое значение устанавливается в 25 процентов, а в Казахстане – всего в 10 процентов.

Во Франции же сделка является контролируемой в случае, когда одна компания непосредственно владеет значительной (большей) долей уставного капитала другой компании. Выявленная взаимозависимость между организациями согласно национальному законодательству требует проведения разбора взаимных отношений между сторонами такой сделки.

В Сингапуре взаимозависимыми лицами (с точки зрения интересов налогообложения) считаются организации, так или иначе контролирующие другое лицо, а кроме того, все лица, контролируемые одним и тем же лицом (компанией). При этом понятие контроля в каждой ситуации уточняется отдельно [10].

Во Франции, Германии, Голландии органы налогообложения могут осуществлять проверки любой цепи купли-поставки товаров, независимо от суммы сделки, а лишь подозревая организацию в манипулировании ценами и получении незаконных доходов. В Бельгии отсутствуют отдельные нормативные акты, касающиеся трансфертного ценообразования, все подобные правовые отношения регулируются налогово-правовыми кодексами; параллельно существует и казуальная (в каждом отдельном случае) регуляция различных аспектов утверждения цены сделки [10].

В США в первую очередь устанавливают экономическое содержание сделок между взаимозависимыми организациями, когда имеет место контроль между связанными сторонами сделки. Контроль в данном случае рассматривается как право одного лица навязывать свою волю другому лицу, определяя его решения. Налоговый Кодекс США утверждает, что если подобный контроль имеет место, то его ведущее лицо обязательно использует свое положение для того, чтобы добиться налоговых преимуществ. Однако в этом Кодексе отсутствует точное определение понятия «контроль», оно зависит от контекста и ситуации, и может означать более чем пятидесятипроцентное участие (организацией либо индивидом) в другой компании, но в иных случаях могут фигурировать другие цифры преимущественного владения. Надо отметить, что контроль в любом случае означает преобладающее участие в другой корпорации. При этом конкретная доля владения контролирующим пакетом – ровно пятьдесят процентов или более – устанавливается контекстуально, в зависимости от ситуации.

Кроме того, Налоговый Кодекс США пытается урегулировать взаимоотношения, при которых одно лицо по факту укрывается за другим. У них могут фигурировать разные записи в реестрах, различные идентификационные номера, но законодательно они взаимозависимы. Как пример, взаимоотношения в рамках доверительного управления (траста) между доверителем и попечителем, как организации с одним участником. Подобные взаимозависимости устанавливают каждый раз отдельно, при непосредственном проведении сделки.

Одновременно, к примеру, в Канаде, в административных единицах работают так называемые «провинциальные налоговые законы», точнее определяющие суть взаимозависимых организаций:

- связанными между собой считаются корпорации, где одна организация фактически является дочерней компанией другой организации, либо обе эти компании, в свою очередь, дочернии для третьей компании;

- дочерней признают компанию с 95 процентами участия другой организации и ее дочерних компаний.

То есть здесь законодательно закреплено безусловное владение какой-либо компании другой компанией.

Как развитые, так и развивающиеся страны активно противодействуют манипулятивным действиям взаимозависимых корпораций в их внутренних сделках, применяя положения и нормы национальной и международной законодательных баз, одновременно создавая собственные системы всестороннего регулирования подобных сделок.

Список литературы

  1. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных корпораций и налоговых служб, 1995. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oecd.org/ctp/transfer-pricing/transfer-pricing-guidance-on-financial-transactions-inclusive-framework-on-beps-actions-4-8-10-russian.pdf
  2. Трансфертное ценообразование: Практическое руководство для развивающихся стран (UN Practical Transfer Pricing Manual for Developing Countries), 2012. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/uploads/2014/08/UN_Manual_TransferPricing.pdf
  3. European Union Transfer pricing and developing countries. Final report // [Электронный ресурс] - Официальный сайт Европейской Комиссии – Режим доступа: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/
  4. OECD «Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations», 2010 // [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития – Режим доступа: http://www.oecd.org/ctp/transfer-pricing/transfer-pricing-guidelines.htm
  5. OECD Revision of the special considerations for intangibles in chapter VI of the OECD Transfer pricing guidelines and related provisions, 2012 // [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития – Режим доступа: http://www.oecd.org/ctp/ transfer-pricing/50526258.pdf
  6. OECD Model Tax Convention on Income and on Capital, 2010 // [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития – Режим доступа: http://www.oecd.org/tax /treaties/ oecdmtcavailableproducts.htm
  7. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2022.// [Электронный ресурс] - Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития – Режим доступа: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm
  8. United Nations Handbook on Selected Issues in Administration of Double Tax Treaties for Developing Countries, New York, 2013 // [Электронный ресурс] – Официальный сайт Организации объединенных наций – Режим доступа:http://www.un.org/esa/ffd/documents/UN_Handbook_DTT_Admin.pdf
  9. Грундел Л. П., Малис Н. И. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России: Учебник. / Л. П. Грундел, Н. И. Малис. М., Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. C. 250.
  10. Каменков М. В. Проблемы налогообложения взаимозависимых лиц: дис. канд. наук: 12.00.04 – Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, 2016. С. 164
  11. Нагорный М. Г. Финансовое регулирование сделок между взаимозависимыми компаниями: дис.канд. экон. наук: 08.00.10.-Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2017.
    С. 143.

Интересная статья? Поделись ей с другими: