УДК 336

Государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений

Чинаев Тимур Винерович – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экологического и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий.

Кулагин Егор Игоревич – студент кафедры Экологического и административного права Института права Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В данной статье автор анализирует государственные внебюджетные фонды как субъекты финансовых правоотношений. В работе делается вывод, что государственные внебюджетные фонды являются важными субъектами финансовых правоотношений в России. Они управляют большими объемами финансовых ресурсов, собранных в рамках соответствующих отраслей экономики, и выполняют свои функции в соответствии с законодательством и правительственными решениями. Однако, существуют определенные проблемы, которые могут затруднять их эффективное функционирование.

Ключевые слова: внебюджетные фонды, финансовые субъекты, правоотношения, финансовые правоотношения.

Рассмотрим специфику правового положения государственных внебюджетных фондов (далее – ГВФ), являющихся субъектами финансовых правоотношений. Е.Ю. Грачева и Ю.К. Цареградская отмечают, что потребность в создании ГВФ была обусловлена специальными расходами, которые органы исполнительной власти несли при финансировании социально и экономически значимых государственных мероприятий. [1] Следовательно, ГВФ присуща целевая социально-экономическая направленность.

При формировании российской бюджетной системы, действующей в настоящее время, ГВФ позиционировались как инструмент, который обеспечивает целевое использование финансовых средств. Данный подход был простым и экстенсивным, вследствие чего в рамках финансовой системы возрастало количество централизованных фондов денежных средств. Однако его применение подразумевало также финансирование деятельности фондовых аппаратов, что требовало дополнительных затрат.

Бюджет каждого ГВФ принимался отдельно, а по итогам их деятельности составлялась своя отчетность. Значительное количество созданных ГВФ в рамках финансовой системы оказывало большую нагрузку на представительные органы власти.

ГВФ можно рассматривать в двух аспектах: как фонд финансовых средств и как субъект правоотношений. С первой позиции ГВФ представляют собой элементы государственной финансовой системы наряду с прочими фондами финансовых средств государственного и негосударственного характера. [2]

Как субъект правоотношений ГВФ является типом государственного учреждения, осуществляющим деятельность в организационно-правовой форме ГВФ. В этом качестве он принимает на себя функции:

  • органа обязательного социального страхования по реализации конституционных прав граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинскую помощь;
  • финансового органа по аккумулированию, использованию и контроль за расходованием централизованного фонда финансовых средств.

ГВФ, выступая звеном государственной финансовой системы, имеют ряд характерных особенностей. Так, они являются государственными, что означает, что соответствующие финансовые средства находятся в федеральной собственности. Денежные средства территориальных фондов находятся в собственности субъектов Российской Федерации и не подлежат изъятию. При этом действующее бюджетное законодательство не предусматривает создание муниципальных внебюджетных фондов, что обусловлено рядом причин:

  1. Муниципальные образования не осуществляют функции в области обязательного социального страхования.
  2. В распоряжении отдельных муниципальных образований находится сравнительно небольшой объем денежных средств, что не позволяет им создавать внебюджетные фонды, которые могли бы эффективно осуществлять свои функции.
  3. Муниципальные образования не всегда обладают компетенциями в сфере управления и контроля, которые необходимы для работы внебюджетных фондов.
  4. Формирование муниципальных внебюджетных фондов чрезмерно усложнило бы бюджетную систему, что привело бы к снижению эффективности управления ею.

ГВФ фонды централизованы и имеют особый порядок разработки, утверждения, исполнения и контроля за выполнением возлагаемых функций. Это связано с тем, что данные фонды имеют важное значение для финансовой системы страны и оказывают существенное влияние на социально-экономическую сферу.

А.Ю. Ильин утверждает, что внебюджетные фонды, включая государственные, относятся к числу децентрализованных государственных финансов. [4] Однако мы не согласны с этим мнением, так как ГВФ формируются в процессе перераспределения ВВП через налоговые и неналоговые платежи и предназначены для финансового обеспечения общественных потребностей, формирующихся на макроэкономическом уровне.

ГВФ имеют особую форму внешнего выражения в виде законов, которые в особом порядке принимают субъекты Российской Федерации в соответствии с процедурой, определенной бюджетным законодательством. Также бюджетное законодательство устанавливает процедуру формирования отчета об исполнении бюджетов ГВФ.

Кроме того, согласно ст. 10 Бюджетного кодекса России, ГВФ являются неотъемлемой частью бюджетной системы страны, в состав которой не могут входить децентрализованные фонды. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что ГВФ подставляют собой централизованные фонды финансовых средств.

С 2023 года согласно Федеральному закону от 14.07.2022 N 236-ФЗ начал свою деятельность один их важнейших ГВФ – Фонд пенсионного и социального страхования России (Социальный фонд). Он был создан в результате реорганизации Пенсионного фонда и его объединения с Фондом социального страхования.

Цель формирования Социального фонда заключается в централизованном осуществлении различных типов социального обеспечения граждан, таких как:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • пенсионное обеспечение;
  • обязательное социальное страхование в связи с материнством и в случае временной нетрудоспособности;
  • обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Кроме того, Фонд предоставляет определенным категориям граждан социальное обеспечение и меры социальной защиты.

В будущем, до 2025 года, ожидается продолжение реформирования пенсионной системы, которое должно сказаться на улучшении пенсионного обеспечения граждан России. При обсуждении возможностей обеспечения стабильных пенсий в условиях реформ важно учитывать эффективность тарифной политики с учетом страховых прав всех категорий работников. Основы тарифной политики пенсионной системы и ее принципы имеют социально-экономическую составляющую, которая оказывает основное воздействие на формирование тарифных ставок в системе пенсионного обеспечения, учитывая демографические факторы.

В отличие от средств бюджетов, средства ГВФ не включаются в состав государственного бюджета и не используются на всеобщие нужды государства, а направляются исключительно на финансовое обеспечение возлагаемых на них функций. Эти фонды имеют ярко выраженный социальный характер, поэтому правильнее было бы называть их государственными социальными фондами.

Денежные средства, накапливаемые в ГВФ, являются целевыми и могут использоваться только для финансового обеспечения возложенных на них функций. Порядок формирования и расходования денежных средств ГВФ, условия и ограничения их использования закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах.

В отличие от фондов, создаваемых для достижения установленных целей на определенный период, ГВФ являются постоянными и не имеют установленного срока функционирования. Срок их функционирования предопределяется кругом решаемых ими задач.

ГВФ являются важными субъектами финансовых правоотношений в России. Они управляют большими объемами финансовых ресурсов, собранных в рамках соответствующих отраслей экономики, и выполняют свои функции в соответствии с законодательством и правительственными решениями. Однако существуют определенные проблемы, которые могут затруднять их эффективное функционирование:

  1. Неравномерность доходов и расходов ГВФ, приводящая к накоплению дефицитов и увеличению задолженностей перед государством и другими кредиторами.
  2. Отсутствие четкого механизма управления и контроля за деятельностью ГВФ, что может приводить к неэффективному использованию ресурсов и злоупотреблениям.
  3. Недостаточная прозрачность и открытость в деятельности фондов, что может приводить к нарушениям прав потребителей и недоверию общества к таким организациям.

Для решения данных проблем можно предложить следующие пути:

  1. Разработка более эффективных механизмов контроля за доходами и расходами ГВФ, что позволит избежать накопления дефицитов и задолженностей.
  2. Укрепление системы управления ГВФ и введение строгого мониторинга за их деятельностью. Это позволит эффективнее использовать ресурсы и предотвратить злоупотребления.
  3. Введение более прозрачных механизмов отчетности и учета финансовых операций ГВФ, что позволит повысить доверие общества к таким организациям и уменьшить возможность нарушений прав потребителей.

Список литературы

  1. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Финансовое право. М. : Норма, 2020. С. 196.
  2. Рукавишникова И.В. Финансовое право. М. : Норма, Инфра М, 2021. С. 190.
  3. Ситник А. А. «Зеленые» финансы: понятие и система // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 2 (135). С. 69.
  4. Финансовое право : учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой ; отв. ред. А. Ю. Ильин. М. : Проспект, 2019. С. 221.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 № 9 П «По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 “О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // База судебных актов, судебных решений и нормативных документов «Судебные и нормативные акты РФ» [Электронный ресурс]. URL:https://sudact.ru/arbitral/doc/uKmVqgPacsWK/ (дата обращения: 15.09.2023).
  6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 03.09.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: