УДК 336
Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений
Чинаев Тимур Винерович – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экологического и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий.
Кулагин Егор Игоревич – студент кафедры Экологического и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий.
Аннотация: В данной статье автор анализирует государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений. В работе делается вывод, что государственные внебюджетные фонды являются важными субъектами финансовых правоотношений в России. Они управляют большими объемами финансовых ресурсов, собранных в рамках соответствующих отраслей экономики, и выполняют свои функции в соответствии с законодательством и правительственными решениями. Однако, существуют определенные проблемы, которые могут затруднять их эффективное функционирование.
Ключевые слова: внебюджетные фонды, финансовые субъекты, правоотношения, финансовые правоотношения.
Рассмотрим специфику правового положения государственных внебюджетных фондов (далее – ГВФ), являющихся субъектами финансовых правоотношений. Е.Ю. Грачева и Ю.К. Цареградская отмечают, что потребность в создании ГВФ была обусловлена специальными расходами, которые органы исполнительной власти несли при финансировании социально и экономически значимых государственных мероприятий. [1] Следовательно, ГВФ присуща целевая социально-экономическая направленность.
При формировании российской бюджетной системы, действующей в настоящее время, ГВФ позиционировались как инструмент, который обеспечивает целевое использование финансовых средств. Данный подход был простым и экстенсивным, вследствие чего в рамках финансовой системы возрастало количество централизованных фондов денежных средств. Однако его применение подразумевало также финансирование деятельности фондовых аппаратов, что требовало дополнительных затрат.
Бюджет каждого ГВФ принимался отдельно, а по итогам их деятельности составлялась своя отчетность. Значительное количество созданных ГВФ в рамках финансовой системы оказывало большую нагрузку на представительные органы власти.
ГВФ можно рассматривать в двух аспектах: как фонд финансовых средств и как субъект правоотношений. С первой позиции ГВФ представляют собой элементы государственной финансовой системы наряду с прочими фондами финансовых средств государственного и негосударственного характера. [2]
Как субъект правоотношений ГВФ является типом государственного учреждения, осуществляющим деятельность в организационно-правовой форме ГВФ. В этом качестве он принимает на себя функции:
- органа обязательного социального страхования по реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинскую помощь;
- финансового органа по аккумулированию, использованию и контроль за расходованием централизованного фонда финансовых средств.
ГВФ, выступая звеном государственной финансовой системы, имеют ряд характерных особенностей. Так, они являются государственными, что означает, что соответствующие финансовые средства находятся в федеральной собственности. Денежные средства территориальных фондов находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подлежат изъятию. При этом действующее бюджетное законодательство не предусматривает создание муниципальных внебюджетных фондов, что обусловлено рядом причин:
- Муниципальные образования не осуществляют функции в области обязательного социального страхования.
- В распоряжении отдельных муниципальных образований находится сравнительно небольшой объем денежных средств, что не позволяет им создавать внебюджетные фонды, которые могли бы эффективно осуществлять свои функции.
- Муниципальные образования не всегда обладают компетенциями в сфере управления и контроля, которые необходимы для работы внебюджетных фондов.
- Формирование муниципальных внебюджетных фондов чрезмерно усложнило бы бюджетную систему, что привело бы к снижению эффективности управления ею.
ГВФ фонды централизованы и имеют особый порядок разработки, утверждения, исполнения и контроля за выполнением возлагаемых функций. Это связано с тем, что данные фонды имеют важное значение для финансовой системы страны и оказывают существенное влияние на социально-экономическую сферу.
А.Ю. Ильин утверждает, что внебюджетные фонды, включая государственные, относятся к числу децентрализованных государственных финансов. [4] Однако мы не согласны с этим мнением, так как ГВФ формируются в процессе перераспределения ВВП через налоговые и неналоговые платежи и предназначены для финансового обеспечения общественных потребностей, формирующихся на макроэкономическом уровне.
ГВФ имеют особую форму внешнего выражения в виде законов, которые в особом порядке принимают субъекты Российской Федерации в соответствии с процедурой, определенной бюджетным законодательством. Также бюджетное законодательство устанавливает процедуру формирования отчета об исполнении бюджетов ГВФ.
Кроме того, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса России, ГВФ являются неотъемлемой частью бюджетной системы страны, в состав которой не могут входить децентрализованные фонды. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что ГВФ подставляют собой централизованные фонды финансовых средств.
С 2023 года согласно Федеральному закону от 14.07.2022 N 236-ФЗ начал свою деятельность один их важнейших ГВФ – Фонд пенсионного и социального страхования России (Социальный фонд). Он был создан в результате реорганизации Пенсионного фонда и его объединения с Фондом социального страхования.
Цель формирования Социального фонда заключается в централизованном осуществлении различных типов социального обеспечения граждан, таких как:
- обязательное пенсионное страхование;
- пенсионное обеспечение;
- обязательное социальное страхование в связи с материнством и в случае временной нетрудоспособности;
- обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
Кроме того, Фонд предоставляет определенным категориям граждан социальное обеспечение и меры социальной защиты.
В будущем, до 2025 года, ожидается продолжение реформирования пенсионной системы, которое должно сказаться на улучшении пенсионного обеспечения граждан России. При обсуждении возможностей обеспечения стабильных пенсий в условиях реформ важно учитывать эффективность тарифной политики с учетом страховых прав всех категорий работников. Основы тарифной политики пенсионной системы и ее принципы имеют социально-экономическую составляющую, которая оказывает основное воздействие на формирование тарифных ставок в системе пенсионного обеспечения, учитывая демографические факторы.
В отличие от средств бюджетов, средства ГВФ не включаются в состав государственного бюджета и не используются на всеобщие нужды государства, а направляются исключительно на финансовое обеспечение возлагаемых на них функций. Эти фонды имеют ярко выраженный социальный характер, поэтому правильнее было бы называть их государственными социальными фондами.
Денежные средства, накапливаемые в ГВФ, являются целевыми и могут использоваться только для финансового обеспечения возложенных на них функций. Порядок формирования и расходования денежных средств ГВФ, условия и ограничения их использования закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах.
В отличие от фондов, создаваемых для достижения установленных целей на определенный период, ГВФ являются постоянными и не имеют установленного срока функционирования. Срок их функционирования предопределяется кругом решаемых ими задач.
ГВФ являются важными субъектами финансовых правоотношений в России. Они управляют большими объемами финансовых ресурсов, собранных в рамках соответствующих отраслей экономики, и выполняют свои функции в соответствии с законодательством и правительственными решениями. Однако существуют определенные проблемы, которые могут затруднять их эффективное функционирование:
- Неравномерность доходов и расходов ГВФ, приводящая к накоплению дефицитов и увеличению задолженностей перед государством и другими кредиторами.
- Отсутствие четкого механизма управления и контроля за деятельностью ГВФ, что может приводить к неэффективному использованию ресурсов и злоупотреблениям.
- Недостаточная прозрачность и открытость в деятельности фондов, что может приводить к нарушениям прав потребителей и недоверию общества к таким организациям.
Для решения данных проблем можно предложить следующие пути:
- Разработка более эффективных механизмов контроля за доходами и расходами ГВФ, что позволит избежать накопления дефицитов и задолженностей.
- Укрепление системы управления ГВФ и введение строгого мониторинга за их деятельностью. Это позволит эффективнее использовать ресурсы и предотвратить злоупотребления.
- Введение более прозрачных механизмов отчетности и учета финансовых операций ГВФ, что позволит повысить доверие общества к таким организациям и уменьшить возможность нарушений прав потребителей.
Список литературы
- Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Финансовое право. М. : Норма, 2020. С. 196.
- Рукавишникова И.В. Финансовое право. М. : Норма, Инфра М, 2021. С. 190.
- Ситник А. А. «Зеленые» финансы: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 69.
- Финансовое право : учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой ; отв. ред. А. Ю. Ильин. М. : Проспект, 2019. С. 221.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9 П «По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL:https://sudact.ru/arbitral/doc/uKmVqgPacsWK/ (дата обращения: 15.09.2023).
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 03.09.2023).