УДК 32

Формирование и развитие политики Российской Федерации в отношении соотечественников и политико-правовые аспекты гражданства Республики Южная Осетия (1990-2008)

Кочиева Зарина Константиновна – научный сотрудник Отдела новой и новейшей истории Научно-исследовательского института имени З. Ванеева.

Аннотация: После распада СССР миллионы людей «нетитульной национальности», которые были в ряде бывших союзных республик страны, оказались в положении дискриминируемых меньшинств. В предельно острой форме указанная проблема затронула людей осетинской национальности, проживающих на территории бывшей Грузинской ССР. Это обуславливается тем аспектом, что именно на данной территории власть перешла в руки радикальных националистов, проводивших политику жестокого подавления негрузинского населения. Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии. Практически весь поток осетинских беженцев (свыше 100 000 человек) пришелся на такую страну, как Россия. 

Ключевые слова: соотечественники за рубежом, гражданство, иностранные граждане, лица без гражданства, Южная Осетия, Абхазия

В начале и первой половине 1990-х годов Российская Федерация столкнулась с небывалыми по масштабу проблемами вынужденной миграции в страну. Количество людей, бежавших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, исчислялось миллионами. Дискриминация этнических меньшинств в странах СНГ и Балтии, а помимо этого проблема вынужденной миграции требовали формирования концептуальных подходов в сфере, касающейся защиты прав соотечественников (далее – ЗПС).

 Первоначально политика России по ЗПС сводилась к содействию их переселению и адаптации. Разработанная и принятая Правительством РФ программа «Миграция» [1] (1992 г.) предусматривала взаимодействие с соотечественниками и их переселение в Россию. Основными политико-правовыми документами в исследуемой области являлись: Указ Президента РФ «Об Основных направлениях государственной политики РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» [2], и Декларация о поддержке соотечественников за рубежом [3], которая была направлена на обеспечение соответствующей поддержки их интеграции в политическую, экономическую и социальную жизнь новых государств.

Следует подчеркнуть, что особенно значимой вехой при формировании политики в отношении соотечественников за рубежом (далее – СЗР) стало внесение в Государственную Думу страны в 1977 году такого законопроекта, как законопроект о соотечественниках. Несколько позже на федеральном уровне был принят ФЗ «О государственной политике РФ в отношении СЗР» [4] (далее – Закон). Как следствие, это привело к тому, что правовой статус российских соотечественников за пределами страны стал объектом государственной деятельности. В ст. 1 рассматриваемого Закона была закреплена трактовка такого понятия, как «СЗР». Под данным понятием понимались:

  • граждане РФ, которые постоянно проживают за пределами страны;
  • лица, которые состоят в гражданстве СССР, проживавшие ранее в государствах, которые входили в состав СССР и получившие официальное гражданство данных государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, которые имели определенную гражданскую принадлежность и ставшие гражданами другой страны или имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;
  • потомки лиц, которые принадлежали ко всем вышеперечисленным группам, исключение представляют только потомки лиц титульных наций зарубежных стран [4, Ст.1, п.2].

Законом определялось и закреплялось, что РФ в полной мере гарантирует обеспечение защиты и покровительства граждан своей страны за рубежом [4, Ст.7, п.1].. Было заявлено, что «отношения с лицами, которые состоят в гражданстве СССР, определяются историческими особенностями возникновения государств их непосредственного проживания, а помимо этого имеют наиболее приоритетное значение для РФ» [4, Ст.8, п.1].. В связи с этим Россия оказывала содействие тем лицам, которые состоят в гражданстве СССР, в реализации всех их базовых прав и свобод человека, включая права на гражданство и свободу его выбора, а помимо этого оказывала всю необходимую и соответствующую помощь и поддержку, учитывая нормы и положения законодательства тех стран, где данные граждане проживают [4, Ст.8, п.1].

Важным событием стал состоявшийся в октябре 2001 г. I Всемирный Конгресс соотечественников. На данном Конгрессе выступил Президент РФ – В. В. Путин [5]. Представленное событие следует отнести к одному из наиболее важных и значимых в определении дальнейших направлений политики в отношении соотечественников, а помимо этого выстраивании отношений между государством и СЗР. Во время II такого Конгресса, который проходил в период 24-25 октября 2006 г. было принято решение о формировании исполнительного органа Всемирного конгресса для взаимодействия соотечественником с органами государственной власти РФ. Для институционализации политики в отношении соотечественников были созданы Фонд «Русский мир» [6] и Федеральное агентство Россотрудничество. Следует особо подчеркнуть, что новые подходы, применяемые РФ в вопросе защиты прав соотечественников имели для граждан Южной Осетии жизненно и принципиально важное значение.

Подчеркивается, что в Южной Осетии в течение всего исследуемого временного периода осуществляюсь становление и последующее развитие государственности с новой собственной нормативно-правовой базой. Ключевым моментом в истории Южной Осетии стала такая дата, как 20.09.1990 г. Именно в этот день Совет народных депутатов провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику (далее – ЮОСДР) в составе СССР. Помимо этого, в указанную дату была принята Декларация о государственном суверенитете (далее – Декларация) [7]. Именно с данного документа и началось официальной становление и последующее развитие правовой системы республики, а несколько позже данный документ стал основой при формировании Конституции Южной Осетии, а помимо этого и югоосетинского законодательства о гражданстве.

Декларация провозглашала, что «Граждане ЮОСДР всех национальностей составляют народ Южной Осетии» [7, II Народовластие, абз.1], устанавливая равенство понятий народа Южной Осетии и гражданства ЮОСДР. По сути, гражданство определялось как основа государственности, юридически оформляя связь понятия гражданства с государственной организацией общества. Отметим, что по определению ведущих исследователей, гражданство принадлежит к числу трех основных признаков государства: территория, гражданство, суверенитет.

Декларация устанавливала на всей территории ЮОСДР республиканское гражданство, сохраняя при этом гражданство СССР согласно ст. 33 Конституции СССР (1977 г.) и ст. 1 Закона «О гражданстве СССР» (1978 г.). Следует отметить, что положения рассматриваемой Декларации получили свое развитие в нормах Закона «О гражданстве Республики Южная Осетия» (1995 г.). Нормы упомянутого документа, а именно п. 3 ст. 3 допускали приобретение лицами гражданства одновременно и иного государства, с которым Республика имеет соответствующий договор. Данное положение в полной мере отвечало стремлению граждан Республики к приобретению российского гражданства и имело особую актуальность с учетом новых подходов России к предоставлению гражданства соотечественникам.

После того, как в 2002 году был принят ФЗ «О гражданстве» [8], жители Южной Осетии получили законное право на получение гражданства РФ. Наиболее значимой для Республики стала такая норма нового закона, которая предоставляла возможность в упрощенном порядке получать гражданство РФ тем лицам, которые не имеют гражданство при условии, если данные лица ранее имели гражданство СССР, проживали или проживают на территории стран, ранее входивших в СССР, но не получивших гражданство данных государств [8, Ст.14, п.1].

После распада СССР граждане Южной Осетии в подавляющем большинстве не приняли грузинского гражданства, сохранив при этом свои советские паспорта; следовательно, для российского законодателя жители Южной Осетии оставались «лицами без гражданства». Это обуславливается тем аспектом, что независимость исследуемой Республики на то время еще не была признана со стороны России.

К 2008 году большинство жителей Южной Осетии стали гражданами РФ. В период 2003-2008 гг., МИД РФ выдало порядка 32519 российских паспортов гражданам Южной Осетии. Иными словами, порядка 90% жителей республики стали гражданами РФ [9]. Данное обстоятельство имело особое значение, учитывая, что Грузия с 2004 года готовила новую войну против Южной Осетии. В Заявлении Госдумы РФ «О политике РФ в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья», которое было принято по результатам слушаний, которые состоялись 21.03.2008 г. отмечалось следующее: при возможном вооруженном нападении Грузии на Абхазию или Южную Осетию или предпринимаемых шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО следует принять все соответствующие меры для того, чтобы обеспечить защиту граждан РФ, которые проживают на указанных территориях, а помимо этого рассмотреть возможность инициирования РФ ускорения процесса их суверенизации [10].

Когда же Грузия в августе 2008 г. выбрала силовой сценарий разрешения конфликта и развязала вооруженную агрессию, принадлежность жителей Южной Осетии к российскому гражданству сыграло довольно весомую роль при принятии решения о принуждении стороны-агрессора к миру и дальнейшего признания независимости республики. В ст. 61.2 Конституции РФ закреплено, что «РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». В результате Россия встала на защиту Республики, где порядка 90% жителей приняли российское гражданство, а помимо этого предоставила миротворцев в зону грузино-осетинского конфликта. В заявлении, озвученном Президентом РФ Д. А. Медведевым, при оглашении Указа о признании говорилось следующее: «Вы знаете о трагедии Южной Осетии: ночной расстрел Цхинвала грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан, погибли российские миротворцы, до конца выполнившие свой долг по защите женщин, детей и стариков» [11].

МИД РФ в свою очередь, в рамках своего заявления 26.08.2008 г. в рамках разъяснения решения РФ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии отметил следующее: «Агрессивным нападением на Южную Осетию в ночь на 8 августа, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, включая среди миротворцев и других российских граждан, подготовкой аналогичной акции против Абхазии М. Саакашвили сам поставил крест на территориальной целостности Грузии» [12].

В последующем принадлежность подавляющего большинства граждан Южной Осетии также и к российскому гражданству сыграла весомую и значимую роль в формировании уникальной конфигурации и особого качества двустороннего взаимодействия – отношений стратегического союзничества и интеграции Республики Южная Осетия с Российской Федерацией; эта тема заслуживает специального исследования.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 18 мая 1992 г. N 327 «О Республиканской долговременной программе Миграция» // ЭПС «Система Гарант». Интернет-версия. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/1548572/paragraph/1:0.
  2. Указ Президента РФ от 11 августа 1994 г. N 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом». // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/6801.
  3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О Декларации «О поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам» от 8 декабря 1995 года, N 1476-I ГД. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=102038598.
  4. Федеральный Закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года, N 99-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102059861.
  5. Выступление Президента РФ на открытии Конгресса соотечественников 11.10.2001 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21359.
  6. Указ Президента РФ №796 «О создании фонда «Русский мир» от 21.06.2007 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25689.
  7. Декларация Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области от 20.09.1990 «О государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической Республики» // СПС Консультант Плюс Южная Осетия.
  8. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (утратил силу)
  9. Почти все жители Южной Осетии уже стали гражданами РФ . – URL: https://smotrim.ru/article/2208986.
  10. Постановление О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья" N 245-5 ГД от 21.03.2008 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902092882.
  11. Заявление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева от 26.08.2008 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/1222.
  12. Заявление МИД России № 1246-26-08-2008. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1600343.

Интересная статья? Поделись ей с другими: