УДК 328.185

Коррупция как ключевая угроза национальной безопасности России

Мильчакова Елена Александровна – магистр Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

Научный руководитель Горичева Власта Леонидовна – кандидат юридических наук, доцент Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина

Аннотация: В представленной статье рассматривается коррупция с точки зрения одной их важнейших угроз национальной безопасности России. Отмечается, что коррупция представляет существенную угрозу в связи с тем, что коррупционные действия нарушают права человека и гражданина, а также негативно влияют на экономику, социальные отношения, развитие страны. Для предотвращения коррупции предлагается предпринимать ряд мер, направленных на ее противодействие.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, свободы и права человека, преступления, противодействие коррупции. 

В современной России коррупция по праву считается главной угрозой национальной безопасности страны, что однозначно подтверждается теорией и практикой. Это связано с тем, что коррупционные действия наносят огромный ущерб ключевым конституционным правам и свободам человека и гражданина, то есть, принципам равенства всего населения перед судом и перед законом, что указано в ст. 19 Конституции РФ, неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), праву частной собственности (ст. 35-36 Конституции РФ), праву на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), на образование (ст. 43 Конституции РФ) и иным конституционным правам [1].

Полагаем, что именно на этом фоне Президент Российской Федерации уделяет особое внимание вопросам борьбы с коррупционной деятельностью и нелегальной экономикой, так как именно они выступают в качестве элементов риска обеспечения национальной безопасности и защищенности государства, демонстрируя, тем самым, внимание к данной важной и актуальной социально-экономической проблеме. В частности, на указанный аспект обращено особое внимание в Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (далее-Указ № 400) [2]. Системный анализ данного документа показывает, что национальная безопасность представляет собой состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз, а коррупция, наравне со стихийными бедствиями, экстремизмом, терроризмом или деятельностью зарубежных специальных служб выступает в качестве угрозы национальной безопасности. Полагаем, что не согласиться с этим весьма затруднительно, а коррупция, действительно, во многом направлена на разрушение государства изнутри и создает, тем самым, серьезную проблему и угрозу национальной безопасности.

Одновременно с этим, ситуация подобного рода во многом обусловлена тем, что на территории нашей страны происходит деморализация общества, так как опросы ВЦИОМ показывают, что многие граждане России уверены, что это явление хроническое и победить его едва ли представляется возможным [6]. Как следствие, коррупция очень часто рассматривается населением страны как естественный способ решения различных общественных задач и при таком подходе устранить данное явление, действительно, весьма затруднительно. Проявление коррупции на этом фоне имеют различные виды. Например, инспектор ГИБДД, используя свое право привлекать водителя к ответственности за правонарушение, этого не сделал, вынудив водителя передать ему денежные средства (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 26.03.2013 по делу № 33-10848/2103) [7]. Также примером является ситуация, когда чиновник вымогает у лица взятку за ускорение выдачи заключения о соответствии помещений тем требованиям, которые установлены законодательством для всех помещений, в которых хранятся наркотические и психотропные вещества (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2017 по делу № 10-16814/2017) [8]. Также фактором, который повышает толерантность населения к коррупции, сегодня выступает наличие широкой совокупности политических, равно как ряда социально-экономических проблем, требующих незамедлительного разрешения. К таким проблемам по праву можно отнести экстремизм, рост цен, безработицу, равно как инфляционные и иные процессы. Особое влияние также оказывает теневая экономика, которая, выступая в качестве элемента коррупции, создает риски для национальной безопасности Российской Федерации. Так, известно, что для успешного развития теневой экономики, все ее субъекты достаточно активно применяют коррупционные взаимоотношения, затрагивающие основные сферы экономической, политической и социальной жизни страны.

В соответствии с аналитическими и статистическими данными, вред от коррупционной деятельности для экономики нашей страны составляет порядка 45 % валового внутреннего продукта. Определенный вред также причиняется и охраняемым законом правоотношениям, так как статистические отчеты МВД РФ показывают, что на территории нашей страны ежегодно совершается более 15 тыс. преступлений коррупционного характера, ущерб от которых составляет 177 млрд. руб. в год [5]. Это позволяет заключить, что коррупция весьма активно способствует развитию теневой экономики на территории государства, весьма существенному снижению рыночных механизмов взаимодействия в системах рыночной экономики, нарушению прав и свобод человека и гражданина, равно как причинению вреда общественным отношениям, охраняемых государством, неравномерному применению бюджетных денежных средств, росту уровня преступности и формированию олигархических объединений в существующей системе управления. В международном масштабе коррупция оказывает весьма отрицательное влияние на политику государства, в том числе, значительно ухудшает репутацию страны на международной арене, формирует основы для экономической и политической изоляции страны в международном сообществе, снижения авторитета к органам государственной власти, причем как внутри ее, так и со стороны международных партнеров. В совокупности все это позволяет говорить о том, что коррупция, действительно, выступает в качестве угрозы для национальной безопасности нашей страны [3].

В завершении стоит отметить, что отрицательные последствия тех или же иных коррупционных деяний, предоставляют возможности для того, чтобы в полной мере заявить о необходимости разработки широкой совокупности мер, необходимых для практической реализации мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией. Стоит отметить, что на современном этапе развития есть множество решений, которые были приняты на уровне государства с целью снижения коррупционных деяний на территории нашей страны. Более того, на сегодняшний день ратифицировано большое количество интернациональных конвенций о борьбе с коррупцией и вступили в законную силу правовые акты по борьбе с коррупцией.

Для противодействия коррупции необходимым является принятие широкой совокупности нормативных правовых актов РФ антикоррупционной направленности, осуществление деятельности по расследованию коррупционных преступных деяний, прокурорский надзор и эффективная организация государственной службы и деятельности отдельных организаций, в которых приняты положения по предотвращению коррупции и созданы специальные подразделения в сфере борьбы с коррупцией и урегулирования конфликта интересов [4]. Полагаем, что лишь комплексные меры по противодействию коррупции будут обладать должной эффективностью, что прямо следует из юридической и научной литературы, а также обобщения практического опыта. Одновременно с этим, эффективности борьбы с коррупцией можно достигнуть в случае, если в каждой организации будут исчерпывающим образом определены меры в сфере борьбы с коррупцией и сформирована соответствующая правовая база. 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ. – – № 27 (часть II). – Ст. 5351.
  3. Гусакова, О.А. Коррупция: понятие, признаки, виды / О.А. Гусакова // Вестник научной мысли. – 2021. – № 6. – С.742-745.
  4. Дудник, И.М. Коррупция как угроза национальной безопасности РФ / И.М. Дудник // Сборник: Актуальные проблемы права и экономики. – 2016. – С.113-115.
  5. Журкина, О.В. Коррупция как угроза национальной безопасности / О.В. Журкина // Вопросы российского и международного права. – 2022. – Т.12. – № 9-1. – С.469-474.
  6. Магомедов, М.Г. Коррупция и экстремизм как главные угрозы национальной безопасности / М.Г. Магомедов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 12. – С.72-75.
  7. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 26.03.2013 года по делу № 33-10848/2103. Справочно-информационная система Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.11.2023).
  8. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2017 года по делу № 10-16814/2017. Справочно-информационная система Консультант плюс [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.11.2023).