УДК 376.42

Проблема формирования правового воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта

Кучерова Зера Казимовна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Ляшенко Александр Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Преодоление факторов развития детской преступности среди лиц с умственной отсталостью – актуальная проблема в психолого-педагогической практике. Так, формирование правосознания позволяет учащимся ориентироваться в вопросах правовой культуры, что существенно облегчает их интеграцию в общественную жизнь. Знание проблем формирования правового воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта, позволит искать новые пути их решения.

Ключевые слова: правовое сознание, право, умственная отсталость, формирование, обучение, воспитание.

Проблема формирования правосознания у лиц с нарушениями интеллекта приобретает все большую значимость в связи с ростом числа преступности среди данной категории детей. Лица с нарушениями интеллекта совершая определенное правонарушение, чаще всего не подозревают о негативности последствий. Исследования Б.П. Пузанова позволяют сделать вывод о том, что многие умственно отсталые нарушая закон, даже не подозревают о наказуемости своих поступков. Так, изучение данного вопроса позволит облегчить социализацию умственно отсталого ребенка и значительно сократить численность преступлений.

Вопросами формирования правосознания умственно отсталых лиц в зарубежной и отечественной практике занимались исследователи различного круга деятлеьности: Б.П. Пузанов, Т.Г. Неретина, Т.П. Будякова, В.П. Михайлова, Д.Л. Агранат и другие.

И.Ильин акцентировал свое внимание в формировании правосознания. Он подчеркивал, что жизнь и деятельность государства и права должны быть «проявлением самодеятельности граждан». Данное высказывание отмечает важность формирования правосознания гражданами, то есть учителями и родителями. Формирование правосознания начинается с дома и поддерживается школой. И.Ю. Иванова отмечает, что нарушение поведения, выражающееся в поведенческих реакциях несоответствующих норме, может провялятся в следствие биологических, психологических, педагогических факторов. Их комплексное взаимодействие обуславливает рост поведенческого негативизма в лицах с умственной отсталостью [2, с. 130] 

 Под правовой культурой, как отмечал О.Ф. Скакун, понимается система неких ценностей охватывающей уровень демократии и законности и формирующей общественную систему.

Структура правовой культуры имеет свой весьма сложный характер и делится на:

  • правовую культуру общества;
  • правовую культуру социальной жизни;
  • правовую культуру личности.

По смыслу правовая культура делится на:

  • правосознание;
  • правомерное поведение и мышление.

По характеру правовой деятельности на:

  • теоретическую;
  • практическую;
  • профессиональную;
  • продуктивную [6, с. 345].

Термин «правовое воспитание» появился в XX веке и означает формирование правосознания школьников. Правовед Е.А. Певцова под правовым воспитанием понимает вид такой юридической практики, которая связана со становлением в России правовой государственности [3, с. 264].

Необходимость повышения уровня правового воспитания именно детей с нарушениями развития актуальная тема на сегодняшний день. Специальная (коррекционная) школа призвана решать основные задачи в формировании правовой культуры школьников. В процессе формирования парового воспитания учащиеся специальных (коррекционных) школ приобретают знания в сфере правовой грамотности. Это поможет учащимся коррекционных школ сформировать систему активной гражданской позиции [1, c. 321]

Дети с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) в связи с особенностями генеза имеют ограниченные представления в вопросах права. Так, исследования Б.П. Пузанова показали, что большинство детей с умственной отсталостью имеют удовлетворительные знания в сфере трудового и уголовно-административного права. Наибольший интерес среди данной категории детей вызывают вопросы уголовного права [5, c. 54].

Правовые знания умственно отсталых детей имеют следующие особенности:

  • носят бессистемный характер;
  • частичны, фрагментарны;
  • интуитивно сформированы;
  • не умеют применять имеющиеся знания адекватно ситуации;
  • решения принимают, опираясь на предыдущий опыт;
  • внешняя сторона доминирует над морально-этической.

Правосознание учащихся коррекционных школ формируется под воздействием не только целенаправленного процесса воспитания, но и носят случайный характер, неверно перенесенный опыт. Так, на их правовую культуру влияют внешние факторы и различные источники информации. Б.П. Пузанов также отмечал, что некоторые умственно отсталые представшие перед судом не имели представлений о том, что совершаемые ими поступки были уголовно наказуемы и руководствовались мнением о том, что незнание закона освобождает их от ответственности [5 c. 54].

Лица с нарушениями интеллекта имеют некоторые познания трудового права, а именно:

  • верно называют минимальный возраст при приеме на работу;
  • знают продолжительность рабочего дня;
  • имею представления о льготах для несовершеннолетних [5, c. 54].

В специальной (коррекционной) школе формирование правосознания – основной элемент воспитания. Э.М. Каримулаева отмечает, что воспитание – это главная часть правовой социализации личности. Во избежание негативных последствий, связанных с неполноценными знаниями о правовой культуре, воспитание правосознания у умственно отсталых школьников – важная составляющая часть обучения [7, c.123].

Государственная система Российского общества подчеркивает особую значимость понимания норм права. В системе образования создаются необходимые меры для укрепления правовой культуры умственно отсталых школьников. Однако последние данные указывают, что принятых мер недостаточно в связи с ростом числа детской преступности среди указанной категории граждан.

Роль детской преступности, кражи, грабежи, наркомания, увеличение количества беспризорных заставляет искать иные пути для повышения правовой грамотности у умственно отсталых. Необходимо понимать, что для умственно отсталых школьников формирование правовых аспектов должно строится сугубо в совокупности с родителями, учителями и воспитателями

Т.П. Будякова отмечает, что проблема формирования правового воспитания учащихся с нарушениями интеллекта является серьезной в рамках образовательных программ специальных (коррекционных) школ. Эта проблема связана с необходимостью обеспечения доступа к правовому образованию для формирования правосознания у лиц данной категории. Так, автором выделяются следующие проблемы и пути их решения [1, c. 65]:

  • Ограниченная способность в понимании правовых норм. Учащиеся с нарушениями интеллекта в связи с особенностями познавательной деятельности не имеют возможности усвоения правовых терминов. В данном случае педагогами подбираются индивидуальные пути решения проблемы. В специальных (коррекционных) учреждениях проводятся тематические мероприятия по борьбе с преступностью, организовываются классные часы посвященные мерам пресечения аддукций со стороны учащихся. Детям с нарушениями интеллекта демонстрируют документальные фильмы данной тематики, старшие классы готовят проекты, демонстрируют сценки с последствиями негативного поведения. Учащимся с нарушениями интеллекта проводят тематические экскурсии, приглашают представителей органов закона. При изучении прав и свобод человека педагогу необходимо обратиться к прочитыванию детьми статей и их анализа. Анализу должны быть подвержены все необходимые темы в пределах понимания умственно отсталыми школьниками. При необходимости проводить словарную работу. Привлекая к совместной работе родителей, можно достичь максимальных результатов
  • Недостаток специализированных образовательных программ. Степень разработанности данной проблемы заключается в недостатке сведений о восприятии умственно отсталыми материала правового характера. В большинстве образовательных систем отсутствуют специализированные программы и методики обучения правовым нормам. В данной ситуации педагоги опираются на имеющийся опыт.
  • Индивидуальные потребности. Нормы правового воспитанию адаптируются применительно к каждому учащемуся индивидуально [1, c. 66].

Б.П Пузанов отмечает, что для изучения правовых понятий необходимо их расчленение на отдельные части. Так, понятие «трудовое право» может быть разбито как «труд», «охрана труда» и так далее. Это позволит провести детям аналогию с уже изученными понятиями и закрепить термин [5, c. 55].

Т.Г. Неретина отмечает, что в процессе правового воспитания перед педагогом коррекционного учреждения стоят следующие задачи:

  • Формировать базовые представления о правах и обязанностях учащихся, а также доказать их взаимообусловленность в современном мире;
  • Обучить умственно отсталых школьников оценивать личные поступки на примере различных ситуаций.
  • Развивать способности использовать знания о законе в жизни и воплощать их в собственном поведении;
  • Содействовать толерантному отношению к ближнему в независимости от его пола, этнической принадлежности, вероисповеданию и так далее;
  • Воспитывать понимание ценностей семейных отношений;
  • Продвигать гражданскую и патриотическую ответственность;
  • Способствовать формированию здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению запрещенных веществ;
  • Развивать чувство ответственности за свои поступки [4, c. 276].

Таким образом, формирование правосознания у лиц с умственной отсталостью основа их гражданской позиции, личностных качеств, а также социальной интеграции. При правильно организационном коррекционно-педагогическом маршруте воспитание правовых качеств будет иметь свою результативность и позволит значительно уменьшить численность детской преступности.

Список литературы

  1. Будякова, Т. П. Виктимологическая профилактика преступлений, посягающих на личные неимущественные права : монография / Т. П. Будякова. – 2-е изд., испр. и доп. – Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 370 с.
  2. Исторический опыт и современность в специальном образовании: традиции семьи и школы : сборник научных трудов / составитель К. В. Султанов. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 336 с
  3. Михайлова, В. П. Юридическая психология : учебное пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытчекова, Л. А. Александрова. – 3-е изд. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 392 с.
  4. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 376 с.
  5. Пузанов, Б.П. Некоторые особенности усвоения элементов правовых знаний учащимися старших классов вспомогательной школы Б.П. Пузанов. // Дефектология. 2014. – № 3. – С. 54-58
  6. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: Учебник / О.Ф. Скакун. – Харьков: Консум, 2010. – 691 с.
  7. Социология права. Курс лекций : учебное пособие / Д. Л. Агранат, А. Г. Гузнов, Е. М. Дерябина, В. Н. Жуков. – Москва : Проспект, [б. г.]. – Том 2 – 2015. – 344 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: