УДК 376.42

Проблемы формирования патриотического воспитания школьников с ЗПР

Чалдыкова Дарья Васильевна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания культуры отношений. Оно направлено на развитие патриотизма как ведущего качества гражданина своей страны. В данной статье речь пойдет о трудностях формирования гражданских качеств у лиц с нарушениями развития.

Ключевые слова: патриотизм, школьник, гражданственность, ЗПР, нарушения развития, обучение, воспитание.

Формирование ценностей и развитие чувства патриотизма – главная задача в концепции современного образования. Это связано с тем, что культура общения и духовно-нравственная система каждой личности создает будущее страны. Патриотическое воспитание - важная ступень социализации любого человека, а в условиях развития ребенка с ЗПР играет ключевым фактором интеграции [5, 272].

С учетом глобализации и цифровизации социальной жизни прививать культурно-нравственные ценности становится сложнее. Ребенок с нарушениями развития особенно нуждается в формировании патриотических чувств. Изучением данного вопроса занимались различные отечественные исследователи, в числе которых: Т.С. Буторина, Н.К. Беспятова, И.А. Пашковчик [5, 272].

В раннем детстве происходит закладывание начальных этапов развития личности и гражданского долга. Поэтому важным аспектом воспитания являются отношения в семье.

Вопросы патриотизма в контексте детей с нарушениями развития играют особую роль в связи с особенностями их психической деятельности и имеющимися проблемами восприятия информации [5, 273].

Так, для верного трактования гражданских аспектов воспитания важным является донести до сознания особенного ребенка сущность передачи традиций и обычаев из поколения в поколение. Немаловажным аспектом является привитие детям чувства гордости и уважения к ветеранам труда, взрослым людям и истории в целом.

Однако в современном обществе и семейном институте проблемам нравственности, ценностям и культуры уделяется мало внимания. В связи с этим возникают проблемы освоения патриотических черт [5, 273].

С.О. Ларионова отмечает, что у детей с нарушениями интеллекта с опозданием формируются духовно-нравственные качества: совесть, честь, достоинство, патриотизм, любовь к своей культуре. Это обособляется слабостью интеллектуальной регуляции чувств. Так, дети с психоэмоциональными нарушениями осознают поданный материал с меньшим пониманием, чем их нормально развивающиеся сверстники. Ввиду этого имеющиеся понятия существуют только на уровне подсознания и не имеют ничего общего с полным пониманием объясняемого [4, 82].

Так, у детей с нарушениями интеллекта наблюдаются проблемы в следующих темах патриотического воспитания:

  • История страны и мира;
  • Культура праздников;
  • Традиции своего этноса;
  • Природа родного края.

Причинами, по которым дети с нарушениями интеллекта плохо усваивают материал, выступают различные факторы:

  • эмоциональная неустойчивость;
  • рассеянность внимания;
  • волевая незрелость [5, 273].

Слабость интеллектуальной регуляции чувств заключается в том, что дети не сопоставляют свои эмоции согласно ситуации. Трудности в формировании патриотических качеств детей с нарушениями интеллекта заключаются и в мотивационной незрелости, низкой заинтересованности, неустойчивостью интересов [4, 82].

Так, с целью воспитания патриотизма у детей с ЗПР используются различные методы. Исследования Ю.А. Костенковой рассматривают роль художественной литературы и фольклора как фактор умственного, нравственного, эстетического воспитания, оказывает влияние на общее развитие ребенка, непосредственно выступает в качестве определения готовности ребенка к школе [3, 61].

В поэтической форме художественная литература объясняет ребенку с задержкой психического развития красоту природы, ее значение, способствует речевому развитию, давая ему образцы правильного литературного языка.

Формирование патриотических качеств невозможно без изучения фольклорных произведений. Для успешного интеграционного процесса в школьное обучение у ребенка с задержкой психического развития, по мнению Н.А. Куропаткиной должен быть сформирован определенный интерес к книге, любовь к творчеству, умение воспринять и проанализировать прочитанный им текст, ответить на вопросы по содержанию, дать краткий пересказ. Ребенок, читая фольклорные произведения должен уметь давать оценку герою, оценивать его положительные и отрицательные качества, давать определение поступкам, определить свое отношение к ним [3, 48].

В ходе таких занятий у детей развивается любовь к чтению, желание к самостоятельной читательской деятельности. Организация полноценного эстетического восприятия произведения, активизация мыслительных процессов, формирование словарного запаса слов, развитие активной творческой деятельности приобретают большое коррекционное значение в работе с детьми, имеющими задержку психического развития [3, 48].

О.Л. Беляева выделяет, что в связи с плотным вовлечением в жизнь ребенка различных литературных жанров возникают не только патриотические черты воспитания, но и возможности для развития монологической речи, как наиболее сложной разновидностью связного высказывания в речевой деятельности дошкольников [1, 54].

Познавательная деятельность у детей с задержкой психического развития, по мнению исследователей, характеризуется:

  1. Бедностью мыслительных процессов;
  2. Недоразвитием процессов воображения;
  3. Недостаточной сформированностью представлений об окружающем мире;
  4. Характеризуется скудными представлениями о пространственных, временных и количественных отношениях.
  5. Отсутствием навыков самоконтроля;
  6. Нарушения в процессах восприятия окружающей действительности.

Перечисленные особенности познавательной деятельности, по мнению ученых, накладывают серьезный отпечаток на формирование нравственных качеств [1, 56].

Воспитание патриотических качеств личности ребенка с ЗПР происходит через художественную литературу. Использование народного фольклора в старшем школьном возрасте объясняется тем, что он благодаря своим особенностям является легко усваиваемым детьми данной группы. Ознакомление детей с творчеством народного фольклора обогащает внутренний мир ребенка, усовершенствует речевую деятельность, влияет на развитие всех сторон психики.

Применение фольклора русского народа вносит в жизнь детей с ЗПР колоритность быта того времени, пробуждает интерес к изучению истоков русской классики, разыгрыванию театрализованных постановок, сюжетных игр, вырабатывает опыт общения и развивает органы артикуляционного аппарата [1, 56].

Таким образом, наблюдаются проблемы формирования патриотического воспитания школьников с ЗПР. В связи с чем, возникают потребность в постоянном поиске оптимальных путей обучения и воспитания данной категории детей.

Список литературы

  1. Беляева, О. Л. Организационно–педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида: монография / О. Л. Беляева, М. В. Ступакова. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. – 158 с.
  2. Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития: монография / Ю. А. Костенкова. – Москва: Прометей, 2011. – 140 с.
  3. Куропаткина, Н. А. Основы клинической психологии детей и подростков (курс лекций): учебное пособие / Н. А. Куропаткина. – Волгоград: ВГАФК, 2017. – 100 с
  4. Ларионова, С. О. Нравственное поведение детей младшего школьного возраста с нарушениями развития: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – Екатеринбург: УрГПУ, 2016. – 108 с. – ISBN 978-5-7186-0807-6. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/158995 (дата обращения: 29.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  5. Теория и практика социальной работы в современном социуме: сборник научных трудов / под редакцией Г. В. Головин. – Липецк: Липецкий ГПУ, 2020. – 284 с. – ISBN 978-5-907335-31-8. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/169358 (дата обращения: 29.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: