УДК 34

Третейские разбирательства в России

Разумовская Владислава Викторовна – аспирант Университета управления «ТИСБИ»

Аннотация: В данной статье анализируются третейское разбирательство как эффективный, быстрый и относительно дешевый способ разрешения многих имущественных и правовых конфликтов. Эти конфликты могут составлять и уже составляли национальные судебные процедуры по таким спорам. Подчеркивается, что третейский суд, который лишь недавно завершил этап своего формирования в России, объективно нуждается в дальнейшем развитии и совершенствованию как одна из наиболее эффективных форм защиты имущественных прав и интересов предпринимателей.

Ключевые слова: третейский суд, третейское разбирательство.

Третейские разбирательства в России имеют глубокие исторические корни. Многолетнее применение третейских судов в качестве институтов гражданского общества в России привело к значительному усовершенствованию этого института. В настоящий момент третейский суд в России – важный институт гражданского права, обеспечивающий участникам процесса защиту их прав и интересов в рамках установленного законом процесса. В дополнение к собственно арбитражным процедурам существуют методы разрешения споров, которые также используются в процедурах. В частности, это система досудебного урегулирования споров, «досудебное разбирательство», в которой стороны предлагают решение проблемы при посредничестве арбитражной организации или арбитра и устраняют проблему без дальнейших судебных разбирательств. Кроме того, наш опыт показывает, что если в судебном процессе есть явное нарушение, оно может быть устранено путем заключения мирового соглашения.

В соответствии с гражданским процессуальным законодательством, судебная система обладает полномочиями по разрешению споров, если стороны пришли к мировому соглашению, то примирение сторон происходит через арбитраж. КАС рассматривает следующие споры:

  • споры, возникающие при заключении, исполнении, изменении, расторжении договоров, включая споры, вытекающие из договора строительного подряда;
  • споры из правоотношений, связанных с арендой и пользованием общим имуществом в многоквартирном доме, включая спор о праве занимать часть общего имущества в многоквартирный дом со стороны арендатора или пользования общим имуществом МКД со стороны арендодателя;
  • дела о признании договоров недействительными и о применении последствий недействительности ничтожных сделок;
  • хозяйственные споры, связанные с долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • любые другие дела.

По договору строительного подрячика исполнитель обязуется выполнить определенные виды работ, а заказчик обязуется принять и оплатить их, если работы выполнены надлежащим образом и в полном объеме и при условии, что в установленный срок будет подписан акт приемки работ. Подрядчик имеет право на получение прибыли, поэтому он должен возместить убытки, причиненные отказом заказчика оплатить выполненные работы. При этом подрядчик должен доказать отсутствие своей вины в нарушении условий договора. В противном случае, подрядчику грозит штраф, а также по этому договору заказчика можно лишить права на владение квартирой, нежилым помещением или другим объектом недвижимости. Следует обратить внимание, что договор подряда достаточно распространен, его заключение сопряжено с рядом проблем. В ст. 702 ГК РФ предусмотрен случай освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Развитие третейские разбирательства связано с формированием рыночных отношений, основанных на полной независимости хозяйствующих субъектов. Следствием того, что участниками торгового оборота стали не только государственные, но и частные организации и граждане-предприниматели, является большое количество совершаемых ими сделок, и, как естественный результат, увеличилось количество споров в хозяйственной деятельности. Будь то в рамках национальной судебной системы или с использованием альтернативных методов разрешения правовых конфликтов, арбитраж является основным из них.

Правовой и организационный статус Постоянной Палаты третейских судов Третейского суда – Профессиональной организации, созданной для разрешения и разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности с участием предпринимателей, созданный в соответствии с Федеральным законом ЦО третейском судопроизводстве» № 102-ФЗ от 24.07.2002, признанной компетентным третейским судом при Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия), созданной Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 09.06.2010, членом (генеральным секретарем) которой является судья Арбитражного третейский суда г. Москвы А.Л.Бородин (далее – А.Т.Т.).

Правовой статус третейского суда – публичность и срочность – следует учитывать при осуществлении контроля за исполнением арбитрами принятых решений.

Следует обратить внимание на следующие законодательные положения:

  • третейский суд должен осуществлять контроль (в форме рассмотрения сообщений о нарушениях порядка его деятельности) над исполнением решений арбитров, принимаемых им в рамках его уставной деятельности;
  • в третейском суде может быть создан постоянный коллегиальный орган, который будет осуществлять контроль за деятельностью арбитров;
  • решение коллегии третейских судов по спорному вопросу должно быть окончательным и не подлежащим обжалованию.

Дополнительные гарантии прав и интересов субъектов третейской деятельности, а также субъектов инвестиционной деятельности будут обеспечиваться на основе реализации нормы закона о государственном регулировании инвестиционной деятельности в части, касающейся правового статуса арбитражных судов, а именно:

  • арбитражные суды в целях обеспечения прав и законных интересов их субъектов могут наделяться дополнительными полномочиями по осуществлению контроля и надзора, в том числе: в части выполнения решений арбитражных органов;
  • в части признания недействительными и (или) отмены решений арбитражного суда о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, которые могут нарушать права и законные интересы субъектов;
  • арбитражный суд может направлять предписания (в порядке ст. 85 АПК РФ) о прекращении права собственности и иных вещных прав, а значит, в отношении арбитров и их собственников;
  • решения арбитражного судебного органа по спорам о признании и приведении в исполнение таких решений могут быть обжалованы в арбитражный апелляционный суд;
  • заинтересованные лица, которые имеют права на имущество, не являющееся предметом спора, могут обратиться в арбитражные органы в порядке, установленном законодательством о третействе, и получить компенсацию за убытки, причиненные им в результате действий и решений арбитражной инстанции.

Уполномоченный орган государственного контроля за осуществлением третейскими судами своих функций по разрешению споров и привлечению к ответственности за нарушения своих обязанностей имеет право, в порядке ст. 109 АПК, вынести предупреждение арбитражному суду о нарушении законности его деятельности. Особые гарантии, касающиеся имущественных отношений, смогут обеспечить введение упрощенной процедуры расторжения трудового договора с арбитражным управляющим (ч.1 ст. 5 Закона).

Упрощенная процедура расторжения (ликвидации) акционерного общества до минимума снижает объемы арбитражных споров. Этим законом устанавливается, что увольнение арбитражного управляющего по заявлению акционеров является основанием для назначения внеочередного заседания совета директоров или собрания акционеров.

 Согласно статье 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления гарантий защиты прав и законных интересов предпринимателей» от 23.06 2010 № 118-ФЗ в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены изменения, согласно которым арбитражные суды уполномочены рассматривать дела о банкротстве, в том числе в деле о несостоятельности Третейского арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее Комиссия).

 Из данного определения можно сделать вывод о том, что особенности правового статуса и деятельности Комиссии, а также вопросы, связанные с применением норм Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102 «О финансово-промышленных группах» (далее Финансово-Промышленные группы) составляют для Комиссии особое значение, поскольку на Комиссию, как на постоянно действующее третейское судопроизводство Федерального уровня возложена обязанность рассматривать споры с участием граждан и юридических лиц, предметом которых являются имущественные отношения.

 Данный вывод подтверждается материалами дела.

 Так, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2008 № 12204/08 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил иск государственного учреждения к ООО «Инвест» о взыскании задолженности по договору поставки нефтепродуктов, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки за нарушение срока возврата основного долга, процентов на сумму просроченного основного долга за пользование ссудной суммой.

Для того чтобы процедура третейской оговорки завершилась успешно, необходимо наличие согласия всех третейских судей на предложение ее сторонам. Можно сказать, что прецедентная процедура, которую утвердил ЕСПЧ, основана на праве сторон самостоятельно определять очередность решения вопроса о третейском разбирательстве.

 С момента принятия ЕСПЧ процессуальные правила установлены, и все стороны приняли на себя обязательства по их выполнению.

 Существует также возможность отмены решения третейским судом путем применения процедуры пересмотра (reduzionen), а затем вынесения нового решения на основе новой интерпретации. Законодательство большинства стран допускает, что применение процедуры пересмотр прямо связано с предусмотренной в решении третейско-судебного органа повесткой дня. Решения по процедурам, предусмотренным в правовых актах разных стран, могут меняться. Здесь речь идет о процедуре однозначного толкования закона и правил самих сторон при взаимном согласии в отношении вопросов толкования.

Поэтому, конечно, процессуальные правовые нормы, предусмотренные в части приведения в исполнение решения по арбитражному спору, не могут быть произвольно применены и истолкованы. Здесь нет места незаконным действиям.

Толкование относится к толкованию норм и правил поведения, возникающих в процессе урегулирования споров в ситуациях, которые могут быть истолкованы как связанные с рассмотрением споров. Для того чтобы толкование имело право на существование, стороны (истец и ответчик) обязаны соблюдать правила толкования, изложенные в решении.

 Если стороны оспорят законность апелляционного решения Третьего суда по этому делу, они будут оспаривать это решение и само решение суда, что в конечном итоге приведет к ограничению их права на судебную защиту.

 Нерешенный вопрос является очень актуальным вопросом, который затрагивает не только законные интересы предпринимателей, но и законные интересы государственных органов (например, Федерального органа финансового надзора, Бухгалтерии, налогового органа и т.д.).

 По этому вопросу в некоторых странах даже существует законодательство, предусматривающее, что стороны обязаны принять решение о толковании решения третейского суда.

Например, в статье 115.1 Закона о применении международных договоров Российской Федерации толкование договоров требует участия заинтересованных сторон, особенно их представителей.

 Что касается Российской Федерации, то законодательство предусматривает, что Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы имеют право принимать решения.

 Поскольку материалы дела подтвердили эти обстоятельства, арбитр не увидел в действиях государственного органа никаких признаков недействительности оспариваемого договора купли-продажи и требования к ответчику исполнения договора.

Рассмотрение споров третейским судом выгодно по сравнению с национальными судебными разбирательствами благодаря низкой стоимости, высокой эффективности, строгой конфиденциальности и упрощенным процедурам. В то же время несовершенство законодательных норм арбитражного судопроизводства, отсутствие специализированных комплексных теоретических исследований в этой области и противоречивость судебной практики по оспариванию и исполнению решений третейского суда привели к нестабильности деятельности третейского суда.

Период современных арбитражных процедур начался в 1991 году с принятием Закона Российской Федерации «Об арбитражных судах». В соответствии с положениями статьи 7 настоящего Закона, с согласия заинтересованных сторон экономические споры, которые возникли или могут возникнуть в рамках юрисдикции третейского суда, могут быть переданы в третейский суд для урегулирования до их принятия третейским судом. Это правовое положение является не столько политической предпосылкой, сколько юридической предпосылкой для восстановления арбитражного суда в России.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации стала важным политико-правовым документом. На этой основе было сформулировано отношение к арбитражным судам и их статусу в российской судебной системе. В частности, в концепции судебной реформы указывается, что диверсификация деятельности третейских судов является позитивной точкой зрения, и подчеркивается необходимость создания третейских судов не только по каждому делу, но и на постоянной основе.

В Федеральном законе от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «Об третейских суде Российской Федерации» является основным законодательным актом, регулирующим порядок формирования и деятельности арбитражного суда Российской Федерации. Кроме того, данный законодательный акт также предусматривает такие важные вопросы, как исполнение решений, принятых третейским судом, и определенные государственные гарантии работы третейского суда. Без этих вопросов деятельность этого правового института, направленная на разрешение правовых споров, возникающих между субъектами гражданского судопроизводства, не может быть эффективной.

Согласно законодательству о судебной системе и судоустройстве, арбитражный суд не является частью национальной судебной системы и не является неотъемлемой частью российской судебной системы. Арбитражный суд – это учреждение, выполняющее функцию защиты прав граждан. Для него характерна особенность формирования правил и процедур урегулирования споров [1, с. 51].

Производный характер третейских судов заключается прежде всего в их ограниченном использовании. Это связано со статутом лица, которое может быть участником разбирательства в третейском суде, и характером спора, который в принципе может быть передан в третейский суд.

Во-вторых, только по соглашению сторон спора права граждан могут быть защищены в арбитражном суде. В то же время арбитражные суды являются частью национальной системы юрисдикции, поскольку в соответствии с действующим законодательством эти учреждения имеют право разрешать споры, связанные с законами.

Российская доктрина традиционно анализирует четыре основные теории правовой природы третейских судов: договорную, процессуальную, гибридную и автономную [2, с. 61].

Некоторые сторонники теории «контракта» считают, что арбитражные суды - это обычные гражданско-правовые отношения. По их мнению, соглашение о передаче спора в третейский суд является обычным гражданско-правовым договором, который создает для сторон гражданско-правовые обязательства, в том числе обязательство выполнять решение, принятое третейским судом, поскольку стороны считают, что они ранее отказались от своих прав и признали права третейского суда. другая сторона в споре, если решение третейского суда будет таким. Другие сторонники этой теории заявляют, что арбитры являются «мандатариями» сторон, действующими от их имени, а принимаемые решения являются контрактами, заключенными от имени сторон. В случае неисполнения таких соглашений в государственные суды может быть подан обычный судебный иск.

Другой трактовкой правовой природы третейских судов являются сторонники процессуальной теории, которая трактует третейские суды как особую форму национального правосудия. Все элементы и стадии третейского разбирательства, включая соглашение о передаче спора в третейский суд - как предмет процессуального права, так и арбитражное решение - являются то же самое, что и решение национального суда. Согласно процессуальному законодательству, деятельность арбитров такая же, как и у судей государственных судов.

Отличительной особенностью арбитражного разбирательства является иерархическая структура правового воздействия источников вышеупомянутого арбитражного разбирательства. Учитывая, что существует несколько обязательных правил для арбитражного разбирательства, можно сделать вывод, что основным источником арбитражного разбирательства с наибольшей юридической силой является соглашение сторон арбитража.

Могут применяться правила Постоянной палаты Третейского суда.

В третейском разбирательстве, только если это не противоречит условиям соглашения сторон. Кроме того, закон точно связывает их существование с волей сторон третейского соглашения, поскольку считает их частью этого соглашения. Другими словами, третейский регламент регулируется волей самих сторон, а не волей третейского суда. Настоящие правила могут быть пересмотрены по соглашению сторон.

Наиболее необычным источником надзора за арбитражным разбирательством является усмотрение третейского суда. Из-за особенностей надзора за процессуальной отраслью разрыв намного меньше, чем в правилах арбитражной процедуры. Последовательность и единство последнего гораздо ниже, поскольку оно во многом определяется сторонами спора. Это вызвало процедурную проблему. Эти вопросы не регулируются арбитражными процедурами или правовыми нормами из других источников, но должны быть решены, поскольку отсутствие такого контроля препятствует урегулированию споров. Чтобы устранить этот пробел, было применено усмотрение состава суда, рассматривающего спор.

Пункт 3 статьи 19 Закона об третейском суде четко оговаривает это право, которое включает независимую разработку судом соответствующих процессуальных норм под руководством основных принципов российского права, арбитражных принципов, равное отношение к сторонам и факторы, способствующие сторонам [4].

Третейский суд является специальной юрисдикцией для защиты нарушенных или оспариваемых имущественных прав предпринимателей, и его полномочия основаны на воле сторон, которые их создали. В то же время эти полномочия ограничены законом - согласно пункту 2 статьи 1 Закона об третейском суде, в нем могут рассматриваться споры, возникающие из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По смыслу закона речь идет о частном праве, в основном о договорных спорах между предпринимателями, которые не затрагивают публично-правовые отношения.

Функция, выполняемая третейским судом – защищать права нарушенных или оспариваемых граждан путем разрешения переданных им споров, – имеет публично-правовой аспект, поскольку является одним из правовых инструментов обеспечения правопорядка в стране. Это также отражено в некоторых правовых структурах, которые обеспечивают эффективность деятельности третейского суда, таких как принятие мер по обеспечению исков; приведение в исполнение решений арбитражного суда при содействии и одобрении национального суда; и право оспаривать решения, принятые арбитражным судом государства суд [3].

Объяснение того факта, что третейский суд не является частью российской государственной судебной системы, заключается в том, что арбитражный суд, как частное юридическое лицо, не осуществляет правосудие как особую государственную деятельность.

Так, третейский суд Республики Мордовия является независимым постоянно действующим учреждением, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами о деятельности арбитражного суда Российской Федерации. Если в контракте есть третейская оговорка или отдельное письменное соглашение между сторонами относительно перехода к нему для разрешения конкретных споров, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними, арбитражный суд рассмотрит преимущества обращения в третейский суд:

 а) По сравнению с общим компетентным судом или арбитражным судом дело рассматривается быстро. Срок рассмотрения дела судом обычно не превышает 30 дней, в то время как в арбитражном суде он составляет около 3 месяцев;

б) Рассмотрение дела является полностью конфиденциальным, поскольку

Подумать о том, чтобы сделать это в закрытом режиме;

в) Сумма третейских сборов, уплачиваемых за рассмотрение дела в арбитражном суде, значительно меньше. Возможность получения отсрочки или рассрочки уплаты третейских сборов в большем количестве дел, чем в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, что выгодно при подаче большого количества исков и нестабильном финансовом положении истца;

г) Возможность приведения в исполнение решения третейского суда на территории другой страны, что особенно важно для участников внешнеэкономической деятельности;

д) Спор рассматривается по месту нахождения третейского суда.

Независимо от местонахождения ответчика.

В юридической литературе третейского суды, специализирующиеся на разрешении определенных видов споров, связаны с особыми перспективами альтернативных способов разрешения частноправовых споров. Следовательно, М.И. Клеандров выделил четыре направления развития арбитражного и судебного экономического правосудия [2, с. 120].

Первое – это создание местного «многопрофильного» постоянно действующего третейского суда, сфера деятельности которого четко очерчена границами субъектов Российской Федерации. Например, Торгово-промышленная палата Республики Мордовия (ТПП) Республики Мордовия Третейский Суд при Торгово-промышленной Палате Республики Мордовия.

Второе – создание третейских судов в крупных вертикально интегрированных компаниях и других крупных коммерческих структурах. Целью таких судов является в первую очередь разрешение экономических споров между хозяйствующими субъектами таких структур. 

Третье – создать третейский суд при любом юридическом лице, но в то же время он имеет с ним наименьшие организационные и иные связи и требует максимально широкого географического охвата своей юрисдикции.

Наконец, четвертое – это создание узкоспециализированного постоянно действующего третейского суда для разрешения определенных видов экономических споров. 

В то же время, хотя арбитражные суды должны использоваться бизнес-сообществом как инструмент самодисциплины, без государственной поддержки арбитража формирование такой юрисдикции неизбежно столкнется с непреодолимыми препятствиями. Государственная поддержка арбитражных процедур может принимать различные формы и предусматривать различные меры, среди которых особую роль играют меры, направленные на укрепление сотрудничества между арбитражными судами и компетентными национальными судами.

Задача продвижения и популяризации третейского по коммерческим спорам и разъяснения его преимуществ по-прежнему мало известна отечественному деловому сообществу или вообще не знакома с ним, и она по-прежнему актуальна. Необходимо признать, что арбитраж является эффективным, быстрым и относительно дешевым способом разрешения многих имущественных и правовых конфликтов и может сформировать и сформировал реальную альтернативу национальным судебным процедурам для таких споров.

Таким образом, арбитраж коммерческих споров в стадии становления в России завершился лишь недавно. Объективно, он нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Как одна из наиболее эффективных форм защиты прав собственности и интересов настоящих предпринимателей, он наиболее соответствует современным условиям развития внутренней рыночной экономики.

Таким образом, третейский суд является сугубо общественной организацией, и стороны добровольно передают споры на разрешение по взаимному согласию. Третейские процедуры (в отличие от национальных процедур, достаточно только воли истца, являющегося субъектом правоотношений) характеризуются тем фактом, что и истец, и ответчик должны согласиться разрешить свое противостояние. Обращаться ли в третейский суд, зависит только от добровольно выраженного желания сторон конфликта; если заявление подано в третейский суд, то в какой суд обращаться. Третейское разбирательство не имеет территориальной юрисдикции. Суд рассмотрит спор только тогда, когда обе стороны достигнут соглашения о разрешении спора в арбитражном суде. Стороны конфликта должны заранее прийти к соглашению и достичь взаимной договоренности о передаче спора для урегулирования в арбитражный суд. Согласно действующему законодательству, этот вид соглашения должен быть определен в письменной форме: в виде отдельного документа (арбитражное соглашение), как неотъемлемая часть других документов, таких как соглашение, контракт (арбитражная оговорка) или включен в деловое письмо. В первых двух случаях настоящее соглашение подписывается и регистрируется обеими сторонами (непосредственно подписывается обеими сторонами или их официальными представителями), а в последнем случае – посредством писем и положительных ответов на него.

Список литературы

  1. Бармина О.Н. Арбитражный процесс. Учебное пособие – М.: Проспект, 2020. 160 с.
  2. Бармина О.Н. Учебное пособие по арбитражному процессу. Конспект лекций. – М.: Проспект, 2020. 88 с.
  3.  Жуйков В.М. Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / А.А. Аюрова; Е.Е. Баглаева; О.А. Беляева и др.; под ред. В.М. Жуйкова. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. Вып. 26. 248 с.
  4. Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / В.А. Багаев, Е.Е. Баглаева, О.А. Беляева и др.; отв. ред. В.Ф. Яковлев. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2018. Вып. 24. 208 с.
  5. Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / Г.Г. Астахов, О.А. Беляева, Е.Ю. Борзило и др.; отв. ред. В.Ф. Яковлев. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. Вып. 25. 240 с.
  6. Корякин В.М. Арбитражный процесс в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 128 с.
  7. Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Административное судопроизводство / С.Ф. Афанасьев, О.В. Баулин, И.Н. Лукьянова и др.; под ред. М.А. Фокиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 656 с.
  8. Международный коммерческий арбитраж: Учебник / С.А. Абесадзе, Т.К. Андреева, В.Н. Ануров и др.; отв. ред. Т.А. Лунаева; науч. ред. О.Ю. Скворцов, М.Ю. Савранский, Г.В. Севастьянов. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Редакция журнала "Третейский суд"; М.: Статут, 2018. Вып. 9. 965 с.
  9. Особенности арбитражного производства: учебно-практическое пособие / О.В. Абознова, Ю.В. Аверков, Н.Г. Беляева и др.; под ред. И.В. Решетниковой. Москва: Юстиция, 2019. Серия «Арбитраж». 324 с.
  10. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации / О.В. Абознова, Н.Г. Беляева, Ю.С. Колясникова и др.; отв. ред. И.В. Решетникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. 480 с.
  11. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе: монография. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, ИНФРА-М, 2018. 576 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: