УДК 376.42

Методы и приемы развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Февзиева Февзие Эскендеровна – студентка кафедры Специального (дефектологического) образования Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова.

Аннотация: Ввиду особенностей формирования психической деятельности у детей с ЗПР, развитие произвольной памяти является важным аспектом в психолого-педагогической деятельности. Развитие памяти как целенаправленный процесс, влияющий на формирование остальных психических процессов, нуждается в применении определенных методов и приемов.

Ключевые слова: произвольная память, задержка психического развития, развитие, дети, младший школьный возраст, обучение, воспитание.

Проблемой изучения и развития памяти в контексте детей с задержкой психического развития занимались такие известные исследователи как: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, П.И. Зинченко, Л.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова и другие. Так, развитие памяти у детей с ЗПР имеет ключевую роль в их дальнейшей интеграции и школьной успеваемости.

Исследователь Е.В. Чердынцева отмечала, что по форме психической активности выделяют произвольную и непроизвольную память. Под произвольной памятью подразумевают процесс, при котором происходит волевое запоминание образа, связанное с определенной целью и специальными приемами [3, 93].

На первоначальных этапах развития произвольной памяти взрослый использует приемы организации познавательных действий, на следующих этапах дети овладевают первичными навыками организации материала, который нужно запомнить. На заключительных этапах работы дети овладевают навыками произвольного запоминания.

Память у детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

  1. Низкой устойчивостью и продуктивностью;
  2. Снижением интеллектуальной активности в процессе запоминания;
  3. Кратковременностью;
  4. Ограниченностью объема;
  5. Слабой прочностью запоминаемого.

Дети с ЗПР, как правило не предпринимают попыток запомнить материал и не используют вспомогательных приемов. Без целенаправленной коррекционно-педагогической помощи, дети с ЗПР испытывают трудности в процессе обучения в школе, а также остальных аспектах социальной жизни. Многие дети с ЗПР не владеют приемами заучивания, не в состоянии группировать материал, выделять опорные слова и устанавливать смысловые связи. Исходя из этого, дефектологу важно подобрать такие методы и приемы, которые способствовали бы коррекции памяти у ребенка с ЗПР в целом [3, 94].

Н.Г. Милодарова выделяет следующие приемы развития произвольной памяти [1, 210]:

Механические приемы – это такое заучивание материала, которое основано на целенаправленном и носильном запоминании. Использование этого приема целесообразно в совокупности с остальными.

Логические приемы запоминания – основаны на систематизации материала, установлении логических связей, определении главной мысли.

Мнемотехнические приемы – это приемы, которые значительно повышают эффективность запоминания у детей с ЗПР. Наиболее популярные мнемотехнические методы, используемые для детей с ЗПР:

  1. Метод группировки. Данный метод основан на создании целостных образов и группировки материала в объемах 7+2
  2. Метод рифмы и ритма. Рифма является вспомогательной опорой группировки, что осуществляется благодаря ритму. По данному принципу пишутся стихи, которые удобны для запоминания.
  3. Цепной метод. Данный метод основан на выстраивании образов в определенной последовательности.
  4. Метод акронимов и акростихов. В данном случае это использование аббревиатур, сокращающих выражения или определенные названия. Акростихи – это стихи первые буквы, которых несут в себе информацию для запоминания: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – способ запоминания последовательности цветов радуги.
  5. Метод Циццерона. Данный метод заключается в мысленном представлении наиболее значимых и посещаемых мест и развешивании на них записок, несущих информацию для запоминания [1, 210].

Одной из ключевых ошибок педагога в процессе развития произвольной памяти, является большое количество использования приемов повторения. Данный прием при постоянном его однообразии и использовании вызывает скуку, раздражение и в конечном итоге способствует потери интереса к процессу обучения. В данном случае, педагогу с целью сохранения эффективности данного приема необходимо разнообразить поставленные задачи. Разнообразие в повторении позволяет ребенку сосредоточится на процессе и запомнить материал. Многие исследователи отмечают, что использование материала для запоминания в различных видах и формах позволяют ребенку поддерживать интерес к запоминаемому. Видоизменение материала служит не только лучшему запоминанию, но и гарантирует прочность в усвоении [1, 210].

Производительность мнемической деятельности ребенка с ЗПР во многом зависит от побуждений, мотивов и готовности к запоминанию. Для закрепления изученного материала ребенку необходимо видеть перед собой цель и пытаться ее добиться .

З.М. Истомина и Т.Н. Баралич отмечают, что имеющийся мотив предопределяет не только результат, но и способ запоминания как произвольного, так и непроизвольного [2, 200].

Одним из немаловажных способов запоминания являются чувства ребенка с ЗПР. Именно чувства сопровождающие процесс обучения являются эффективным способом прочности и результативности развития. Процессы любого запоминания, сопровождающиеся радостью школьника от выполнения задач, имеют большую эффективность, нежели пассивность и отсутствие заинтересованности. Исходя из этого, ребенок с ЗПР должен получать удовольствие от процесса [2, 200].

Младший школьный возраст, как сенситивный и благоприятный период формирования психической деятельности, является наиболее эффективным в развитии произвольного запоминания. Из важных условий обучаемости ребенка с ЗПР в этот период времени являются:

  • Верное дозирование учебного объема;
  • Учет зрительной, слуховой, моторной модальности.

Важным критерием развития произвольной памяти является включение запоминаемого в повседневную деятельность школьника. Благоприятность этого метода была экспериментально доказана в исследованиях Зинченко. Некоторые исследования также подтверждают, что успешность запоминания зависит от физических нагрузок ребенка и умственного труда. Именно эти факторы, обеспечивают лучшее усвоение запоминаемого материала. 

Заинтересованность учащегося процессом развития памяти способствует внутренним мотивам, которые в свою очередь заставляют его ставить перед собой задачи и следовать их исполнению [2, 201].

Таким образом, развитию произвольной памяти содействует построение коррекционной работы с учетом всех вышеперечисленных факторов, а также разнообразием использования методов и приемов.

Список литературы

  1. Милорадова, Н. Г. Основы психологии: от телесного ощущения до личностного «Я» / Н. Г. Милорадова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Лань, 2023. – 288 с. – ISBN 978-5-507-47847-7. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/352319 (дата обращения: 30.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  2. Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы III Всерос. науч.практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 10–11 ноября 2022 г.) : материалы конференции / главный редактор Ж. В. Мурзина. – Чебоксары : , 2022. – 336 с. – ISBN 978-5-907561-75-5. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/289031 (дата обращения: 30.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.
  3. Чердынцева, Е. В. Современные технологии воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми : учебное пособие / Е. В. Чердынцева, О. В. Якубенко, Е. Г. Ожогова. – Омск : ОмГПУ, 2022. – 140 с. – ISBN 978-5-8268-2322-4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/225503 (дата обращения: 30.11.2023). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

Интересная статья? Поделись ей с другими: