УДК 341.01

Понятие и юридическая природа международных договоров межведомственного характера

Кужахметова Сауле Нарбулатовна – старший преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Лябах Дмитрий Сергеевич – магистрант Академии управления МВД России.

Аннотация: Юридическая природа и понятие международного договора, а это в полной мере следует отнести и к международным договорам межведомственного характера, являются такими правовыми категориями, без которых невозможно изучить и понять сущность международного договора. Природа и понятие являются отправными точками в исследовании самых различных вопросов, связанных с международными договорами.

Ключевые слова: международный договор, межведомственный характер, нормы внутригосударственного права, органы государственной власти.

Официальное определение международного договора содержится в п. 1 «а» ст. 2 Венской конвенции «О праве международных договоров» (1969 г.). В соответствии с указанным документом, под международным договором стоит понимать международное соглашение, которое в письменной форме заключено между несколькими государствами, регламентируется международным правом вне зависимости от наименования документа и количества соглашений [3]. Это определение продублировано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [2]. Однако системный анализ данных нормативно-правовых актов позволяет заключить, что в конвенции 1969 г. сказано о таком соглашении, которое регулируется международным правом, в то время как в ФЗ № 101-ФЗ данного указания нет [4].Полагаем, что в анализируемом случае речь идет не о соглашении, а о ряде отношений договорного характера, которые на основании данного соглашения возникают, так как в качестве объекта международного права выступают отношения между государствами, а применительно к исследуемому вопросу – отношения, которые непосредственно связаны с заключением, изменением и прекращением договора. Стоит отметить, что в литературе нередко говорят о том, что в качестве объекта права договоров выступает непосредственно сам договор [5].

Системный анализ юридической литературы по теме исследования показывает, что исследователи рассматривают международный договор как соглашение, равно как согласованное волеизъявление государств, равно как иных субъектов международного права. Одновременно с этим, вопрос в сфере понятия и правовой природы международного договора, в литературе и практике практически не изучен. Одновременно с этим, правовая природа договоров межведомственного характера достаточно тесно взаимосвязана с правовой природой международных договоров, которые заключатся уже на более высоком уровне. Ключевым различием в данном случае является уровень государственных органов, представляющих то или иное государство на международной арене.

В качестве субъекта международного договора, вне зависимости от того, какой орган власти заключил международный договор, будет выступать само государство в целом. Так, государство, выступая в качестве ключевого субъекта международного права, будет действовать не только на международной арене, но и во внутригосударственных отношениях.

Международные договоры межведомственного характера, которые стоит рассматривать через призму вида международных договоров, выступают в качестве источника современного международного права. Заключаются они на уровне ведомств и министерств, но несмотря на это, они в полной мере могут выступать в качестве источников международного права. Во многом это связано с тем, что ведомства и министерства выступают в качестве органов публичной власти государств, посредством которых многие государства могут согласовать свое волеизъявление на заключение международного договора. В связи с этим, ведомства и министерства должны выражать непосредственную волю государства, в основу которой заложены позиции государства по тому или иному вопросу. В целях выражения воли государства, а также решения тех задач, которые перед ним стоят, в стране формируются ведомства и различного рода министерства. Как следствие, именно они впоследствии выполняют такие функции, которые указаны выше.

В круг органов, которые полномочны от имени РФ заключить различные международные договоры межведомственного характера, стоит включить федеральные службы, федеральные министерства, агентства и федеральные органы исполнительной власти. Стоит отметить, что сотрудничество в данной сфере различных ведомств и министерств характеризуется наличием разных сфер регулирования, в частности, это экономическое сотрудничество или, например, борьба с преступностью. Как уже отмечалось ранее, ведомства и министерства в полной мере выражают государственную волю в указанной сфере, что во многом определено нормами внутригосударственного права, на основании которых определяются их полномочия. В отдельно взятых случаях и в порядке, который определен сегодня в международных договорах, ведомства и министерства также будут обладать полномочиями в области заключения международных межведомственных соглашений. Можно заключить, что все соглашения ведомств и министерств не выступают в качестве каких-либо частных контрактов или соглашений особого рода, так как их вполне можно рассматривать через призму полноценных межгосударственных договоров, во многом призванных осуществлять межгосударственные отношения на уровне ведомств и министерств различных государств.

Правовая природа международных договоров межведомственного характера априори основана на соглашении государств, которое выступает в качестве способа формирования норм международного права, что в целом, напоминает правовую природу международных договоров, заключаемых на межправительственном и межгосударственном уровнях. Отметим, что все нормы международных договоров межведомственного характера в основном являются локальными нормами, имеющими диспозитивный характер.

Известно, что за невыполнение положений международных договоров, которые носят межведомственный характер, государство будет ответственно, а меры ответственности прописаны в нормах международного права. Точно такое же правило действует в отношении недобросовестной реализации положений данных договоров.

Первоначально заключив, а затем выполнив международные договоры межведомственного характера, государства-участники вносят достаточно существенный вклад в развитие такого принципа, как принцип сотрудничества государств. Полагаем, что содержание данного принципа стоит рассматривать в контексте таких принципов, как принцип суверенного равенства государств, а также принцип невмешательства во внутренние дела государства, некоторых иных принципов международного права.

Органы публичной власти, которые представлены министерствами или ведомствами, представляют интересы государства в мировом сообществе. Все обязательства, которые принимают на себя органы исполнительной власти РФ, будут выступать в качестве непосредственных обязательств государства, что явно следует из положений конвенции 1969 г. Стоит отметить, что положения данного документа также применяются к международным договорам межведомственного характера по совокупности иных вопросов, включая сферу действия международных договоров по отношению к третьим государствам, а именно, к тем государствам, которые в договоре участия не принимают.

Толкование части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что такие договоры РФ входят в ее правовую систему [1]. Их внедрение в правовую систему не являлось самоцелью, так как на основе этого появляется возможность для того, чтобы закрепить и использовать их положения в практической деятельности. Имплементация данных договоров может рассматриваться в качестве организационно-исполнительской, а также нормотворческой деятельности государств в лице их уполномоченных органов и организаций, которая осуществляется в целях практической реализации различных международно-правовых обязательств, следующих из договоров. В качестве ключевых участников данного процесса выступают различного рода федеральные органы исполнительной власти, которые представлены рядом ведомств и министерств.

Можно констатировать, что международные договоры межведомственного характера, выступая в качестве разновидности различных международных договоров, выступают в качестве источника международного права. Понимать под ними стоит соглашения, которые были заключены от имени РФ ведомствами и министерствами с иностранными государствами. Весь процесс заключения этих договоров регламентируется международным правом, что не исключает внутригосударственного регулирования. Установлено, что их правовая природа имеет тесную взаимосвязь с правовой природой различных международных договоров, в том числе, которые заключаются уже на более высоком уровне. Также был сформулирован вывод о том, что заключая данные договоры, ведомства и министерства действуют от имени государства и, как следствие, принимают в его отношении международно-правовые обязательства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок] // Российская газета. 2020. 4 июля, № 144.
  2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ от 17 июля 1995 г. N 29 ст. 2757.
  3. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. // Международное право в документах // сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 70.
  4. П. «а» ч. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLII. 1988.
  5. Богатырев В.В. Право международных договоров : учебник для вузов / В. В. Богатырев, Р. А. Каламкарян. - М., 2023. С.51.

Интересная статья? Поделись ей с другими: