УДК 330.526.34

Теоретико-методологические аспекты процесса управления муниципальным имуществом

Сребняк Алексей Вячеславович – студент магистратуры факультета «Государственное и муниципальное управление» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация: В представленной статье в связи с повышающейся в современных условиях значимостью местного самоуправления в единой системе публичной власти анализируются теоретико-методологические аспекты процесса управления муниципальным имуществом, заложенные в законодательстве РФ. В процессе исследования проводится содержательный анализ основополагающих норм в названной сфере для формулировки проблем в области теоретико-методологического регулирования процесса управления муниципальным имуществом, а также функционирования соответствующих систем. В результате не только формулируется перечень обозначенных проблем, но также определяется и излагается структурный субъектно-объектный состав системы управления муниципальным имуществом.

Ключевые слова: управление имуществом, муниципальная собственность, муниципальное имущество, местное самоуправление, органы местного самоуправления.

Теоретико-методологические основы процесса управления муниципальным имуществом

Погружаясь в теоретико-методологические аспекты управления муниципальным имуществом, важно осознавать, что термины «местное самоуправление», «органы местного самоуправления», «муниципальное образование», «муниципальная собственность», «муниципальное имущество», а также «система управления муниципальным имуществом» тесно взаимосвязаны. При этом именно выявление характера взаимосвязи между названными явлениями позволит определить особенности процесса управления муниципальным имуществом, которые важно учитывать при разработке предложений по совершенствованию практики в названной сфере. Для выявления содержания описанной выше взаимосвязи обратимся к основным методологическим принципам управления муниципальным имуществом, которые установлены в законодательных актах, регулирующих данную сферу в Российской Федерации.

Из изложенных в разделе 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации и разделе 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ положений делается определенный вывод: управление (владение, пользование и распоряжение) муниципальной собственностью осуществляется именно народом через механизм местного самоуправления, [1,4]. Согласно теории, у граждан есть прямая возможность управлять муниципальным имуществом при помощи различных форм выражения их воли, таких как референдумы и инициативы в сфере правотворчества. Кроме того, гражданам предоставляется возможность обращения в органы местного самоуправления с целью участия в управлении муниципальным имуществом. Однако, в реальной жизни данные первые две формы почти не применяются обществом из-за их сложности. Тем не менее, обращения граждан к органам местного самоуправления для решения вопросов управления муниципальным имуществом активно используются. Это важно учитывать, поскольку в реальности люди часто отдают предпочтение обращению к органам местного самоуправления для управления муниципальным имуществом, вместо попыток делать это самостоятельно.  Это выражается в следующих проявлениях:

  • сознательное безразличие (недостаточная заинтересованность) населения муниципального образования в управлении муниципальным имуществом;
  • ограниченная информационная активность органов местного самоуправления в области информирования населения о процессах управления муниципальным имуществом и возможностях их участия.

С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что управление муниципальной собственностью осуществляется через формы прямого выражения воли народа, выборных и других органов местного самоуправления, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Конституции РФ [1]. Следовательно, субъектами управления муниципальным имуществом являются жители муниципального образования и органы местного самоуправления. В этой связи важно понимать, каковы функции органов местного самоуправления и какую роль они играют в управлении муниципальным имуществом.

Важно отметить, что при рассмотрении вопросов, относящихся к местному уровню, для различных форм муниципальных образований в соответствии с главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, видно, что права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим муниципальной собственности, относятся к ним. Определяя сущность органов местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 2 того же Федерального закона и учитывая положения главы 3, можно утверждать, что органы местного самоуправления представляют собой избранные населением или созданные представительным органом муниципального образования структуры, через которые население муниципального образования управляет вопросами местного значения, включая владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, обладая соответствующей властью [4].

На практике, управление муниципальным имуществом осуществляется через вмешательство органов местного самоуправления. Сразу после избрания своих представителей в органы местного самоуправления (ОМСУ), народ делегирует им соответствующие полномочия. Кроме того, принимаются законы на муниципальном уровне со стороны представительного органа муниципального образования, которые включают в себя правила управления муниципальным имуществом. В дополнение, ОМСУ утверждает регламенты о структурных подразделениях, ответственных за конкретные функции в управлении муниципальной собственностью.

Согласно предшествующим юридическим документам, органы местного управления тесно связаны с муниципальным образованием. Однако важно прояснить, что подразумевается под термином "муниципальное образование". В соответствии с первой частью статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, муниципальное образование определяется путем перечисления его разрешенных форм. [4]. Однако для исследования такой подход не является продуктивным. Более целесообразным подходом будет обращение к теории местного самоуправления. Согласно этой теории, муниципальное образование может быть определено в общем контексте как населенную территорию, где осуществляется местное самоуправление и которая обладает особым правовым статусом. Основными составляющими этого правового статуса являются конкретная территория, население, устав муниципального образования, муниципальная собственность и органы местного самоуправления. С учетом всех этих аспектов можно сделать вывод, что общество управляет имуществом, являющимся муниципальной собственностью территории с особым правовым статусом, на которой оно расположено. Этот процесс осуществляется через местное самоуправление с использованием методов прямого волеизъявления, а также через выборные и другие инстанции органов местного самоуправления.

Важно, что в рамках упомянутых ранее статей законодательства говорится о муниципальной собственности, но не о муниципальном имуществе. В таких условиях необходимо определить соотношение между названными категориями. Укажем, что согласно первой части статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальная собственность представляет собой имущество, которое находится в собственности муниципальных образований [2].

Чтобы лучше понять содержание и сущностный смысл данной статьи, рассмотрим подходы к определению понятий «собственность», «имущество», «вещь», «вещное право», «имущественное право». В наиболее обобщенном толковании отношения собственности означают принадлежность неких объектов определённым субъектам: индивидам, организациям, социальным группам, государству, обществу. При этом такие отношения предполагают выделение субъекта (собственника), объекта (имущества) и соответствующего права принадлежности объекта к субъекту (права собственности). В связи с этим собственность можно рассматривать с двух точек зрения.

Во-первых, собственность – это общественные отношения по поводу присвоения (распределения) объектов окружающего мира субъектами таких отношений. При этом отношения присвоения могут выступать в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом: отдельный человек, группа лиц, государство или общество (народ) в целом. Соответственно можно выделить индивидуальное, групповое, государственное, общественное и иные виды присвоения. Описанные виды общественных отношений принято называть формами собственности. Статья 8 Конституции Российской Федерации определенно уточняет формы присвоения национального богатства в стране. В соответствии с этой статьей признаются и поддерживаются различные формы собственности, такие как частная, государственная, муниципальная и другие [1]. Эти положения находят свое дополнение в статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая конкретизирует, что собственность на имущество может принадлежать гражданам, юридическим лицам (частная собственность), а также государству, субъектам Российской Федерации (государственная собственность) и муниципалитетам (муниципальная собственность), [2].

Во-вторых, собственность представляет собой право субъекта, признанное и защищенное законом, на использование, владение и распоряжение принадлежащим ему имуществом. Статья 209 Гражданского кодекса РФ определяет содержание собственности как права, включающего в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом [2]. Далее, давайте определим основное значение каждого из этих прав, чтобы ясно понимать их различия.

Право владения – это законным образом обеспеченная возможность собственника иметь физическое владение вещью, контролировать ее и обладать ею. Право пользования – это законным образом обеспеченная возможность извлечения полезных качеств вещи. Право распоряжения - это законным образом обеспеченная возможность определения юридической судьбы вещи. В рамках законодательства Российской Федерации существуют юридические инструменты, позволяющие собственнику (владельцу права собственности) передавать индивидуальные компоненты этого права (право владения, право пользования и право распоряжения) третьим лицам, которые в свою очередь могут обладать гражданскими правами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Переходим к определению термина "имущество". Имущество представляет собой набор объектов, таких как вещи и имущественные права, на которые субъект имеет гражданские права (включая право собственности и другие права на имущество). Если речь идет о категории "вещь", важно отметить, что вещь – это материальный объект, на который субъект может иметь гражданские права (включая право собственности и другие права на вещь). Можно сделать вывод, что объект может перейти из категории "вещь" в категорию "имущество", если у субъекта возникают гражданские права (такие как право собственности или другие вещные права) на этот объект.

Имущественное право представляет собой сферу субъективных прав в рамках общественных отношений, связанных с возможностью владения и реализации гражданских прав. Оно охватывает не только право на собственность, но и другие вещные права, применяемые к нематериальным активам, таким как электронные ценные бумаги, цифровые права, безналичные финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности и прочие. В дополнение к этому имущественное право также связано с материальными (имущественными) обязательствами, возникающими между участниками общественных отношений в процессе их взаимодействия. Различие между категориями "имущество" и "имущественное право" может быть рассмотрено как сопоставление материальных и нематериальных объектов, на которые распространяются права собственности и прочие вещные права у субъектов.

Вещное право может быть охарактеризовано как в объективном, так и в субъективном контексте. В объективном смысле вещное право представляет собой норму права, регулирующую общественные отношения, связанные с принадлежностью вещей определенным субъектам, а также осуществлением прав владения, пользования и распоряжения этими вещами в рамках, установленных законодательством. В субъективном смысле вещное право представляет собой гражданское право субъекта, предоставляющее ему возможность управлять конкретной вещью, извлекать из нее полезные свойства, определять ее юридическую судьбу и ограничивать доступ к ней для других лиц. Вещные права включают в себя право собственности (права владения, пользования и распоряжения), а также права на вещи для лиц, не являющихся собственниками (например, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, сервитуты) и другие смежные права.

После изучения статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации становится ясно, что она не определяет сущность "муниципальной собственности", а скорее представляет собой детальное описание социальных отношений, связанных с передачей собственности, закрепленных в законодательстве России [2]. В этой концепции прослеживаются следующие элементы: вид общественных отношений (форма): муниципальная собственность; правовой механизм регулирования общественных отношений (возникающие правоотношения): право собственности; субъекты общественных отношений: собственник – муниципальное образование; иные субъекты гражданских правоотношений собственности; объект общественных отношений: муниципальное имущество.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок участия муниципальных образований в сфере муниципальной собственности, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени соответствующего муниципального образования [2]. Помимо этого, положения части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ дополняют статью 215 Гражданского кодекса РФ и устанавливают конкретные требования к имущественным объектам, которые могут быть включены в область действия общественных отношений в сфере муниципальной собственности [4]. На основе данной статьи делается вывод о том, что основным ограничением для объектов муниципального имущества является их назначение для выполнения конкретных полномочий органов местного самоуправления. Однако, законодательно не устанавливаются ограничения по видам муниципального имущества. Важно подчеркнуть, что согласно абзацу 2 части 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, к муниципальному имуществу также относятся средства местного бюджета [2].

На основе всех представленных подходов можно дать следующие определения исследуемых понятий:

  • муниципальная собственность – это форма общественных отношений, управляемая государством, связанная с присвоением и распределением объектов окружающего мира. В данном контексте основными участниками этих отношений выступают муниципальные образования;
  • муниципальная собственность – это право, предоставляемое законом муниципальным образованиям, на управление, владение и распоряжение объектами имущества, принадлежащими им на основе собственности. Это право признается и защищается законом;
  • муниципальное имуществообъекты как физического, так и юридического характера, в отношении которых муниципальные образования обладают правом собственности. Эти объекты могут представлять из себя материальные вещи или права на собственность и предназначены для осуществления полномочий муниципальных образований. В рамках этих полномочий включены и те, которые переданы им из других уровней публичного управления. Понятие муниципального имущества также включает в себя полномочия, не связанные с решением вопросов местного значения, которые переданы муниципальным образованиям в соответствии с особыми федеральными законами.

Анализ раздела 3 статьи 215 Гражданского кодекса РФ представляет собой важный аспект, определяющий основы передачи отдельных аспектов права собственности (права владения, пользования и распоряжения) в отношении муниципального имущества от муниципального образования другим субъектам. Эти субъекты, в свою очередь, обладают гражданскими правами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В соответствии с данной статьей данный процесс формально называется "закреплением". В соответствии с данными положениями, муниципальное имущество внутри муниципального образования может иметь два статуса: либо войти в состав муниципальной казны в случае, если оно не привязано к муниципальным предприятиям или учреждениям, либо быть связанным с определенным муниципальным предприятием или учреждением. Это предоставляет соответствующему субъекту возможность осуществлять хозяйственное ведение или оперативное управление конкретными объектами муниципального имущества, [2].

Органы местного управления на уровне муниципалитета имеют полномочия решать, передавать ли муниципальное имущество под хозяйственное управление или оперативное ведение. Несмотря на то, что муниципальное образование является владельцем, органы местного управления действуют от его имени и осуществляют его права. Подробности и форма такого решения не определены федеральным законом, а устанавливаются на местном уровне через соответствующий правовой акт. На практике во многих муниципалитетах это решение принимается исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Помимо привязки муниципального имущества к муниципальным предприятиям и учреждениям, имеются разнообразные альтернативные методы управления, использования и распоряжения муниципальным имуществом, которые осуществляются со стороны муниципального образования и его органов местного самоуправления. К ним относятся: самостоятельное управление (включая использование в деятельности органов местного самоуправления, развитие путем инвестирования и другие); передача в управление (например, доверительное управление и др.); приватизация; передача в аренду; залог; передача в безвозмездное пользование; субсидирование; и другие варианты. Для каждого из перечисленных методов существуют свои особенности, которые закреплены в нормативно-правовых актах законодательства Российской Федерации на всех уровнях: федеральном, уровне субъектов РФ, а также муниципальном.

Отдельно необходимо также сказать о способах формирования муниципального имущественного фонда, среди которых: передача объектов в собственность муниципальных образований с иных уровней публичного управления; пополнение через взимание налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в муниципальный бюджет; создание объектов в результате использования иных объектов публичной собственности; через приобретение муниципалитетом имущества по сделкам и по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Здесь нужно отметить, что современный муниципальный имущественный фонд нашей страны активно растёт. Эта тенденция подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики, согласно которым количество объектов недвижимого имущества, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность составило: 2402 объекта – в 2019 году, 3927 объектов – в 2020 году, 4600 – в 2021 году, [11].

На основе всех сделанных ранее выводов можно заключить, что система управления муниципальным имуществом представляет собой целостную совокупность субъекта управления и объекта управления, объединенных прямой (управленческим воздействием) и обратной связью. Схема данной системы представлена на рисунке 1.

image001

Рисунок 1. Схема системы управления муниципальным имуществом.

Источник: составлено автором на основе изученного материала

На рисунке 1 представлено, что управление муниципальным имуществом осуществляется двумя участниками: жителями муниципального образования и органами местного самоуправления (ОМСУ). Отдельное структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, специализирующееся на управлении муниципальным имуществом, также является частью ОМСУ.

Объектом управления становится муниципальное имущество, включающее разнообразные материальные и нематериальные активы, принадлежащие муниципальным образованиям. Формирование муниципального имущественного фонда осуществляется несколькими способами. В первую очередь, объекты могут быть переданы из других уровней государственного управления в собственность муниципальных образований. Во-вторых, фонд пополняется средствами, полученными от налогов и других обязательных платежей, направляемых в муниципальный бюджет. В-третьих, новые активы могут возникнуть в результате использования других объектов, принадлежащих государству или муниципалитету. Наконец, муниципалитет имеет возможность приобретать имущество через сделки и в соответствии с другими законодательными нормами.

Управляющие воздействие субъекта на соответствующий объект выражается в таких формах, как: формы прямого волеизъявления граждан; правовое регулирование соответствующей сферы – издание правовых актов муниципального уровня в сфере управления муниципальным имуществом, при соблюдении норм, установленных нормативно-правовыми актами вышестоящих уровней государственного управления.

При этом среди способов управления муниципальным имуществом, которые реализуются посредством использования ранее названных форм управленческого воздействия, можно отметить: самостоятельное управление (использование в деятельности ОМСУ, развитие путем инвестирования и др.); передача в управление (доверительное управление и др.); приватизация; передача в аренду; залог; передача в безвозмездное пользование; субсидирование; закрепление за муниципальными предприятиями и учреждениями и другие способы.

Обратная связь при воздействии субъекта на объект выражается в результатах управленческого воздействия: в структурных изменениях муниципального имущества (в том числе структуры его распределения); в изменении функционального назначения и возможностей применения муниципального имущества; выгодах, которые получает муниципальное образование от управления собственным имуществом (доходы муниципального бюджета, создание социальных благ; предоставление муниципальных услуг, ускорение социально-экономического развития муниципального образования, обеспечение обязательств муниципального образования и др.) и других формах.

Проблемный анализ в сфере функционирования систем управления муниципальным имуществом

В процессе проведения исследования удалось выяснить, что на местном уровне возникает необходимость в совершенствовании систем управления муниципальным имуществом. Так как в процессе их анализа обнаруживаются определенные несовершенства, среди которых можно отметить:

  • слабый уровень вовлеченности муниципального имущественного фонда в хозяйственную деятельность муниципального образования. Часто из общего количества объектов муниципального имущества конкретного муниципального образования реально задействована в его хозяйственной деятельности (создании социальных благ, предоставлении муниципальных услуг, создании неналоговых доходов бюджета и др.) лишь небольшая часть. Органы местного самоуправления во многих муниципальных образованиях осознают проблему и включают в свои муниципальные программы определенные цели для ее решения. Например, муниципальная программа «Повышение эффективности управления муниципальным имуществом Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2022-2027 годы» содержит целевой показатель под названием "Вовлечение объектов муниципального имущества в хозяйственный оборот". Для данного показателя установлены следующие целевые значения: 118 единиц в 2022 году, 150 единиц в 2023 году, 151 единица в 2024 году и 152 единицы в 2025 году, [9].
  • использование неоптимальных механизмов управления (владения и распоряжения) муниципальными имуществом. Существует определенный набор форм (способов) управления муниципальным имуществом, каждая из которых имеет свои сильные стороны и недостатки. При этом в современном процессе управления муниципальным имуществом часто отдается предпочтение именно его продаже, как способу приватизации. По данным ГИС «Торги» в 2022 году было выставлено на торги для продажи 32 330 объектов муниципального имущества на сумму 73,71 млрд рублей, а в трех кварталах 2023 года – 25287 объектов, на сумму 54.92 млрд рублей, [12]. Возникающая проблема приводит к резкому сокращению количества предприятий и организаций, принадлежащих муниципальному сектору, которые осуществляют важные функции, такие как создание социальных благ и предоставление муниципальных услуг. В России число предприятий и организаций, принадлежащих муниципалитетам, уменьшилось с 185 000 в 2019 году до 181 000 в 2020 году и 177 000 в 2021 году [13];
  • недостаточный интерес к участию в проведении мероприятий, связанных с приватизацией и управлением муниципальной собственностью. Некоторые методы управления муниципальным имуществом, такие как приватизация, аренда, залог и другие, предполагают активное участие контрагентов, которые должны быть заинтересованы и мотивированы для участия в этих процессах.. При этом в качестве элементов, порождающих у контрагентов интерес в отношении объектов муниципального имущества, выступают критерии потенциальной выгоды от их использования: общее состояние; географическое расположение; льготы в процессе использования; соотношении затрат и потенциальной прибыли от использования и др. На практике же складывается ситуация, когда многие объекты муниципального имущества, к которым применяются способы управления, предполагающие взаимодействие с контрагентами, имеют низкий уровень потенциальной выгоды. В результате складывается ситуация, когда объекты муниципального имущества органами местного самоуправления выставляются на торги для приватизации, сдачи в аренду или предлагаются в качестве залога для привлечения дополнительных средств в местный бюджет, однако контрагенты в предлагаемых процедурах участвовать отказываются. В результате такие объекты муниципального имущества не приносят каких-либо выгод органам местного самоуправления в процессе их использования до применения к ним иных способов управления (пользования и распоряжения). Например, по данным ГИС «Торги» в 2022 году было выставлено на торги для продажи 32 330 объектов муниципального имущества на сумму 73,71 млрд рублей, а продано – 5 593 объекта, на сумму 12,75 млрд рублей, а в трех кварталах 2023 года – выставлено на торги 25 287 объектов, на сумму 54.92 млрд рублей, а продано – 4 460 объектов, на сумму 9,69 млрд рублей, [12];
  • низкий уровень конкурентности при проведении приватизационных и иных управленческих мероприятий в отношении объектов муниципальной собственности. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ устанавливает 10 различных способов приватизации муниципального имущества, [8]. При этом на практике часто реализуются те из них, которые являются конкурентными, то есть предполагают аукцион; конкурс. Однако, при проведении конкурентных приватизационных мероприятий в отношении муниципального имущества часто складывается ситуация, когда количество участников таких процедур является крайне небольшим, номинальным, минимально необходимым для проведения. В таких условиях нивелируется положительный эффект от использования конкурентных приватизационных мероприятий, так как они дают максимальный прирост к цене объекта имущества в случае высокого уровня конкуренции при их проведении. Так в процессе анализа результатов приватизации муниципального имущества Дальнереченского городского округа Приморского края в 2021 году установлено, что большинство объектов имущества, установленных в плане приватизации на соответствующий год, были проданы на аукционах по начальной цене, что связано прежде всего с крайне небольшим количеством участников (от 2 до 3), [10].

Каждая из описанных ранее проблем обладает своими уникальными причинами. Тем не менее, когда управление муниципальным имуществом становится источником неналоговых поступлений в муниципальный бюджет, все эти трудности представляют собой потенциальные риски для бюджетного процесса муниципального образования. Эти риски включают в себя значительную финансовую нагрузку из-за затрат на обслуживание объектов имущества, не приносящих доходов, необоснованное и резкое сокращение имущественного фонда, а также потерю доходов от использования муниципальной собственности.В современном бюджетном процессе, когда местные бюджеты тесно зависят от финансовых потоков из других уровней бюджетной системы Российской Федерации (налоги и неналоговые доходы составляют 49,8% от общего дохода местных бюджетов), недостатки в управлении имуществом лишь усиливают эти проблемы. Кроме того, поскольку большинство муниципальных образований (95%) вынуждены получать дотации для покрытия дефицита местного бюджета, это свидетельствует о формировании "дотационной зависимости" [14].

Заключение

Таким образом, в процессе проведения исследования установлено, что управление муниципальным имуществом – это сложный процесс с большим набором теоретико-методологических основ, заложенных в нормативно-правовых актах всех уровней публичного управления: федерального, регионального и муниципального. При этом, несмотря на высокую степень правового регулирования рассматриваемой сферы, в процессе функционирования систем управления муниципальным имуществом отдельных муниципальных образований все же существуют проблемы, которые влияют на эффективность их работы. В связи с этим возникает необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: от 12.12.1993: текст с изменениями и дополнениями на 01.07.2020. – Текст электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2020. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013 (дата обращения 29.10.2023).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30.11.1994 № 51-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 01.10.2023. // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации : от 31.07.1998 № 145-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 04.08.2023. // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – № 31. – Ст. 3823.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 04.08.2023. // Собрание законодательства РФ. – 06.10.2003. – № 40. – Ст. 3822.
  5. О некоммерческих организациях : Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 31.07.2023. // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996 – № 3. – Ст. 145.
  6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 30.12.2021. // Собрание законодательства РФ. – 02.12.2002. – № 48. – Ст. 4746.
  7. Об автономных учреждениях : Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 21.11.2022. // Собрание законодательства РФ. – 06.11.2006. – № 45. – Ст. 4626.
  8. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями на 23.10.2023. // Собрание законодательства РФ. – 28.01.2002. – № 4. – Ст. 251.
  9. Повышение эффективности управления муниципальным имуществом Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2022-2027 годы : Постановление Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 03.11.2021 № 1335 : текст с изменениями и дополнениями на 22.12.2022. // – Документ официально опубликован не был. – Текст : электронный // Хабаровский край : официальный сайт. – 2021. – URL: https://khabrayon.khabkrai.ru/?menu=getfile&id=18950&view=1 (дата обращения 26.10.2023).
  10. Об утверждении отчета об исполнении прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2021 год : Решение Думы Дальнереченского городского округа от 03.03.2022 № 13. – Документ официально опубликован не был. – Текст : электронный // Дальнереченский городской округ : официальный сайт. – 2022. – URL: http://dalnerokrug.ru/otdel-munitsipalnogo-imushchestva/planirovanie-privatizatsii-munitsipalnogo-imushchestva/item/download/8235_7514f87f7375871a73dd2ae27ed7b9e3.html (дата обращения 26.10.2023).
  11. Единая межведомственная информационно-статистическая система : сайт. – Москва : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба государственной статистики РФ, 2011. – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения 29.10.2023). – Текст : электронный.
  12. ГИС «Торги» : официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов государственным и муниципальным имуществом : сайт. – Москва : Федеральное казначейство, 2022. – URL: https://torgi.gov.ru/new/public (дата обращения 27.10.2023). – Текст. Изображение : электронные.
  13. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб. / Росстат. – Москва, 2022. – 691 с.
  14. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2021 год : отчет Министерства финансов РФ. – Текст электронный // Министерство финансов РФ : официальный сайт. – 2022. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local?id_38=136746-informatsiya_o_rezultatakh_provedeniya_monitoringa_ispolneniya_mestnykh_byudzhetov_i_mezhbyudzhetnykh_otnoshenii_v_subektakh_rossiiskoi_federatsii_na_regionalnom_i_munitsipalnom_urovnyakh_za_2021_god (дата обращения 29.10.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: