УДК 347.965                              

Некоторые вопросы истории российской адвокатуры

Зейналов Мурад Пашаевич – студент Северо-Западного филиала  Российского государственного университета правосудия 

Аннотация: Российская адвокатура в своей истории прошла достаточно трудный путь. Появившись в результате Судебной реформы 1864 года, она была полностью уничтожена в результате событий 1917 года, но снова возродилась спустя годы. В статье рассматриваются вопросы преобразования адвокатуры в результате происходящих в России общественно-политических изменений, ее развитие.

Ключевые слова: развитие адвокатуры, адвокат, защитник, право на защиту, нормативный акт, адвокатская тайна.

Современное развитие российской адвокатуры как института гражданского общества неразрывно связано с достаточно значительным влиянием нормативных актов, регулирующих адвокатскую деятельность (далее – АД). Главным нормативным актом, регулирующим основные аспекты АД,  является Конституция РФ [8]. Именно упомянутый документ определяет и закрепляет право каждого лица, которое прибывает в нашем государстве, на получение квалифицированной юридической помощи (далее – КЮП) при вовлечении данного лица в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного в рамках уголовного судопроизводства (далее – УС). При этом, как отмечает КС РФ, предоставление КЮП в рамках УС напрямую и исключительно связано с адвокатурой [9].

Для цивилизованного общества существование института адвокатуры является обязательным, поскольку его наличие демонстрирует возможность спора с государственными органами по тем или иным вопросам членов общества, с привлечением независимого советника по правовым вопросам. Вместе с тем, наличие адвокатуры как института предполагает и наличие независимого от государства суда, в котором рассматриваются споры. Таким образом, институт адвокатуры выступает не как самоцель для государства для демонстрации уровня своего общественного развития, но и как стимулятор реализации принципа независимости судебной власти, состязательности процесса при рассмотрении судебных споров.  

Но, в любом государстве деятельность институтов всегда должна быть упорядочена соответствующим нормативным документом. И адвокатура в данном вопросе не является исключением.

Во времена Российской Империи, институт присяжных поверенных (далее – ПП) возник в результате реализации судебной реформы, проводимой императором Александром II. Как отмечает Н.М. Кипнис «В утвержденном императором 20.11.1864 г. документе, под названием «Учреждение судебных установлений», содержалась подробная регламентация статуса ПП, а помимо этого закреплялся порядок создания и последующей деятельности органов корпоративного самоуправления, а именно советов ПП. Такая адвокатура в полной мере соответствовала всем стандартам европейской буржуазной демократической юстиции» [1, с. 104-114].

При этом как свидетельствуют исторические источники, участие представителей в УС существовало и ранее, и предусматривалось следующими основными документами (в современном толковании – нормативными актами): Псковская судная грамота 1467 года [2, с. 33-40], Судебнике Ивана IV (Грозного) 1550 года [3, с. 658-664] , а также в Соборном уложении царя Алексея Михайловича 1649 г. [4].

По итогам событий, произошедших в октябре 1917 года, законодательство Российской империи перестало существовать. Исследователь В. В. Конин придерживается мнения, что Декрет от 24.11.1917 «О суде», который был рассмотрен Совнаркомом и который провозглашал упразднение всех существовавших на тот момент в России судебных учреждений, преследовал исключительно одну главную цель. Данная цель состояла в том, чтобы лишить Правительствующий Сенат признать захват власти страны незаконным, что как следствие, безусловно, поставило бы власть большевиков в весьма затруднительное положение. Это обуславливается тем аспектом, что авторитет суда на территории нашего государства в то время был довольно высок. Также исследователь отмечает, что о безумной спешке говорит и то, что буквально на следующий день, а именно 25 ноября 1917 года, Военно-революционный комитет Петрограда принял решение о закрытии Сената и установлении у здания охраны для того, чтобы никого, у кого отсутствует пропуск ВРК внутрь категорически не пускать [5, с. 44-50].

Отменив законодательство, включая и то, которое регулировало вопросы и деятельность ПП, власть стала создавать квазизаконодательство, в том числе и регулирующее деятельность по обеспечению и реализации защиты. Так, 14 декабря 1917 года Народным комиссариатом юстиции (далее – НКЮ) была выпущена инструкция, регламентирующая деятельность революционных трибуналов (далее – РТ). Согласно упомянутой инструкции, при РТ могли формировать коллегии правозаступников, которые могли выступать и как обвинители, и как защитники. Обязательным условием являлось то, что лицо, выступающее «защитником», должно было обладать политическими правами (т.е., согласно терминологии того времени не принадлежать к эксплуататорским классам).

Свое дальнейшее развитие деятельность по осуществлению защиты получила в связи с принятием Декрета ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде» [10], который содержал в себе часть 7 под названием «Об обвинении и защите». Процитируем указанный документ в этой части полностью:

Ст. 23. Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты.

Ст. 24. При Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты.

Ст. 25. В эти коллегии вступают лица, избираемые и отзываемые Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Только эти лица имеют право выступать в судах за плату.

Ст. 26. Из коллегий правозаступников суд может пригласить для каждого дела общественного обвинителя.

Ст. 27. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначает ему защитника из коллегии правозаступников.

Ст. 28. Кроме указанных обвинителей и защитников, могут принимать участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.

Таким образом, власть признала необходимость наличия защиты в суда. И поэтому, как отмечает С. Б. Россинский, власть стала предпринимать определенные шаги [6, с. 191].

В качестве следующего исторического документа по исследуемому вопросу стал Декрет ВЦИК от 21.10.1920 г. [11]. В представленном документе содержался такой раздел, как «Организация обвинения и защиты». В ст. 43 данного документа закреплялось, что судом, в качестве защитников, могут привлекаться граждане, которые способны в должной мере исполнить данную обязанность. Для этого районные, городские и уездные Исполкомы формировали особые списки в соответствии с тем порядком, который был определен инструкцией НКЮ. Что представляется нам крайне важным, так это то, что в этом документе говорилось об оплате труда защитников из средств бюджета, если они принимают участие в рамках судебного разбирательства по прямому назначению судебного органа (ст. 48).

Фактическое восстановление адвокатуры произошло после того, как НКЮ было принято и утверждено «Положение о коллегии защитников» (утв. Наркомюстом РСФСР 05.07.1922) [12]. Подчеркивается, что права адвокатов (власть не использовала слово «адвокат», предпочитая оперировать словом «защитник») были довольно сильно урезаны, но все же они получили возможность почти профессионально заниматься защитой лиц, привлеченных к соответствующей ответственности за те или иные преступления.

Следующим документом (актом), который регламентировал и регулировал деятельность адвокатуры, стало Постановление СНК СССР от 16.08.1939 № 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР» [13]. При этом вместо ранее активно использовавшегося слово «защитник» было использовано слово «адвокат» для обозначения профессионального статуса лиц, занимающихся правозащитой на постоянной основе. Чем еще характерен данный документ? Рассматриваемый акт является характерным еще и тем, что в нем впервые, после произошедшей в 1917 году революции, провозглашалось, что областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов (далее – КА) выступают в качестве добровольных объединений лиц, которые занимаются соответствующей АД. При этом все вопросы, которые связаны с деятельностью данной КА, подлежат разрешению в рамках общего собрания членов КА и президиумом КА. Иными словами, благодаря данному акту в АД  был возвращен принцип самоуправления, существовавший до революции 1917 года.

М. С. Строгович так описывал задачи, стоящие перед адвокатом в процессе тех лет: «Обвиняемый на суде находится в исключительно для себя тяжелом положении: находясь под угрозой превратиться в осужденного и понести подчас тяжелую меру социальной защиты, он редко бывает способен дать суду надлежащие объяснения и способствовать раскрытию истины… Помимо этого подсудимый очень редко бывает осведомлен в области действующего права, редко знает права, предоставленные ему законом, и далеко не всегда умеет эти права надлежащим образом использовать. Выступающий же на суде защитник оказывает ему помощь, защищая его интересы и выявляя суду обстоятельства, говорящие в пользу обвиняемого. При таком условии суду легче более правильно и беспристрастно разобраться в деле…» [7, с. 136].

Но вызывало определенные вопросы положение о том, кто именно может стать адвокатом. Так, в ст. 6 закреплялось, что адвокатом могут стать:

  • лица, получившие юридическое образование;
  • лица, окончившие специализированные юридические школы и имеющие опыт от одного года работы в судебных и иных органах в должности, закреплённых в п. «в» ст. 6;
  • лица, не имеющие специального образования, но которые проработали от трех лет и более в качестве судей, прокуроров, следователей и юрисконсультов.

Представляется, что упомянутый выше кадровый подход не предоставлял возможности в полной мере оказывать всем нуждающимся соответствующую КЮП. Помимо этого вызывает особое удивление и возможность работать без наличия специализированного юридического образования на должности судьи или прокурора. Соответственно, встает вопрос о качестве осуществления правосудия.

Указанный выше вопрос законодатель попытался разрешить в результате принятия Закона РСФСР от 25.07.1962 [14]. Согласно содержанию ст.9 представленного закона, в качестве членов КА могут выступать граждане СССР, которые получили соответствующее юридические образование и имеют стаж работы не менее двух лет по своей специализации. Однако здесь  указывались и исключения: в члены КА могут приниматься лица при отсутствии специального образования, но при опыте работы юристом от 5 лет и более. Однако для этого нужно получить разрешение Совета Министров автономной республики, Исполкома краевого, областного, Московского, Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся.

Таким образом, явно просматривается желание законодателя повысить уровень КЮП, который оказывается местному населению, действующим предприятиям, а помимо этого совхозам и колхозам.. Одновременно с этим ставился определенный заслон для лиц, чье присутствие в адвокатском сообществе было нежелательно. Так, в ст. 10 закреплялось, что в члены КА категорические не принимаются лица, у которых имеется какая-либо судимость или которые не отвечают по своим моральным и деловым качествам такому званию, как советский адвокат. Следовательно, законодателя беспокоили вопросы авторитета адвокатуры в глазах населения, а помимо этого государственных органов.

Следующим значимым этапом развития стало принятие Закона СССР от 30.11.1979 «Об адвокатуре в СССР» [15] и Закона РСФСР от 20.111980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» [16].

Согласно упомянутым выше законами закреплялось, что адвокатом может стать только то лицо, которое имеет юридическое образование и соответствующий стаж работы по своей специальности. Для тех лиц, которые получили специализированное образование, но не имеют опыт, предусматривалась стажировка. Адвокат наделялся соответствующим законным правом осуществлять запрос всех справок и  документов, которые являются важными и необходимыми для оказания КЮП, из государственных и общественных организаций, выдаваемых в оригинальном виде или в виде копии в установленный срок. При этом ставился вопрос и о соблюдении адвокатской тайны. Так, согласно ст. 15 Закона РСФСР адвокат не мог быть допрошен соответствующими уполномоченными органами как свидетель по обстоятельствам, которые ему стали известны в результате исполнения им своих должностных обязанностей, как защитника или представителя. В ст. 16 этого же акта закреплялось, что адвокат не обладает правом разглашать известные ему сведения, которые ранее были ему озвучены доверителем в рамках оказания соответствующей КЮП.

Помимо этого ставился вопрос и о соблюдении адвокатом норм профессиональной этики. Так закреплялось, что адвокат должен представлять собой образец моральной чистоты и безукоризненного поведения. И адвокат должен постоянно повышать квалификацию своих знаний, идейно-политический уровень и принимать участие в пропаганде советского права.

Следовательно, советское законодательство, которое регулировало и регламентировало вопросы защиты прав граждан страны и организаций, а помимо этого и оказание КЮП стремилось к тому, чтобы данная деятельность была реализована на высоком уровне.

Помимо этого, говорить о полной независимости адвокатуры не приходилось. Это обуславливается тем, что существовали определенные ограничения, и действовал достаточно жесткий контроль со стороны власти в лице органов юстиции.

Следует особо подчеркнуть, что Закон РСФСР от 20.11.1980 г. действовал вплоть до принятия ФЗ от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [17].

Принятый Закон №63-ФЗ воплотил в себе многие прогрессивные наработки: он гарантирует право общества на получение КЮП, и одновременно с этим устанавливает принципы деятельности адвокатуры. Одновременно с этим, Закон устанавливает структуру органов адвокатской корпорации и порядок деятельности адвокатов.

Сегодня деятельность адвокатуры на территории нашего государства регулируется и регламентируется рядом иных внутренних актов, например, Кодекс профессиональной этики адвоката [18] и другими.

Таким образом, изменения, происходящие в государстве, в той или иной степени влияют на все общество и на отдельные институты, в частности на адвокатуру, а деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность по обеспечению защиты прав и свобод человека, имеет публично-правовое значение.

Список литературы

  1. Кипнис Н.М. Эволюция адвокатуры и уголовного судопроизводства в условиях рынка // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. N 2. С. 104-114.
  2. Асеева Е.А., Качалова О.В. Формы участия граждан в осуществлении правосудия по уголовным делам // Российское правосудие. 2015. № 6 (110). С. 33-40.
  3. Петрова Д.Е. Некоторые аспекты судоустройства Российского государства по Судебникам 1497 и 1550 г. // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 7 (46). С. 658-664.
  4. Новина Д.И. Адвокатура и адвокатская деятельность // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  5. Конин В.В., Эсмантович И.И. Некоторые вопросы истории российского суда с участием присяжных заседателей и его значение для современного уголовного судопроизводства // Адвокат. 2013. № 9. С. 44-50.
  6. Россинский С.Б. Декрет о суде № 2 как «временные основы уголовного судопроизводства» советской России (к 105-летию с момента принятия) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 1(94). С.185-193.
  7. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. М., 1958. 703 с.
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  9. Определение Конституционного Суда РФ от 05.12.2003 N 446-О «По жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации «Объединение вкладчиков «МММ» на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  10. Декрет ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  11. Декрет ВЦИК от 21.10.1920 «Положение о Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  12. 12 Положение о коллегии защитников (утв. Наркомюстом РСФСР 05.07.1922) // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  13. Постановление СНК СССР от 16.08.1939 № 1219 «Об утверждении Положения об адвокатуре СССР» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  14. Закон РСФСР от 25.07.1962 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  15. Закон СССР от 30.11.1979 «Об адвокатуре в СССР» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  16. Закон РСФСР от 20.11.1980 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.
  18. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утв. II Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.; III Всероссийским съездом адвокатов 5 апреля 2007 г.; VI Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2013 г.; VII Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2015 г.; VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г.; X Всероссийским съездом адвокатов 15 апреля 2021 г.) // электронный ресурс СПС Консультант Плюс.

Интересная статья? Поделись ей с другими: