УДК 376.3

Особенности формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР посредством игровых форм

Велиляева Элина Эмдемовна – cтудентка кафедры Cпециального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Формирование и развитие навыков разговора диалогическим методом – важный аспект воспитания ребенка старшего дошкольного возраста имеющего общее недоразвитие речи. В ходе различных исследований было выявлено, что коммуникация как инструмент социализации имеет свои особенности в контексте детей с общим недоразвитием речи. Исходя из этого, анализ данной проблемы будет способствовать поиску оптимальных методов и средств формирования диалогической формы речи у детей.

Ключевые слова: обучение, воспитание, развитие, общее недоразвитие речи, работа, коррекция, логопедия, дошкольники.

Проблемами формирования навыков развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались различные отечественные и зарубежные исследователи: Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Е.В. Новикова, Т.Б. Филичева, Т.В. Ткаченко и другие [5, 2,1].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Р.Е,Левина под термином «Общее недоразвитие речи» или ОНР понимала такие недостатки, которые обуславливают нарушения всех компонентов речи ребенка, в том числе относящимся как к звуковой, так и к смысловой стороне, имея при этом сохранный интеллект и слуховую деятельность [2]

Р.Е. Левина учитывая степень несофрмированности речевого развития, выделила 3 уровня ОНР.

ОНР I уровня. Этот уровень обуславливается либо полным отсутствием речевых коммуникаций, либо частично имеющимся элементам речи. Активный словарь дошкольников состоит из небольшого числа звукоподражающих мотивов сопровождающихся активным использованием жестов, мимики. В активном использовании речевых компонентов у дошкольников с ОНР I уровня выступают лепетные слова, чаще всего включающие в себя либо фрагментарность высказываний, либо обрывки звуков схожие по звучанию с исходным словом. Дети данного уровня зачастую, для обозначения одного и того же слова используют различные звуки [2]

ОНР II уровня характеризуется как этап использования более развернутых, речевых высказываний. Но, несмотря на это, недоразвитие языковых сторон все еще отмечается резкой выраженностью. На данном этапе речь ребенка, состоит из различных частей (глаголы, существительные, личные местоимения, предлоги, союзы), однако используемые детьми слова отмечаются неточностью использования исходных значений и звукового оформления. Неточность значений проявляется вербальными парафазиями (заменами слов). Иногда, для обозначения значения слова ребенок сопровождает объяснения активным использованием жестов. К примеру, объясняя значение слова «режет», ребенок говорит «хлеб» сопровождая слово жестами нарезки хлеба [2].

Р.Е.Левина описывая ОНР III уровня, отмечает, что разговорная речь отличается все большим пониманием с допусканием меньшего количества ошибок. На данном уровне уже отсутствуют грубые отклонения в фонетико-фонетическом и лексико-грамматическом строе. Нарушения, сопровождающие данный уровень касаются уже более сложных структурных единиц высказываний [2]

ОНР, по мнению Т.Б. Филичевой является такой формой речевой патологии, при которой присутствуют различные дефекты произношения. Это такой вид нарушений, при которых несформированными являются многие стороны языковой системы: лексическая, грамматическая, фонетическая [5]

В современный период происходит активное изучение методической и теоретической базы, посвящённой поиску наиболее оптимальных путей развития речевой деятельности дошкольников. Это приводит к поиску методов способствующих преодолению различных речевых патологий. Одним из ведущих методов коррекции речи является игра. В.В.Стерликова отмечает, что она имеет огромное влияние на воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста. Игра как основной вид деятельности у дошкольников является стимулятором качественных изменений в психике ребенка и способствует его речевому развитию [4].

Игра как метод сводится к побуждению и активизации не только речевой деятельности, но и познавательной активности в целом. Совершенствование речевой деятельности посредством игровых методов занимает не последнее место в логопедической практике. Изучением положительного влияния игровых технологий на коррекцию общего недоразвития речи (ОНР) ребенка занимались различные исследователи: Г. Ф. Боронилова, О.Р. Ворошнина, Т.С.Овчинникова В.В.Стерликова и другие [4].

Е.В. Клюева указывает, что раннее выявление, точность диагностики, построение верного логопедического маршрута с подбором оптимальных методов и приемов способствует преодолению речевых патологий. Раннее выявление ОНР содействует запуску компенсаторных возможностей ребенка и исправлению всех речевых недостатков. При этом необходимо учитывать и период сенситивности дошкольников. Учет оптимальных путей развития помогает приблизить ребенка по уровню речевого общения к возрастным стандартам и облегчить ему интеграцию в школьную жизнь [1].

В процессе коммуникативного взаимодействия со сверстниками дошкольники используют фазовую речь, развернутые предложения, однако средства диалогической речи являются недоступными для использования. Ввиду этого в построении предложений допускается множество ошибок лексического, морфологического характера. Зачастую в структуре предложения дошкольники используют существительные в именительном падеже, а глаголы – в инфинитиве, либо в форме третьего лица единственного или множественного числа с отсутствием согласованности существительного и глагола [3]

Образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3-7 лет разработанная Н.В. Нищевой в соответствии с ФГОС ДО преследует следующую цель – развитие диалогичной формы речи, вследствие овладения детьми самостоятельной, связной, грамотно обоснованной речью [4].

Учащиеся с ОНР старшего дошкольного возраста, следуя программе, в процессе развития диалогичной речи осваивают следующие направления:

  • Развитие словаря. Расширяется, уточняется, активизируется словарь в процессе изучения различных лексических тем.
  • Развитие грамматического строя речи. Работа над: частями речи, числами, падежами.
  • Формирование фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза. В данном направлении происходит развитие просодической, произносительной стороны речи, слоговой структуры, совершенствование фонематических представлений.
  • Развитие связной речи. Развивать и стимулировать познавательное общение.

Игровые методы оказывают существенное влияние в логопедической практике, поскольку активизируют не только познавательную деятельность дошкольников, но и запускают диалогическую речь, так как в процессе игры коммуникация выступает важным фактором соблюдения правил и общения. Игры имеют также следующие преимущества [2]:

  • Верно используемая игра тренирует память, направляет психическую деятельность на функциональное использование речевой деятельности;
  • Игра в своей основе выполняет функцию поддержания интереса к предмету;
  • Игра преодолевает пассивность дошкольников и воспитывает в них любовь к трудовой деятельности [3].

Существует множество игр для дошкольного возраста способствующих речевой коммуникации детей и развитию диалогической формы общения. Это игры различного ситуативного характера. Так, игра «О чем спросить при встрече» обучает детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети поочередно передают друг-другу мяч (или другой предмет) задавая вопросы и получая на них ответ. В логопедической практике существует множество игр-инсценировок такого содержания: «Разговор по телефону», «Приглашение», «Вежливые слова», «Вопрос ответ» и другие [3].

Развитию диалогической формы общения у дошкольников с ОНР способствуют также «кумулятивные сказки». Это сказки, содержащие в себе цепь вопросов одного логического плана. В данном игровом приеме логопедом используются произведения созвучные мышлению ребенка [3].

Зачастую, в практике логопеда встречаются и «схемы-модели». Данный метод подразумевает под собой побуждение к интеллектуальной деятельности. В его основе лежит построение такого диалога в игровой форме, который способствовал бы развитию познавательной активности дошкольников [3].

Одним из немаловажных методов развития диалогической формы общения детей с ОНР является традиционная беседа. Это организованный, целенаправленный процесс, способствующий ведению диалога между двумя оппонентами. В процессе беседы логопеду важно научить ребенка отвечать полными, содержательными предложениями [2]. 

Дети старшего дошкольного возраста легко отрываются от реального окружения вследствие того, что система речи и мышления не связана тесно с конкретным восприятием действительности. Дети, с большим удовольствием отрываясь от реальности, переходят в воображаемый мир сказок и игр. Исходя из этого, данную перспективу широко применяют в логопедических приемах, для коррекции общего недоразвития речи и формирования диалогической формы речи, используя игровой материал. Результативность игровых приемов основывается на том факте, что они помогают скрыть действительную задумку – процесс коррекции и позволяют ребенку полностью погрузиться в мир игры, в процессе которой происходит формирование высших психических функций [2].

В.В.Стерликова отмечает, что, учитывая характерность ситуативно-делового общения у детей старшего дошкольного возраста предполагается наличие в имеющихся видах деятельности использования партнерских отношений, взаимодействие со взрослыми. Исходя из этого, игра как средство коррекции ОНР предполагает использование совместного контакта детей разного возраста на фронтальных занятиях. Для коррекции ОНР необходимо использовать такие виды игры, в которых слово имеет логически смысловую нагрузку, предполагает за собой раскрытие сюжета пробуждает чувства, творческий потенциал и раскрывает аспекты развития диалогической речи [4].

Таким образом, существуют некие особенности формирования диалогической формы речи у старших дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Клюева Е. В. Основы исследовательской деятельности в образовании: учебное пособие / Е. В. Клюева. − Нижний Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2014. − 111 с.
  2. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина // Педагогика. – 2016. – № 9. – С. 44–51.
  3. Подвижные игры: теория, методика и практика: учебно−методическое пособие / составители Е.В. Невмержицкая, И.Е. Коновалов. − Казань: Поволжский ГУФКСиТ, 2017. − 136 с. 
  4. Стерликова В. В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа) : учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова. − 3-е изд., стер. − Москва: ФЛИНТА, 2019. − 132 с.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико−фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. − М.: МГОПИ, 1993. − 72 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: