УДК 37.014.5

Образовательный вектор государственной политики России в сфере безопасности дорожного движения

Володин Олег Николаевич – кандидат юридических наук, начальник отдела Института регионального развития Пензенской области.

Аннотация: Настоящая публикация стала совокупным итогом попытки разобраться в аспектах и условиях, а также в организованности и эффективности деятельности органов и организаций российской системы образования в сфере обучения правилам безопасности дорожного движения. По итогам исследования сформированы выводы о невыполнении норм федерального закона о необходимости обучения граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах.

Ключевые слова: обучение, профилактика, государственная политика, безопасность дорожного движения, федеральный государственный образовательный стандарт.

Введение

В современной российской школе и в системе дошкольного и среднего специального образования большое внимание уделяется такому чрезвычайно важному, сложному и многоаспектному явлению как безопасность дорожного движения (далее – БДД). В каждой школе (а равно – в садике, и в колледже) есть педагог, который закреплен, т.е. наделен нагрузкой в качестве «ответственного» за данную сферу [БДД]. Причем толкуется (называется) данная вмененная компетенция по разному – где-то «профилактика детского дорожного-транспортного травматизма», где-то «безопасность дорожного движения», где-то симбиоз «ПДДТТ – БДД». Что из себя представляет данная нагрузка/компетенция? Есть ли легитимные основания для наделения педагогов подобной компетенцией? В каких форме и объеме она существует и должна реализовываться? Как сферу БДД видит в отечественном образовательном пространстве главный политический актор в нашей стране – государство? Каково вообще положение дел в данной сфере?

Несомненно, что «Проблема формирования транспортной культуры у подрастающего поколения теснейшим образом переплетена с проблемами формирования у них не только культуры транспортировки (перемещения), но также и культуры поведения в транспортной среде, и культуры безопасности личности в целом. Проблема подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к безопасному участию в дорожном движении становится государственной задачей» [11, с. 4-5].

Поскольку Конституция Российской Федерации [Конституция] в статье 1 провозглашает, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…» [1], то мы, соответственно, решили ответы на поставленные выше вопросы искать в нормативных и иных официальных документах, регулирующих государственное видение (политику) в части функционирования такой компетенции, как БДД в легитимно оформленном образовательном пространстве нашей страны.

Исследование

В целях системно-логического политико-правового изучения документов мы не будем разделять источники и сам ход исследования, а будем проводить анализ (комментарий) норм по мере их последовательного перечисления и цитирования. Нормы из источников мы будем приводить в виде относимых адресных извлечений.

Итак, флагманский в России документ, регулирующий основы безопасности дорожного движения – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ О БДД) [2]. Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения данного федерального закона указывает, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе – посредством: «организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;» [выдел. – О.В.]. Тем самым, мы видим, что изначально государство видит необходимость и предписывает обеспечивать безопасность наших граждан на дорогах в процессе дорожного движения за счет просветительского и педагогического начала. При этом государство четко и недвусмысленно разделяет «обучение водителей» и «обучение [всех остальных] граждан».

Далее, следуя заданной нами логической линии, углубляемся в предмет в рамках рассматриваемого Федерального закона и обращаем внимание на Статью 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах, указывающей, что:

«1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.

2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

3. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах.»

В части наделения и распределения полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, а также – фактического содержания данных полномочий, определяющей нормой ФЗ О БДД является Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения. В данной норме мы находим следующие положения:

«1. В ведении Российской Федерации находятся:

формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;<…>

создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;<…>

3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: <…>

осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; <…>

информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения; <…>

4. К полномочиям органов местного самоуправления:

городского поселения / муниципального района / муниципального округа или городского округа относятся… осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения,<…>

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

…участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского поселения / муниципального района / муниципального округа или городского округа;».

Итак, как мы видим из приведенной нормы, само государство – Российская Федерация видит свое участие в сфере БДД в самых общих формулировках. Субъекты Федерации чуть более конкретно наделены обязательствами по двум линиям, одна из которых является скорее просветительско-информирующей, а вторая [утверждаем, зная уровень компетентности и траектории активности наших чиновников] – скорее шумливо-пропагандистская. А вот муниципалитеты, уровень власти, в ареале которого находится подавляющее большинство образовательных организаций – вообще долженствуют лишь в плане «участия» в неких мероприятиях.

Как становится совершенно очевидно, государственная политика в сфере безопасности дорожного движения, сформированная в основном отраслевом законе – не носит цельного, конкретного, логически выстроенного, онтологически осязаемого и качественно – эффективного воплощения в образовательном пространстве.

Теперь посмотрим на нормы Федерального закона «Об образовании» (далее – ФЗ Об образовании) [3]:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

«6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; <…>

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы…».

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников ФЗ Об образовании не содержит норм, имеющих отношение к безопасности дорожного движения, либо профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При этом отдельно указана необходимость знать и соблюдать требования охраны труда и техники безопасности, а вот о БДД и ПДДТТ – нет даже косвенных упоминаний.

А вот после изучения текста статьи 29 ФЗ О БДД возникли вопросы, на которые ответа в текущий период времени у нас нет. И тем не менее, будем придерживаться последовательной, системно логической линии исследования документов.

Во-первых, федерального государственного образовательного стандарта, посвященного и направленного на изучение аспектов БДД максимально широким охватом граждан – нами не выявлено. Смеем утверждать, что подобного образовательного стандарта – не имеется.

Во-вторых, пункты 1 и 2 статьи 29 ФЗ О БДД находятся в некоей несогласованности, либо даже коллизии, поскольку предписывают проводить одно и тоже действие – «обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах» с помощью разных педагогических средств. В одном случае – это ФГОС, в другом методические рекомендации. Правда, различие в содержании пунктов имеется: обучение в пункте, указывающем на ФГОС – «осуществляется в соответствии», а обучение в пункте, указывающем на методические рекомендации – «осуществляется на основании».

При желании данные формулировки конечно могут считаться разницей. Но ни о ФГОС, ни о методических рекомендациях, направленных на обучение максимального широкого круга граждан, не являющихся водителями автомототранспортных средств, обычных обывателей, как правило пешеходов, нам не известно.

Для чистоты эксперимента заглянем в тексты Федеральных государственных образовательных стандартов, предписанных для разных возрастных групп в школе. При этом, следует знать, что «почти все предметы общего образования имеют точки соприкосновения с ПДД» [9, с. 10].

В связи с вышесказанным, обратим свое внимание на ФГОСы и начнем со стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [4]:

«37. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать:

5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений:<…>

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;» [выдел. – О.В.];

«41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения…» [выдел. – О.В.].

В качестве нашего личного мнения (допущения) мы можем предположить, что под нормами и правилами поведения могут в том числе иметься в виду Правила дорожного движения (далее – Правила, ПДД РФ, ПДД).

«41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются … в соответствии с …, принятыми в обществе правилами и нормами поведения…»;

«41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания:

первоначальные представления …, о правах и ответственности …, о нравственно-этических нормах поведения…»; 

«41.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде» [выдел. – О.В.];

«43.5. Предметные результаты по учебному предмету "Окружающий мир" предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" должны обеспечивать:

9) формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде,…» [выдел. – О.В.];

«43.6.6. По учебному модулю "Основы светской этики":

2) формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;…».

Мы привели выдержки из ФГОС НОО, но признаемся честно – приведенные нормы имеют весьма отдаленное и скорее предположительное, чем прямое отношение к сфере БДД. Эти нормы носят общегражданский и общеэтический характер и имеют значение для всех обстоятельств, связанных с профилактикой правонарушений обучающихся в образовательных организациях. Тем самым, можно абсолютно обоснованно утверждать, что образовательная компетенция в части обучения в начальной школе основам безопасного поведения на дорогах – не выполняется, она не обеспечена соответствующими учебно-методическим средствами.

Далее обратим свой взор, свое внимание на стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [5]. Возраст обучающихся в основной школе выше, чем в «началке», соответственно и степень физической и интеллектуальной готовности к обучению правилам безопасного поведения на дорогах – гораздо выше. Попробуем определить, как эту очевидную ситуацию урегулировал ФГОС ООО.

«1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: <…>

способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;»;

«32.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования. <…>

Рабочая программа воспитания должна обеспечивать: <…>

формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей …; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях …; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения;» [выдел. – О.В.].

В общих нормах стандарта мы видим привычные декларативные фразы, а вот в содержании требований к программе воспитания появляется упоминание об искомой БДД. А что дальше, получило ли данное упоминание развитие в структуре ФГОС ООО?

«38. Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать: <>

5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, тьютором, социальным педагогом) участников образовательных отношений: <…>

формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;»;

«42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с …, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе …, в том числе в части:

42.1.1. Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина …; <…>

42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

42.1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; <…>

соблюдение правил безопасности…»;

«44. Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в … реальных жизненных условиях ...»;

«45.6.2. По учебному предмету «Обществознание»:

1) освоение и применение системы знаний о … содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего … общественные отношения ...; обеспечении безопасности личности …;

3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением юридической ответственности …;

13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм …; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;»;

«45.11.2. По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:

1) сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности …;

7) понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространенных видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (…на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях,…);

10) умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реальных условий и возможностей;».

Безусловно, что дорожно-транспортные конфликты (ДТП) относятся к «опасным ситуациям». Но ФЗ О БДД недвусмысленно говорит о том, что в образовательных стандартах должна быть полная определенность и конкретность материала.

Резюмируем таким образом, что к сожалению, мы с вами наблюдаем ту же самую картину: никакой конкретики, никакого методического воплощения тема с БДД-ПДДТТ в материи ФГОС ООО не получила.

Возможно, что чиновники Министерства просвещения постарались перенести основной груз предусмотренной законом обязанности в старшую школу? Ребята и девочки в старших классах уже неплохо ориентируются в различных социальных средах, обладают некоторым социальным опытом, более уверенны ментально и физически в своих мыслях и действиях. Таким образом, метод подразумевания, либо допущения в данной возрастной категории обучающихся – не применим.

Вновь посмотрим документы, на этот раз сразу обратимся к федеральной образовательной программе среднего общего образования (ФОП СОО) [6] в которой находим на удивление подробный образовательный блок в разделе «Основы безопасности жизнедеятельности»:

«128.3. Содержание обучения.

128.3.1. Вариант №1.

128.3.1.1. Модуль №1. "Основы комплексной безопасности". <…>

Безопасность на транспорте. Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания).

Обязанности участников дорожного движения. Правила дорожного движения для пешеходов, пассажиров, водителей.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси, маршрутном такси. Правила безопасного поведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Безопасное поведение на различных видах транспорта.

Электросамокат. Питбайк. Моноколесо. Сегвей. Гироскутер. Основные меры безопасности при езде на средствах индивидуальной мобильности. Административная и уголовная ответственность за нарушение правил при вождении.

Дорожные знаки (основные группы). Порядок движения. Дорожная разметка и её виды (горизонтальная и вертикальная). Правила дорожного движения, установленные для водителей велосипедов, мотоциклов и мопедов. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения и мер оказания первой помощи.

128.3.2. Вариант №2.

128.3.2.3. Модуль №3 "Безопасность на транспорте".

Характеризовать опасности на различных видах транспорта.

Соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения. Уметь учитывать разные условия (движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной мобильности).

Приводить примеры взаимосвязи безопасности водителя и пассажира.

Иметь представления о знаниях и навыках, необходимых водителю автомобиля.

Знать порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников).»;

«128.4.5. Предметные результаты освоения программы по ОБЖ на уровне среднего общего образования

128.4.5.1. Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства. Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и способности построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни.

128.4.5.2. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения ОБЖ, должны обеспечивать:

1. сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в собственном поведении;

2. сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

3. сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;».

Как мы с вами видим, в старшей школе, в рамках предметного образования [в программе «ОБЖ»] содержится достаточно подробный модуль – совокупность знаний и навыков, которые должны сформироваться у обучающихся по результатам окончания полного курса средней школы.

При этом мы можем подразумевать, что через школу, как образовательный институт, проходит максимальное число граждан России и они совместно и совокупно в некий обозримый период времени должны обучиться правилам безопасного поведения на дороге. «Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения». [10, с. 3] Данный вывод вроде бы не вызывает споров и возражений.

Однако, далеко не все обучающиеся идут в 10-11 классы. Соответственно, явная ставка на старшую школу, как на образовательно-возрастную единицу в плане наделения знаниями и формирования навыков безопасного поведения на дорогах – неоправдана и неэффективна.

Соответственно, воспитание и обучение БДД-ПДДТТ должно быть эволюционным и полноценным во всем периоде обучения и воспитания: садик – школа – колледж и даже вуз.

Заключение

Итак, уважаемые коллеги и читатели, по итогам нашего исследования мы можем абсолютно уверенно резюмировать следующие фактические обстоятельства:

  1. Императивы Федерального закона №196-ФЗ (ФЗ О БДД) в части обучения неограниченного круга граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах (статьи 5 и 29) – не выполняются.
  2. Отсутствует предусмотренная законом единая учебно-методическая база для подобного обучения (также в нарушение ФЗ О БДД).
  3. Отсутствует эволюция (эволюционное накопление) знаний о правилах безопасного поведения граждан на автомобильных дорогах. Существует явное несоответствие и даже пробелы в данной области знаний в образовательных программах для разных возрастных групп. При этом у специалистов нет сомнений в том, что «Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны стать единой системой». [8, с. 4] Однако, мы видим, что реальность далека от насущных требований времени, а равно – требований закона.
  4. Статус «ответственного» по БДД-ПДДТТ в образовательных организациях – нелегитимен. Перечень прав, обязанностей и ответственности данных «ответственных» не определен никакими нормами и представляет собой некую массовую форму самодеятельности.
  5. Имеется явный водораздел, даже коллизия в части функций преподавателей ОБЖ и «ответственных» по БДД-ПДДТТ.
  6. Отсутствие внятных образовательных и воспитательных обязательств в начальной и общей школе в сфере БДД-ПДДТТ в настоящий момент компенсируется лишь в рамках дополнительного образования детей и внешкольной (внеурочной) деятельности в рамках детских общественных организаций – отрядов Юных инспекторов движения (ЮИД).

В этой части не без удовольствия можем обратить внимание на активную, творческую и весьма результативную практику муниципального Детско-юношеского центра «Спутник» города Пенза. ДЮЦ «Спутник» реализует сразу несколько сквозных программ [7] в возрастных категориях как раз начальной и общей школы:

  • «Движение без опасности»;
  • «Мы выбираем безопасность»;
  • «Азбука пешехода»;
  • «Школа дорожных наук»;
  • «Безопасные дороги»;
  • «Мы выбираем ЮИД»;
  • «ЮИД шагает по планете».

Эффективность реализации перечисленных программ не в последнюю очередь зиждется на мастерстве педагогов, в частности посвятивших практически всю жизнь делу просвещения в сфере безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Т.Н. Савчук и Т.В. Ламакиной.

В завершение должны сделать обескураживающий, но вполне, как нам представляется, объективный вывод: вопросы БДД-ПДДТТ в сфере образования отданы на откуп случайности, реализуются за счет энтузиазма педагогов, не представляют собой системы и нуждаются в срочном конструктивном вмешательстве государства, как главного актора и интерессанта в части реализации норм действующего законодательства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года c изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года // [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202210060013?index=2 (дата обращения 28.09.2023)
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения 28.09.2023)
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 04.10.2023)
  4. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31.05.2021 №286 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 28.09.2023)
  5. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 31.05.2021 №287 // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 28.09.2023)
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://base.garant.ru/407384432/ (дата обращения 12.11.2023)
  7. Программы дополнительного образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детский (юношеский) центр «Спутник» г. Пензы // «Портал персонифицированного дополнительного образования» Региональный модельный центр дополнительного образования детей в Пензенской области / [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://pnz.pfdo.ru/app/the-navigator/organization/24735 (дата обращения 12.11.2023)
  8. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение / авт.-сост. Е.Ю Ляпина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2015. – 237 с.
  9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге», занятия, акции / авт.-сост. Т.В. Фролова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 100 с.
  10. Рублях, В. Э., Овчаренко, Л. Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с., ил.
  11. Рыбин, А. Л. Обучение правилам дорожного движения : 10-11 кл. : метод. пособие / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 32 с.: ил.

Интересная статья? Поделись ей с другими: